Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий к программе по профилактике школьной дезадаптации и снижения тревожности у детей»
Конспекты занятий к программе «На пороге школы» ( по профилактике школьной дезадаптации)
Занятие №1. Тема : «Создание Лесной школы»
Приветствие друг друга.
Педагог: Дети, мы сегодня отправляемся в сказку. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы, прослушав его, узнаете, о чем будет эта сказка.
Мы заходим в первый раз
В наш просторный светлый класс.
Ровно выстроились парты,
Всюду книги, всюду карты.
Все здесь для ученика:
Стенды, глобус и доска.
Мы пришли сюда учиться,
И сияют наши лица.
Ну, смелей, заходим в класс!
Он уже заждался нас!
Да, эта сказка о школе. Жил-был ёжик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у него были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил ёжик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. А кто такой учитель?
Упражнение «Что такое школа?» Педагог задает детям вопросы:
- Что вы знаете о школе?
- Какой праздник бывает 1 сентября?
- Хотите ли вы пойти в школу?
Как ёжик сюда попал, он и сам и не знал: может быть, какой-то школьник принёс его для школьного «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько ёжик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, знал теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки. Очень ему нравилось, как проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает ёжик, радуется жизни. А ёжик мечтал…
Упражнение «Самое-самое в школе» (Дети придумывают, что в школе самое интересное, радостное, грустное)
Педагог: И мечтал ёжик о том, что когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.
И вот он стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель – ёж готовил класс к приёму первоклассников.
Развивающая игра «Школьные принадлежности» (Ребятам нужно вспомнить школьные принадлежности и изобразить их)
Педагог: В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Ёж принёс учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик. – Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил сторож-крот. –Ведь в школе не играют, а учатся! Сорока важно ответила: - Меня ёж попросил. Я буду отвечать за звонки. – А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина !-удивился крот. –Эх, ты , ничего про школу ты не знаешь! Если звенит звонок,- значит, пора на урок. А если на уроке звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала сорока. –Подожди, сорока, объясни мне ещё разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок? – Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила сорока. –Это верно! – подхватил ёж. – Именно так делают настоящие школьники. -Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила?- заволновался крот. –Придут в школу и узнают! – вновь затрещала сорока. – Да, - подтвердил ёж,- узнают, как стать школьниками, как правильно писать, считать и многое другое.
Ёж, крот и сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей жёлто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают. –Пора, пора!-объявляет всему лесу клён. –В школу, в школу! – шепчет берёзка.
Рисование на тему : «Каким я вижу себя в школе»
Ритуал прощания.
Занятие №2. Тема : « Мой учитель»
Приветствие друг друга.
Педагог читает стихотворение К.Ибряева.
Сверкают багряные гроздья рябин,
Как сотни весёлых огней.
Сегодня я в школу иду не один,
А с младшей сестрёнкой своей.
Сестренка Наташка, теперь первоклашка, теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша, и знает об этом вся наша страна.
И люди кругом улыбаются ей; и машут нам вслед на ходу,
И сам становлюсь я как будто взрослей, я в школу сестренку веду.
И новое платье, и новый портфель ей очень к лицу, говорят.
Я первым открою ей школьную дверь, недаром ведь я старший брат.
Беседа о школе. – Когда дети идут в школу?
- Как их называют? - Что такое режим дня?
-Какие предметы преподают в школе? – Кто такой учитель?
4. Обыгрывание ситуаций.
- Когда опоздал на урок ученик.
- Когда прозвенел звонок.
- Поведение на перемене.
5. Чтение стихотворения об учителе.
6. Упражнение «Мой учитель…»
7. Ритуал прощания.
Занятие №3. Тема: « Фото –экскурсия в школу»
Приветствие друг друга.
Рассматривание фотографий о школе.
Обсуждение фото.
Высказывание своего мнения.
Дети «пишут» письма ребятам, которые пошли в прошлом году в школу.
( Могут спросить, какие предметы преподают в школе, какие есть кружки, секции; что делают дети на перемене)
Ритуал прощания.
Занятие №4. Тема: « Школьные принадлежности»
Приветствие друг друга.
Рассматривание школьных принадлежностей; обсуждение, для чего они нужны (портфель, пенал, ручка, тетрадь, карандаш, линейка, ластик, циркуль)
Изготовление тетради для кукол.
Материал: на каждого ребёнка лист бумаги ( 10х6 см), степлер, ножницы.
Ход работы: дети вырезают из бумаги листы для тетрадок, складывают их пополам, воспитатель скрепляет листы степлером. Дети подписывают тетради (кто как может)
Рассматривание получившихся тетрадей. Похвала детей.
Ритуал прощания.
Занятие №5. Тема: « Школьные правила».
Приветствие «Добрый клубок» (Дети стоят в кругу, передают клубок ниток, произнося при этом своё имя и слова приветствия ребёнку, стоящему слева)
Развивающее упражнение «Лесные герои» ( ребятам нужно вспомнить, какие животные присутствовали в сказке)
Упражнение «Мои школьные трудности»
Педагог задает ребятам вопросы: Что может быть трудным в школе?, Что может расстроить в школе?
Педагог: Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказкой.
На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, ёж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.
-Здравствуйте, садитесь пожалуйста! – сказал ёж. – Сегодня мы на уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет? Какие правила поведения на занятии вы знаете?
Ответы детей: говорить по одному, не перебивать того, кто говорит; не применять физическую силу, никого не дразнить, не оскорблять.
Педагог: А есть и правила поведения в школе.
- Мне мама говорила,- произнесла белочка,- что существуют правила питания. Например, когда мы едим, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
-А мне папа говорил, - продолжал волченок,- что во всем мире есть много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: на улице, на дороге, в гостях. – «Правило» - значит делать правильно! – подвел итог медвежонок. – Молодцы! – похвалил всех учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить? – Наверное, можно, но тогда ведь будешь на своих ошибках учиться,- улыбаясь, произнес волчонок. –Да и неприятностей будет много,-согласилась с другом белочка. – А я не люблю неприятности. –Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. – Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить. – Как у вас так интересно стихи получаются? –удивился заяц. – А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята? – Конечно, согласны! – хором ответили ученики. – Я буду называть правило, а вы будете его зарисовывать. – Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу! - Готово! – обрадовался лисенок.
В школе «здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд! (зарисовка пиктограмм)
-Отлично, лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.
- Можно я попробую? – предложил зайчонок.
До звонка ты приходи и порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд ждут учителя, стоят! ( зарисовка пиктограмм)
- Молодец, зайчонок! Третье правило: чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку. –Это сложно!- проворчал медвежонок. Не знаю, подойдет ли то, что я сочинил:
Друга зря не беспокой, береги его покой.
На уроке тишина. Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать или важное сказать. (зарисовка пиктограмм)
- Очень хорошо, медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
- Это легко!- воскликнул волчонок.
На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот, кого учитель назовет. (зарисовка пиктограмм)
- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете. Ещё попробуем?
Правило пятое; оно вам уже знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, и помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте!
- Сейчас моя очередь!- произнесла белочка.
Вот звонок на перемену, приготовься отдыхать.
Можешь с другом прогуляться, можешь тихо поиграть.
Подготовь к уроку всё, чтоб училось нам легко!
- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников ёжик.
Речедвигательная игра «Ёжик»
Педагог: По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягоды, грибочки, для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк – превратится ёж в клубок.
Ощетинит ёж иголки, - не достанется он волку!
Ёж не тронет никого, но и ты не тронь его!
Ритуал прощания.
Занятие № 6. Тема : « Смешные страхи»
Приветствие друг друга.
Экспрессивный этюд «Первоклашки идут в хорошем настроении»
Экспрессивный этюд « Учитель встречает учеников»
Экспрессивный этюд «Выбор парты»
Экспресс-диагностика «Выбор парты» ( на листе бумаги нарисован план класса с партами. Ребенок должен показать, где он хочет сидеть за партой в школе. Нужно, чтобы ребенок объяснил свой выбор.)
Экспрессивный этюд «Испуганный зайка»
Подвижная игра «Зайцы в лесу»
Экспрессивный этюд «Уверенный заяц»
Рисование «Смешные страхи»
Ритуал прощания.
Занятие № 7. Тема : «Игры в школе»
Приветствие друг друга.
Экспрессивный этюд «Растерянный волчонок»
Упражнение «Нарисуй по клеточкам»
Подвижная игра «Лишний стул»
Беседа «Какие игры бывают в школе?» ( «резиночка», «скакалки», «классики»)
Игра «Пожалуйста!»
Ритуал прощания.
Занятие № 8. Тема : « Трудности дороги к знаниям»
Приветствие друг друга.
Знакомство со сказкой О.В. Хухлаевой «Сказка о котёнке Маше»
Упражнение «Что я хочу знать в школе?»
Упражнение «Слушаем хлопки»
Экспрессивный этюд «Неудача»
Обсуждение в кругу.
Ритуал прощания.
Занятие № 9. Тема : « Школьные конфликты»
1.Приветствие друг друга.
2. Чтение сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа»
3. Беседа по сказке.
4. Упражнение «Сердитая подушка»
5. Игра «Волшебный стул»
6. Упражнение «Правила дружбы»
7. Ритуал прощания.
Занятие № 10. Тема : « Драки»
Приветствие друг друга.
Знакомство со сказкой М.А.Панфиловой «Драки»
Загадки: Мы задачи в ней решаем, можем в ней диктант писать.
В общем, знанья повышаем. Это школьная …. (тетрадь)
А ей на свете лучше б не бывать, она стремится птичек убивать!
Носить её в кармане – просто гадко! Задумайся, нужна ль тебе… ( рогатка)
Всех мы заинтересуем! Мы картинки в нём рисуем:
Вот Степашка, Бим и Бом. Ну так что это? (альбом)
Это кладезь разных знаний, это вам не «Кока-кола»
Это старт для всех призваний, а короче…… это (школа)
Дельная книга, мудрости ларь, в книге все буквы. Это… (букварь)
Экспрессивный этюд «Приглашаем играть в футбол»
Упражнение «Сердитая подушка»
Экспрессивный этюд «Злые друзья»
Ритуал прощания.
Занятие № 11. Тема : « Как сделать выбор»
Приветствие «Дружба начинается с улыбки»
Беседа (познакомить детей с понятием «выбор»)
Чтение рассказа Н.П. Слободяник «Памси выбирает»
Игра – упражнение «Догадайся, что в коробке»
Упражнение «Рисуем картинки в уме»
Обсуждение в кругу.
Ритуал прощания «Круг друзей»
Занятие № 12. Тема: «Мне скоро в школу»
Приветствие «Комплименты»
Упражнение «Двигательный диктант»
Игровое упражнение «Ваню в школу провожать- надо нам поколдовать»