kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать  Вас на  моём мастер-классе, тема которого « Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке.»

В первые годы моей работы в школе  на своих уроках я замечала, что дети  были напряжены, даже испытывали страх перед необходимостью изучать чужой язык, боялись ошибиться. Это отрицательно отражалось на качестве знаний. Кроме того, как правило, не все родители компетентны и могут оказать помощь своему ребёнку при выполнении домашних заданий, что  так же  вызывает у учащихся неуверенность и беспокойство. Столкнувшись с этой проблемой и проведя анкетирование на  выявление уровня дискомфорта учащихся на уроке, я пришла к выводу о необходимости  создания особой щадящей среды  для  учеников на уроках английского языка с целью повышения  их мотивации  к изучению языка и снятию психологического дискомфорта. Для создания этой щадящей среды из всех современных образовательных технологий я выбрала игровую технологию. Игра  помогает мне  превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке"»

      1. Мастер-класс "Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке"



       Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать  Вас на  моём мастер-классе, тема которого « Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке.»

В первые годы моей работы в школе  на своих уроках я замечала, что дети  были напряжены, даже испытывали страх перед необходимостью изучать чужой язык, боялись ошибиться. Это отрицательно отражалось на качестве знаний. Кроме того, как правило, не все родители компетентны и могут оказать помощь своему ребёнку при выполнении домашних заданий, что  так же  вызывает у учащихся неуверенность и беспокойство. Столкнувшись с этой проблемой и проведя анкетирование на  выявление уровня дискомфорта учащихся на уроке, я пришла к выводу о необходимости  создания особой щадящей среды  для  учеников на уроках английского языка с целью повышения  их мотивации  к изучению языка и снятию психологического дискомфорта . Для создания этой щадящей среды из всех современных образовательных технологий я выбрала игровую технологию. Игра  помогает мне  превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.

      В книге доктора педагогических наук  Ефима Израилевича  Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «…Игра – это:

   1)     деятельность,

   2)     мотивированность, отсутствие принуждения,

   3)     индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

   4)     обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,

   5)     развитие психических функций и способностей,

   6)    «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика)»

 

      В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

      На своих уроках я применяю различные виды игр :   (слайд 3) 

1) Подвижные игры. Я провожу физкультминутки, хором проговаривая рифмовки на английском языке, сопровождая их соответствующими движениями. Вот видео ролик физкультминутки в 4 классе.  (слайд 4.)  Использую игры-пантомимы для закрепления  лексики по теме «Животные».(Ребята изображают животных.) А  также использую пантомиму  для отработки английских глаголов в начальной школе. (Услышав английский глагол, ученики показывают действие.)

2) Игры-соревнования. Традиционно провожу на неделе английского языка либо в связи с праздниками. У меня разработан урок-викторина «Галерея портретов». Развешиваю на стенах кабинета портреты известных английских личностей с краткой информацией об их жизни и заслугах, приглашаю учащихся познакомиться  с портретами , а затем делю класс на 2 команды и провожу викторину по увиденному. Вот как выглядит наша галерея. (слайд 5)  С удовольствием 10-тиклассники  играют в игру, посвящённую Дню Святого Валентина, где двум командам предлагается выполнить ряд увлекательных заданий, таких как «Сделай комплимент» или «Напиши любовное письмо».

3) Игры с предметами. Систематически использую мяч для закрепления активной лексики урока  с младшими школьниками . Вот мы закрепляем 2 формы неправильных глаголов в 4 классе. (слайд 6.)

4) Диалоги с  игрушками, героями сказок. В 3-м классе разыгрываем диалог «За столом», когда ребята угощают куклу. Во 2-м  классе разговариваем с клоуном. Вот второклассники рассказывают клоуну, каких животных они знают.  (слайд 7.)

  5)  Фонетические (проговариваем хором рифмовки, отрабатываем скороговорки); лексические ( обычно с мячом),  грамматические игры (описание картинки для тренировки времён английского глагола, например). ( Продемонстрировать картинки, которые описали пятиклассники после изучения настоящего длительного времени.)

6) Мини-проекты. Это не научные проекты, а скорее творческие работы учащихся, при этом оригинально оформленные. (Продемонстрировать работы детей.)

