Коррекционно-развивающее занятие на тему "Игра с пальчиками"
Коррекционно-развивающее занятие на тему "Игра с пальчиками"
План - карта коррекционно - развивающего занятия на тему "Игра с пальчиками" рекомендуется педагогам - психологам, педагогам - логопедам. В карте выделены следующие разделы: структурные компоненты занятия, деятельность педагога, предполагаемая деятельность ребёнка, динамика наблюдений за деятельностью. Карта позволяет чётко проследить поставленные педагогом задачи и правильность выполлнения этих задач ребенком. Занятие состоит из 10 разделов. Рекомендуется проводить с детьми, имеющим диагноз: нейросенсорная тугоухость 3 степени. Вторичная задержка психического развития. Общее неоразвитие речи 3 уровня, обусловленное снижением слуха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ds: Двусторонняя нейросенсорная тугоухость 3 степени. Вторичная задержка психического развития. Общее недоразвитие речи 3 уровня, обусловленное снижением слуха.
Длительность занятия:45 мин.
Тип занятия: повторение, закрепление знаний, умений и навыков. Применение полученных знаний на практике.
Вид занятия: интегрированный.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, дидактические игры, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, методы стимулирования и мотивации.
Цели и задачи:
Коррекционно - образовательные: стимулирование речевой активности. Развитие связной речи. Учить чётко и выразительно проговаривать отдельные слова, предложения. Развитие пространственного праксиса. Закрепление умения определять положение сторон: верх – низ, право – лево. Развитие конструктивного праксиса. Учить выкладывать разноцветные палочки по образцу, учитывая их положение и цвет. Учить выполнять практическую деятельность по определённому алгоритму действий.
Коррекционно - развивающие: развитие произвольного внимания, его переключаемости, объёма. Развитие слухо – речевой, долговременной памяти. Развитие ассоциативного мышления. Развитие мелкой моторики, чёткой координации движений пальцев руки при работе с инструментами. Развитие графо – моторных навыков. Развитие зрительного восприятия, умения дорисовывать недостающие части предмета. Закрепление знаний о цветах предмета. Смягчить общий фон сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги.
Коррекционно - воспитательные: развитие коммуникативных навыков. Развитие умения осуществлять взаимосотрудничество.. Организация общего позитивного фона в процессе коррекции. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта. Создание ситуаций успеха.
Оборудование: мешочек с предметами (корзинка, зонтик, шишка, домик, рыбка, ножницы, очки), коробка с прищепками 4-х цветов, плоскостные фигурки (ёжики 4-х цветов, яблочко), разноцветные палочки, ёмкость с предметами (шишки, каштаны, жёлуди, крупа), чайная ложка, щипцы, пинцет, формочки с ячейками, поднос, 2 полотенца, ведёрко с водой, таз, часка с губкой, сачок, тарелка с набором игрушек «Рыбки», влажные салфетки, коробка, тарелочка с мокрой губкой синего цвета. Листы с заданиями: 1) «Пройди лабиринт», 2) «Дорисуй», 3) «Дождик».
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«Белка, сидя на тележке, раздаёт друзьям орешки: заиньке усатому, мишке толстопятому, синичке – невеличке и совушке – сестричке».
Ребёнок выполняет задание по установленному алгоритму действий.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Предмет – рыбка).
Пальчиковая гимнастика «Весёлые рыбки».
Игра «Поймай рыбку»
Игра «Перенос воды из ёмкости в ёмкость».
Педагог предлагает ребёнку запустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь определить, что это.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Педагог предлагает ребёнку наполнить ёмкость водой и поймать сачком рыбок.
Педагог предлагает ребёнку губкой перенести водичку в ведёрко.
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«Рыбки весело плескались в тёплой чистенькой воде: то сплывутся – расплывутся, то «зароются» в песке».
Ребёнок наполняет ёмкость водой, сачком вылавливает по одной рыбок и складывает в тарелочку.
Ребёнок, расстелив на подносе полотенце, переносит воду губкой из ёмкости в ведёрко. Вытирает стол. Складывает на подносе все предметы.
(Задание выполняется самостоятельно, с учётом всего алгоритма действий).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Предмет – зонтик).
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Рисование пальчиками «Капельки дождя».
Педагог предлагает ребёнку запустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь определить, что это.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Педагог предлагает ребёнку нарисовать дождик пальчиком методом «тыка».
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«Дождик, дожди, кап – кап – кап! Ты не капай долго вряд! Дождик, дождик льётся, в руки не даётся».
Ребёнок пальчиком рисует на альбомном листе с изображением тучки капельки дождя.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Предмет – дом).
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».
Дидактическая игра «Выложи узор».
Педагог предлагает ребёнку запустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь определить, что это.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Педагог предлагает ребёнку из разноцветных палочек выложить по образцу дом, разные фигуры.
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«На поляне дом стоит, ну, а путь к нему закрыт. Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. Стол стоит на толстой ножке, рядом стульчик у окошка, два бочонка под столом. Вот такой я видел дом!»
Ребёнок выкладывает по образцу педагога разные фигуры с учётом цвета палочек и их местоположения.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Предмет – ножницы).
1) Пальчиковая гимнастика «Волшебник».
2)Упражнение «Дорисуй предмет».
Педагог предлагает ребёнку запустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь определить, что это.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающие части предметов.
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«Если ножницы достану, то волшебником я стану. Смастерю вам из бумаги птиц, машину, башни, флаги».
Ребёнок фломастерами дорисовывает на листе бумаги недостающие части предметов (птичке – хвост и клюв, машине – колёса, башне – кубики, флагу – полотнище).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Предмет – очки).
1) Пальчиковая гимнастика «Бабушка».
2) Упражнение «Пройди лабиринт».
Педагог предлагает ребёнку запустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь определить, что это.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Педагог предлагает ребёнку помочь бабушке найти её платок, пройдя лабиринт.
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«Бабушка очки одела, у стола на стульчик села, только в книжку заглянула, улыбнулась и уснула».
Ребёнок, перебором вариантов, находит по лабиринту платок, проводя по нарисованным линиям фломастером.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Предмет – корзинка для белья).
1) Пальчиковая гимнастика «Стирка».
2) Дидактическая игра «Разноцветные ёжики».
Педагог предлагает ребёнку запустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь определить, что это.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Педагог предлагает ребёнку прикрепить ёжикам «иголки».
Педагог предлагает ребёнку выложить ежиков в определённом порядке вокруг яблока (с опорой на образец).
Педагог спрашивает ребёнка, где находится каждый ёж относительно яблока.
Ребёнок определяет предмет, называет его. По ассоциации связывает предмет с названием пальчиковой гимнастики.
Ребёнок вместе с педагогом выполняет
пальчиковую гимнастику.
«Мылом мылю я носки, крепко трутся кулачки, сполосну носочки ловко и повешу на верёвку».
Ребёнок прикрепляет на плоскостные фигурки ежей прищепки соответствующего цвета (по 5). Выкладывает их в ряд.
Ребёнок выкладывает ёжиков по образцу.
Ребёнок называет положение каждого ежа относительно предмета (вверху, внизу, справа, слева).
Итог занятия.
Педагог предлагает ребёнку вспомнить, какие пальчиковые гимнастики выполнялись на занятии.
Ребёнок перечисляет названия пальчиковых гимнастик.
Домашнее задание.
1) Раскрасить башню, машину, птичку, флаг.
2) Упражнение «Пройди лабиринт» (завершить).
Замечания и предложения: ________________________________________________________________________________________________________