Конспект коррекционно-развивающего занятия "Это-Я!"
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Это-Я!"
Цели: расширить и углубить знания учащихся о себе, обучать приёмам саморасслабления, развивать умение рассказывать о себе; формировать у учащихся положительный «Я- образ» («Я – физическое», «Я - эмоциональное», «Я - социальное»); пополнять активный словарь учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование и материалы: автопортреты детей; карточки «Что обозначает ваше имя», образец «Свидетельство о рождении», анкеты «Это – я!», карточки-подсказки «Социальные роли», листы А3, карандаши, мелки, клей или двусторонний скотч, большое сердечко, сердечки синего и красного цвета, ручки, компьютер, колонки.
Музыкальный материал: М. Ровланд «Рассвет бессмертен».
Литература:
Радева Р.,Релаксация «Радуга»//Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./И.О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.: ил. – (Практическая психология в школе).
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в круг. Для того, чтобы познакомиться и снять напряжение, давайте поиграем. Я предлагаю вам повторять слова «Я – (имя). Я дарю любовь» при этом передавать по кругу сердечко, знак того, что вы любите себя, но и не забываете отдавать частичку другим людям (по окончании упражнения вывешиваю сердечко на доску). Присаживайтесь на свои места.
Введение в тему.
Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, я предлагаю вам выполнить следующее задание: у вас на партах лежат карточки с буквами и знаками, на обратной стороне подписан номер. Ваша задача – вывесить буквы и знаки на доску по порядку. Молодцы! Вы правильно выполнили задание. Тема нашего занятия «Это – Я!».
Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о нас, о каждом из вас)
Беседа по теме.
Ребята, вы уже начали себя изучать. На уроке изобразительно искусства вы рисовали свои автопортреты и надо сказать справились очень хорошо. Все они вывешены на доске.
Каждому человеку при рождении даётся имя. Именно с него начинается ваша официальная гражданская жизнь.
А кто знает, в каком государственном документе записано ваша фамилия, имя, отчество? (свидетельство о рождении).
Скажите, кто знает, что обозначает ваше имя? (ответы)
Я предлагаю вам по очереди подойти к доске выбрать карточку с вашим именем и громко прочитать, что значит ваше имя.
Отложите карточки на край стола, они нам ещё пригодятся.
Каждое имя прекрасно и надо любить его и произносить с гордостью!
Ребята, скажите, а чем кроме внешности и имени люди отличаются друг от друга? (возраст, увлечения, любимая еда…)
Я предлагаю вам рассказать о себе, заполнив анкету «Это – Я!». В анкете есть начало предложения, вы должны их дописать.
Работа с анкетами.
«Это - Я!»
Меня зовут_____________________________
Я родился (число, месяц, год) _____________________
Мне ________ лет
У меня _______________ глаза
У меня _______________ волосы
Я живу в городе ________________________
Моя любимая еда _______________________
Мой любимый цвет _____________________
Моё любимое животное ___________________
Моего лучшего друга зовут ______________
Лучше всего я умею _____________________
Моё увлечение __________________________
Ребята, давайте каждый прочитает то, что написал.
Посмотрите, какие вы все разные: и внешне и внутренне.
Работа по карточкам.
А ещё в жизни каждый человек выполняет разные роли, не театральные, а жизненные.
Вот, например, я - женщина, мама, дочь, жена, сестра, учитель.
Я предлагаю вам подумать и записать на карточках, какие роли в жизни выполняете вы. Кто затрудняется, может выбрать роли из карточек-подсказок.
Я – мальчик.
Я – девочка.
Я – сын.
Я – дочь.
Я – ученик.
Я – ученица.
Я – подруга.
Я – друг.
Я – сестра.
Я – брат.
Я – внук.
Я – внучка, и др.
Давайте послушаем, что вы написали.
Главное, ребята, не надо специально играть эти роли. Надо просто быть самими собой.
Релаксация «Радуга» (Р. Радева) под музыку М. Ровланд «Рассвет бессмертен».
А теперь мы с вами отдохнём! Располагайтесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и слушайте мой голос.
Представь себе, что ты лежишь под чистым, синим небом, светит солнце, тебе спокойно и тепло. (Пауза). Ты смотришь в небо и видишь большую радугу, она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым. Это не простая радуга. Это твоя особенная радуга, она опускается на землю рядом с тобой. Радуга светится тёплым, чудесным светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя. (Пауза) С этим светом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими.
У каждого своя, особенная радуга. Может, твоя радуга пахнет цветами, а может карамелью… Познакомься с нею, улыбнись ей. (Пауза) Если хочешь, можешь забраться на радугу. Радуга сама поможет тебе подняться на неё. А здесь можно улечься или сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. (Пауза) Когда захочешь, спускайся с радуги и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть волшебная радуга, наполненная чудесным светом. Ты можешь вернуться к ней, когда захочешь, когда тебе понадобится её энергия и свет. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись себе и радуге внутри себя.
Рисование по итогам релаксации.
Нарисуйте то, что вы представили, когда слушали музыку.
Выставка работ, беседа.
Давайте вывесим ваши рисунки на доску.
Посмотрите, какие разные у вас радуги, у каждого она своя, особенная.
Оформление итоговой работы.
Ребята, возьмите свои рисунки, подойдите к столам. Я предлагаю вам оформить на одном листе всё то, что вы узнали о себе на нашем занятии (раздаю листы А3).
Каждая карточка имеет свою геометрическую форму, вам надо совместить её, с фигурой на большом листе, кто будет затрудняться, в уголке каждой фигуры цвет, который соответствует карточке.
Меня зовут …. (дописывает ученик)
(что обозначает имя ребёнка…)
Автопортрет
ребёнка
Анкета «Это -я!»
Я - ___
Я - ___
Я - ___
(социальные роли)
Рисунок по итогам релаксации «Радуга»
Молодцы! Все справились.
Кто хочет нам прочитать рассказ о себе? (по желанию учащихся)
Рефлексия.
Давайте подведём итог нашего занятия.
Посмотрите, вокруг нашего сердечка появились другие сердечки, но они разного цвета: синие и красные. Красное сердце означает, что на занятии вам было хорошо, комфортно, задания выполняли с удовольствием. Синее - вам было грустно, не интересно, не хотелось ничего делать.
Пожалуйста, подойдите к доске и выберите сердечко того цвета, которое соответствует вашему настроению. Приклейте его на свою работу, где считаете нужным.