УСПЕНСКИЙ КАБИНЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
С ГОВОРОВЫМ ВОВОЙ
ТЕМА: «Я И МОЙ МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
СКАКОВА Л.В.
21 НОЯБРЯ 2013 Г.
«Я и мой мир вокруг меня»
Цели:
Коррекционно-обучающая: формирование навыков адекватного общения с окружающими;
Коррекционно-развивающая: развитие умений и навыков установления доброжелательных отношений;
Коррекционно-воспитательная: воспитание толерантности, позитивных качеств личности, уверенности в своих силах, доброжелательного терпимого отношения к окружающим.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Оборудование: презентация, конверт с качествами человека, конверт с высказыванием, белые листы для рисования ладошки, в подарок правила толерантного общения.
1. Психологический настрой:
Психолог: «Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать на нашем занятии! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарим друг другу улыбки. Улыбнемся, и все будет хорошо».
2. Вводно-мотивационный момент:
Психолог: «Друг мой, я приглашаю тебя в увлекательное путешествие! Надеюсь, что это занятие будет для тебя полезным и интересным.
3. Основная часть:
Психолог: Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения и взаимоотношений между людьми. Для этого необходимо овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы тебе и всем было хорошо, приятно, удобно. Доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья.
16 ноября во всем мире признано Международным Днем толерантности. И сегодня мы познакомимся с понятием толерантность.
- Знакомо ли тебе это слово? Слышал ли ты раньше о толерантности? Если ты знаком с ним, можешь ли объяснить его значение? (ответы Вовы)
- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному:
- в персидском – готовность к примирению;
- в английском, готовность быть терпимым и снисходительным;
- в китайском, принимать другого таким, какой он есть, быть великодушным;
- в арабском, прощение, снисходительность.
- Вова, как ты думаешь, какими качествами должен обладать толерантный человек? (ответ Вовы)
Задание «Цветок толерантности»:
- У тебя на столе лежит конверт с различными качествами человека. Попробуй выбрать качества, которые, по твоему мнению, соответствуют толерантному человеку. И собери цветок толерантности.
Обсуждение цветка толерантности.
- Подумай, a все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Возможно, ли изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
Беседа о толерантности.
A сейчас я тебя приглашаю прогуляться по улицам города. Каждый человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои лучшие качества, но иногда бывает и наоборот…
Послушай рассказ «Перед вами две дороги, выбирайте…»
«Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На тротуаре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Он тихо стонал, a в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил парень, держа ее за руку.
- Отпусти, видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- A нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, мне больно. Ему нужна помощь.
- Он сам во всем виноват. Работать надо, a он попрошайничает, ворует. Зачем ему помогать?
- Я все равно пойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
- Я сломал ее. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда.
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо.
- Послушай,- обратилась девушка к парню, - вызови, пожалуйста «скорую».
Молодой человек молчал. Девушка посмотрела на него и подошла к нему.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони и не приходи ко мне! Я знать тебя не хочу.
Парень пошел прочь.
- Я пойду вызывать врача, потерпите. И пошла к телефонному автомату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам!
Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы по тексту: Почему молодой человек отказался помочь? Толерантно ли он поступил по отношению к мужчине?
Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то просто попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление толерантности.
Задание «Смысловая поддержка»
A сейчас собери высказывание, возможно, оно тебе знакомо.
(«Не делай другому того, от чего больно тебе».)
- Подумай о смысле этого высказывания.
(относись к людям так, как бы ты хотел чтобы они относились к тебе).
Игра «Волшебная ладошка»
- У тебя на столе есть белый лист. Обведи свою руку. На пальчиках напиши свои хорошие качества, a на ладошке – что хотелось бы изменить в себе.
- С этим качеством на ладошке тебе предстоит побороться, на это уйдет время. Я думаю, что ты сможешь одержать победу. Нет человека на земле, который обладает одними положительными качествами. Но ты должен уметь бороться с теми качествами, которые хочешь изменить.
Составление правил толерантного общения.
- Для этого мы с тобой составим правила толерантного общения.
4. Релаксационный этап.
Упражнение «Порхание бабочки»
Психолог: «Володя, а сейчас представь, что ты находишься на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Тебе приятно, и ты чувствуешь себя хорошо. Ты абсолютно спокоен. Закрой глаза и слушай мой голос. Дыши легко и спокойно. Представь себе, что ты находишься на поляне в прекрасный летний день. Прямо перед собой ты видишь великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследи за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь ты вообрази, что ты – бабочка, что у тебя красивые и большие крылья. Почувствуй, как твои крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайся ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляни на пеструю поляну, над которой ты летишь. Посмотри, сколько на ней ярких цветов. Найди глазами самый красивый цветок и постепенно начинай приближаться к нему. Теперь ты чувствуешь аромат своего цветка. Медленно и плавно ты садишься на мягкую ароматную серединку цветка. Вдохни еще раз его аромат...
5, 4, 3, 2, 1. Открой глаза. Сядь. Сохрани наполнившее тебя ощущение покоя и хорошего настроения на весь день. Возвращайся в кабинет».
5. Рефлексия.
Психолог: расскажи, пожалуйста о чем ты сегодня узнал на занятии?
Что такое толерантность в твоем понимании?
Как ты думаешь важно быть толерантным человеком?
Выводы о толерантности:
Психолог: «Володя, у нас есть волшебная коробка. Наверно в ней и спрятана важная тайна! Давай откроем ее?
- Я буду открывать коробку, и каждый по очереди в нее заглянет! Только пока никому не говорите, что вы там увидели. Договорились?»
Все присутствующие по очереди заглядывают в коробку.
Психолог: «Что вы там увидели? А точнее… КОГО? (ответы) - Конечно!
- Мы с вами, каждый из нас, должен жить в мире и согласии со всем миром.
- А это значит – дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать!
- Быть толерантным означает уважать других, не смотря на различия. Быть щедрым и готовым помочь. И все это нам поможет жить в мире! Мы разные, но мы вместе!»
«Не |
делай |
другому |
того, |
от чего |
больно |
тебе» |
Правил толерантного общения |