Дети должны жить в мире красоты, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Непосредственно образовательная деятельность:
«Волшебная роза»
Задачи:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, тревоги, агрессии;
- развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами;
- обучение приемам рисования и развитие умения экспериментировать.
Оборудование: роза, леечка, шкатулка; магнитная доска, магнит, картина «Роза»; магнитофон, аудиокассета «Волшебство природы», «Музыка цветов»; краски для пальцеграфии , листы бумаги, салфетки.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Волшебные цветы»
Дети сидят на ковре. Психолог показывает им розу и говорит:
— Нас сегодня приветствует прекрасный цветок. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. (Дети передают цветок друг другу, здороваются и улыбаются.)
Ребята, в волшебном саду растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, любят играть. Цветы эти очень красивые.
А какие вы знаете цветы? (Дети отвечают.) Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой, и вы превратитесь в цветы... (Включает аудиозапись, имитирует полив, можно посыпать немного конфетти.)
Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В красивые цветочки.
Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные! Покачайте своими головками... Покажите, как гнется ваш стебелек... Пошевелите пальчиками-листочками... Ветерок нас раскачивает... Солнышко пригревает... Цветочки улыбаются солнышку... Тянут к нему головки, листочки-ладошки... Как хорошо, как приятно!.. (Выключает аудиозапись.) А теперь вы снова мальчики и девочки. Скажите, что вы чувствовали, когда были волшебными цветами? (Дети обмениваются впечатлениями.)
Рисование.
На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и загадывает загадку:
- Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы.)
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картину «Роза» и просит детей рассмотреть и описать ее. Дети выполняют задание. - Из каких частей состоит роза? (Дети отвечают.) Воспитатель уточняет значение слова бутон. Затем проводит пальчиковую гимнастику:
- Наши алые цветки распустили лепестки
(Показывают ладони распустили лепестки с раз двинутыми пальцами.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Медленно покачивают ладонями вправо-влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки
(Медленно сжимают пальцы в кулаках)
Тихо засыпают, головой качают
(Выполняют кулачками движения вверх-вниз.)
Педагог-психолог предлагает начать рисование, показывает и поясняет: цветок - кулачок, ребра ладоней (коричневый цвет); стебель - ребро ладони (зеленый цвет); листики - ладони с соединенными пальцами (зеленый цвет).
Дети рисуют. Педагог-психолог наблюдает и помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки. Педагог-психолог хвалит детей.
Упражнение «Аромат розы»
Психолог просит детей сесть в круг. Затем достает из плотно закрытой шкатулки на душенную искусственную розу. (Если есть возможность, можно использовать живую чайную розу.) Дети, расслабив плечи, спокойно, без напряжения вдыхают аромат розы и мягко, длительно выдыхают воздух. Внимание детей фиксируется не на запахе (он и так будет ощущаться), а на работе мышц живота. Во время вдоха живот втягивается, а на выдохе слегка выпячивается. Движения живота должны быть плавными и ритмичными.
Игра «Добрые слова»
Дети встают в круг. В центре круга - психолог с розой в руке. Все произносят слова:
- В круг ребята встали,
Розу увидали.
Цветок надо передать,
Добрые слова сказать.
Психолог передает розу одному из детей и говорит ему комплимент. Ребенок, получивший цветок, становится водящим... Он благодарит и отдает розу следующему участнику, произнося е добрые слова в его адрес.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего.
Прощание
Взрослые и дети, сидя на ковре или за столами, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дети сидят на ковре. Психолог показывает им розу и говорит:
— Нас сегодня приветствует прекрасный цветок. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. (Дети передают цветок друг другу, здороваются и улыбаются.)
Ребята, в волшебном саду растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, любят играть. Цветы эти очень красивые.
А какие вы знаете цветы? (Дети отвечают.) Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой, и вы превратитесь в цветы... (Включает аудиозапись, имитирует полив, можно посыпать немного конфетти.)
Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В красивые цветочки.
Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные! Покачайте своими головками... Покажите, как гнется ваш стебелек... Пошевелите пальчиками-листочками... Ветерок нас раскачивает... Солнышко пригревает... Цветочки улыбаются солнышку... Тянут к нему головки, листочки-ладошки... Как хорошо, как приятно!.. (Выключает аудиозапись.) А теперь вы снова мальчики и девочки. Скажите, что вы чувствовали, когда были волшебными цветами? (Дети обмениваются впечатлениями.)
Рисование.
На столах лежат краски, листы бумаги и салфетки. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и загадывает загадку:
- Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы.)
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картину «Роза» и просит детей рассмотреть и описать ее. Дети выполняют задание. - Из каких частей состоит роза? (Дети отвечают.) Воспитатель уточняет значение слова бутон. Затем проводит пальчиковую гимнастику:
- Наши алые цветки распустили лепестки
(Показывают ладони распустили лепестки с раз двинутыми пальцами.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Медленно покачивают ладонями вправо-влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки
(Медленно сжимают пальцы в кулаках)
Тихо засыпают, головой качают
(Выполняют кулачками движения вверх-вниз.)
Педагог-психолог предлагает начать рисование, показывает и поясняет: цветок - кулачок, ребра ладоней (коричневый цвет); стебель - ребро ладони (зеленый цвет); листики - ладони с соединенными пальцами (зеленый цвет).
Дети рисуют. Педагог-психолог наблюдает и помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки. Педагог-психолог хвалит детей.
Упражнение «Аромат розы»
Психолог просит детей сесть в круг. Затем достает из плотно закрытой шкатулки на душенную искусственную розу. (Если есть возможность, можно использовать живую чайную розу.) Дети, расслабив плечи, спокойно, без напряжения вдыхают аромат розы и мягко, длительно выдыхают воздух. Внимание детей фиксируется не на запахе (он и так будет ощущаться), а на работе мышц живота. Во время вдоха живот втягивается, а на выдохе слегка выпячивается. Движения живота должны быть плавными и ритмичными.
Игра «Добрые слова»
Дети встают в круг. В центре круга - психолог с розой в руке. Все произносят слова:
- В круг ребята встали,
Розу увидали.
Цветок надо передать,
Добрые слова сказать.
Психолог передает розу одному из детей и говорит ему комплимент. Ребенок, получивший цветок, становится водящим... Он благодарит и отдает розу следующему участнику, произнося е добрые слова в его адрес.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего.
Прощание
Взрослые и дети, сидя на ковре или за столами, обмениваются впечатлениями от занятия, затем прощаются до следующей встречи.