7)Игры- рекламы.  Учащиеся работают в группах и рекламируют ,например, достопримечательности Лондона, отеля, спортивного клуба.

8)  Ролевые игры.


       Именно ролевые игры я применяю  особенно часто на своих уроках. Почему?  Ролевые игры в группе детей дают возможность  воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.   Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность. Большинство учащихся, особенно дети 9–12 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям. В 5-м классе после изучения темы «Лондон»  я провожу урок-экскурсию, где ребята пробуют себя в роли гидов, рассказывая о достопримечательностях английской столицы. Вот наши гиды. (слайд 8.) В 6-м классе, изучив тему «Продукты», провожу игру «В магазине продуктов». Учащиеся играют роли покупателя и продавца. Вот, как они это делают. (слайд 9) Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Игры- интервью   с известными  людьми  вызывают интерес у ребят. Вот 8 класс разыгрывает роли журналиста и поп звезды. (слайд  10. ) На тематику старшего этапа( 10-11классы) хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции,  международные симпозиумы по проблемам современности, например,   конференция на тему “Изменения климата” (10 класс), ролевая игра “Семейный конфликт»(10 класс) или конференция на тему «Клонирование»(11 класс).

        Ролевая игра – это приём, который позволяет ученикам совершенствовать свои речевые навыки и умения, а также попробовать свои силы в актёрском мастерстве.

        Применение игровой технологии на уроке, безусловно, эффективно. Дети всегда ждут с нетерпением слов «Давайте играть» или «А теперь игра!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке служат показателем их заинтересованности и положительного эмоционального настроя. (слайд  11)

         Эффективность применения игры демонстрируют следующие диаграммы, составленные на основе анкетирования учащихся . (Текст анкеты продемонстрировать.)  (слайды 12,13,14)  Мы видим, что игры помогли некоторым учащимся снять психологический дискомфорт на уроке.

       Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что игра –  это и  средство мотивации учащихся к учебному процессу ,  и важное условие психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

 Игровые упражнения для мастер-класса по теме « Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке»

      Дети испытывают психоэмоциональное напряжение на уроках, а  взрослые-на рабочем месте.  Если на уроках я применяю обучающие игры, направленные на усвоение языкового  материала,  то  Вас  я хотела бы научить использовать игры для восстановления эмоционального равновесия.  Они направлены на снятие напряжения, усталости, также  могут быть использованы в профилактических целях – для предотвращения возникновения хронической усталости, напряжения и эмоционального выгорания.

   Упражнение «Лимон»

              Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

              Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упр. "Конкурс хвастунов".

Цель: Упражнение помогает игроку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими .

Ход: "Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется" и т. п."

После того, как будет пройден круг,  определяют победителя - лучшего "хвастуна". Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.

Упр. "Зеркало"

Цель: Эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе. Она помогает игроку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны.

Ход: Игроки участвуют по очереди, по два человека. Один смотрится в "зеркало" (другой игрок), которое повторяет все его движения.

Упр. «Солнышко и тучка

Цель: Упражнение направлено на снятие психического напряжения, обучающее человека регулировать свое эмоциональное состояние.

Ход: Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце - расслабиться на выдохе.

Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так:  В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

Каждый участник по очереди, передавая мяч, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми .

Упражнение «Моя любимая фотография».  Участники по кругу рассказывают о своих любимых фотографиях, обращая внимание на чувства проживаемые человеком.(один из способов снятия стресса)
Как приятно видеть Вас в хорошем настроении.

            Упражнение на релаксацию.(слайд 15)Звучит музыка. Психолог проговаривает слова.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий Вас песок совершенно сухой и мягкий. Оглянитесь вокруг и Вы обнаружите, что на берегу моря Вы совсем одни…

Солнце клонится к закату. Вы чувствуете тепло вечернего солнца…

Наберите всей грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух  очень свежий . Вы чувствуете себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут Ваши заботы и всё, что Вас напрягает.

Вы постепенно уходите от своих переживаний. Вы совершенно спокойны.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

 Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

 Участникам предлагается  завершить фразу:  “Я сегодня...”



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке"

Автор: Имангажинова Самал Маделькановна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 382073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства