Просмотр содержимого документа
«Конспект "Счастье вмолодой семье"»
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п. Светлополянска Верхнекамского района»
Конспект занятия по психологическому практикуму
на тему:
«Счастье в молодой семье»
Провела: педагог-психолог: Е.А. Бесадовская
2017 год
Цель:
1.Воспитание положительного отношения к молодой семье как к базовой ценности современного общества.
Задачи:
Воспитательная:
1.Воспитание подростков как личность, готовой и способной выполнять систему социальных ролей в конкретных условиях жизнедеятельности.
2.Формирование у обучающихся определённых чувств (уважение, гордость за семью).
3.Воспитание умения быть самостоятельным.
4.Воспитание таких нравственных качеств как любовь, умение сопереживать.
5.Воспитание умения работать в группе (удовлетворение потребности в совместной деятельности);
Коррекционно-развивающая:
1.Развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения, положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой;
2.Развитие слухового восприятия;
3.Развитие связной речи;
Образовательная
1. Создание условий для закрепления представления о молодой семье.
2.Знакомство с основными понятиями семейного счастья (любовь, уважение, доверие, терпение, мудрость, традиции, труд).
Предмет: Психологический практикум
Класс: 9
Форма занятия: Час размышления
Оборудование: Плакат солнца, пословицы, стихи о семье, музыкальные фонограммы, легенда о счастье, притча о любви, плакат дома.
На доске:
Тема занятия: «Счастье в молодой семье».
Эпиграф: «Счастлив тот, кто у себя дома».
Л. Н. Толстой
Плакат, на котором изображено солнце «Счастье» с лучами.
Подготовительный этап: анкетирование: «Что такое счастье для вас?»
Ход:
I. Организационный момент (эмоциональный настрой).
- Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. На нашем занятии сегодня я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Я уверена, что наше сотрудничество сегодня будет успешным.
Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Приветствие».
Упражнение «Приветствие»
Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей жизни. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом: Пусть поздороваются те:
-кто в хорошем настроении; -кто еще не до конца проснулся; - кому сегодня грустно; - кто любит рисовать; -кто любит петь и танцевать; - кто хочет активно поработать на нашем занятии;
- узнать что-то интересное и новое для себя; -кто еще не поздоровался.
Молодцы! Итак, мы с вами настроились таким образом на нашу совместную работу.
- Спасибо. У вас хорошее настроение и вы настроены на деловой разговор.
Итак, мы начинаем.
Плакат солнце «Счастье».
- Ребята, мы с вами недавно проводили анкетирование про счастье. Я распределила ваши высказывания про счастье на плакате солнца, давайте вместе посмотрим и зачитаем их. (Работа с плакатом).
Другого места у счастья нет. Счастье рождается и проживает лишь в сфере ценностных отношений. Одна из важнейших сторон способности быть счастливым - умение поглядеть на жизненное событие, с другой стороны. Счастливый сносит и горькие превратности судьбы, как бы она не проверяла его на выносливость. Несчастный теряет разум и достоинство от пустячных царапин жизни, по мнению философов. Быть счастливым - это приветствовать жизнь во всех её проявлениях.
-Ребята, вы стоите на пороге совершеннолетия. Это такой возраст, когда некоторые молодые люди, считая себя уже довольно взрослыми, готовятся создавать свою молодую семью. Счастье. Молодёжь. Семья. Вот о чём мы с вами сегодня поразмышляем.
Тема наша занятия: «Счастье в молодой семье».
II. Основная часть
Стихотворение о семье.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, твой дом. Прослушайте стихотворение о семье.
(Звучит спокойная музыка)
(Один из обучающихся зачитывает стихотворение)
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемногу и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нём!
Ребята, скажите о чём это стихотворение? (ответы подростков)
- о семье.
(Продолжает звучать спокойная музыка).
Релаксационное упражнение «Мой дом»
- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить: перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе...
Откройте, пожалуйста, глаза.
- Вам понравился этот дом? (ответы детей)
- Хотели бы вы жить в таком уютном доме? (ответы детей)
-Что вы почувствовали во время чтения? Какие эмоции вы испытали?
-Замечательно!
Мы продолжаем наш разговор.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Обратите внимание на доску, на данное высказывание.
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Все эти слова, как кирпичики, из которых строится семья, семейное счастье и можно из них построить крепкий надёжный дом для семьи.
- Вы хотели бы построить виртуальный дом, в котором будет тепло, уютно, будет царить любовь и согласие?
Для этого мы разделимся на 2 команды. Каждая команда - это одна дружная семья.
Мы с вами сейчас отправимся в интересное путешествие по станциям, где мы можем найти эти кирпичики семейного счастья и построить дом. Но находятся они на разных станциях, где вы можете столкнуться с разными трудностями.
(Звучит музыка, ребята делятся на команды).
Цель нашего путешествия: найти кирпичики семейного счастья и построить виртуальный дом.
Итак, мы отправляемся. Первая станция: «Любовь».
А вот и первая станция. Названием этой станции является главное качество, с которого строиться семейное счастье. Сейчас я прочту вам притчу, а вы скажите, о чём она, что за качество скрывается.
(Звучит спокойная музыка).
Притча «Он и Она».
Их было двое - он и она. Они где -то нашли друг друга и жили теперь одной жизнью, самой обыкновенной жизнью двух самых обыкновенных счастливых.
Они были счастливыми, потому что были вдвоём, а это гораздо лучше, чем быть по одному.
Он носил Её на руках, зажигал на небе звёзды по ночам, строил дом, чтобы Ей было, где жить. И все говорили: «Ещё бы, как его не любить, ведь он идеал! С таким легко быть счастливой!» А они слушали всех и улыбались, и не говорили никому, что идеалом Его сделала Она: Он не мог быть другим, ведь был рядом с Ней. Это было их маленькой тайной.
Она ждала Его, встречала и провожала, согревала их дом, чтобы Ему там было тепло и уютно. И все говорили: «Ещё бы! Как её не носить на руках, ведь она создана для семьи. Немудрено, что он такой счастливый!» А они только смеялись и не говорили никому, что Она создана для семьи только с Ним и только ему может быть хорошо в Её доме. Это был их маленький секрет.
Иногда Он шёл, спотыкался, падал, разочаровывался и уставал. И все говорили: «Зачем Он Ей, такой побитый и измученный, ведь вокруг столько сильных и уверенных». Но никто не знал, что сильнее Его нет никого на свете, ведь они были вместе, а значит, и сильнее всех. Это было Её тайной.
И Она перевязывала Ему раны, не спала по ночам, грустила и плакала. И все говорили: «Что он в ней нашёл, ведь у неё морщинки и синяки под глазами. Ведь, что ему стоит выбрать молодую и красивую?» Но никто не знал, что она была самой красивой в мире. Разве может кто-то сравниться по красоте с той, которую любят? Но это было Его тайной.
Они все жили, любили и были счастливыми. И все недоумевали: «Как можно не надоесть друг другу за такой срок? Неужели не хочется чего-нибудь нового?» А они так ничего и не сказали. Просто их было всего лишь двое, а всех было много, но все были по одному, ведь иначе, ни о чём бы не спрашивали. Это не было их тайной, это было то, чего не объяснишь, да и не надо...
П: Ребята, скажите, о чём притча, что за качество скрывается?
-Как вы понимаете, что такое любовь? На чём она основывается? (Чувства, уважение, понимание...)
Драматург А. Н. Островский сказал: «Любовь- творец всего доброго, взаимного, сильного, тёплого и светлого».
Чтение стихотворения (ученик).
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу,
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья – это много совместной домашней работы.
Семья - это важно!
Семья –это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
-Возьмём такую любовь с собой для строительства нашего дома?
Отправляемся дальше.
Вторая станция: «Уважение».
В чём проявляется уважение человека к человеку? (ответы детей)
Как проявляется уважение в ваших семьях?
П: Сейчас вы подумаете, порассуждайте и напишите правила уважения друг друга в молодой семье.
Команды сообщают свои правила, идёт обсуждение.
А теперь сделаем вывод, что общего в ваших правилах.
Отправляемся в дальнейшее путешествие.
Третья станция: «Доверие».
Меня радует, что вы не забыли про доверие! Слово доверие и вера- одного корня.
Что значит верить друг другу? (ответы детей).
Четвёртая станция: «Терпение».
Как вы заметили, что в ваших правилах присутствует такое качество как терпение.
Подумайте и скажите, какие конфликты бывают в молодой семье и из-за чего они возникают? (ответы детей)
Представьте следующую ситуацию: молодая студенческая семья, в которой родился ребёнок. Счастье первых дней сменилось раздражением: ребёнок кричит, мешает готовиться к занятиям...Оба решили не бросать учёбу в вузе, но как всё это совместить, когда и денег, и времени катастрофически не хватает...
После обсуждения проблемы команды высказывают своё мнение.
П: Когда вдруг жить желание пропало…
Когда со всех сторон жизнь больно бьёт….
И безразлично всё вдруг сердцу стало…
Терпи и верь, что это всё пройдет!
-А теперь послушайте легенду. (Звучит спокойная музыка).
Легенда.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово.
Какое? Как вы думаете?
(терпение)
Верно, научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с близкими людьми.
Возьмём терпение с собой в наш дом?
Отправляемся дальше.
Пятая станция: «Мудрость».
П: Создать семью нелегко, а сохранить ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить проблемы удаётся далеко не всем. Недостаёт житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки, в них сказано о том, что не так просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Сейчас мы с вами будем собирать пословицы, которые развешены по классу. (одна половинка пословицы находится отдельно от другой.)
Ребята, ваша задача собрать пословицу и объяснить её смысл.
Вся семья вместе,...(так и душа на месте)
В семье любовь да совет...(так и нужды нет)
В гостях хорошо,...(а дома лучше)
Без хозяина...(дом сирота)
Домой придёшь -...(хлеб, соль найдёшь)
В семье разлад,...(так и дому не рад)
Семья без детей,...(что цветок без запаха)
Не нужен клад,...(когда в семье лад)
Молодцы!
П: Как вы считаете: нужна нам мудрость, чтобы быть счастливыми, чтобы принимать правильные решения? (ответы детей)
-Возьмём этот кирпичик мудрости с собой?
Отправляемся дальше.
Шестая станция: «Традиции».
В каждой семье есть свои обычаи, традиции. Семья крепкая своими традициями. Они передаются из поколения в поколение.
-Подумайте, какие традиции будут в вашей семье? (обсуждение каждой команды).
-Нужны традиции для семейного счастья?
-Берём их с собой?
Отправляемся на последнюю станцию.
Седьмая станция: «Труд».
Чтобы дом был тёплым, солнечным, уютным каждый член семьи должен внести свой труд в него. В каждой семье всем распределяются обязанности. В дружной счастливой семье и труд должен быть совместным.
Физкультминутка «Кто быстрее»
П: Ребята, сейчас мы с вами немножко отдохнём и попробуем поучаствовать в совместном труде. Ваша задача, кто больше и быстрее уберёт с полу мусора, та команда и побеждает. (На полу разложены бумажки).
П: Скажите пожалуйста, легко ли вам было трудиться совместно? Вот и в каждой семье должен быть всегда совместный труд!
Молодцы!
П: Все станции пройдены, кирпичики сложены, а последнее качество - труд будет крышей нашего дома.
П: Из каких качеств построен наш дом? Давайте их перечислим (любовь, уважение, доверие, терпение, мудрость, традиции, труд).
Закрепление нового материала.
П: Чтобы узнать, какая семья будет жить в этом доме, назовите прилагательные на каждую букву в слове «семья».(Слайд).
С - счастливая, спокойная, сильная, смелая.
Е - единственная, единая.
М - мудрая, многодетная, мирная.
Ь-
Я -яркая, ясная.
П: Счастливая семья - это солнышко, лучики которого нас согревают и дают нам тепло. И от этого тепла мы становимся добрыми и счастливыми. И мы сегодня собрались здесь как одна большая семья.
«Импульс дружбы»
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, передадим импульс дружбы друг другу.
Послушайте легенду про счастье: «Бог создал человека. Осталась глина. Спросил: «Что из этого сделать?» Человек попросил: «Сделай счастье». Бог отдал глину человеку и сказал: «А счастье ты сделаешь сам!»
- Ребята, счастье в своей семье вы будете строить сами.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Психолог: Сейчас давайте подведём итог.
Прием «Неоконченное предложение»
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я понял, что…
4. Меня удивило…
5. Занятие мне для жизни…
6. Я рад……………
7.Новое для меня было узнать…….
8.Общаться с одноклассниками было……..
9.Я уверена……..
10.Мне очень понравилось….
П:Спасибо за участие. Будьте любимы и счастливы в своей семье, в своём доме!
Список литературы:
Щуркова Н. Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Журнал «Классный руководитель». М., 2006. № 7, с. 87-90.
Журнал «Классный руководитель». М., 2008. № 5, с. 40-43.
Журнал «Классный руководитель». М., 2007. № 1, с. 50, 56.
Колесникова В. В. Конспект занятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».