Конспект занятия-тренинга «Школа настроений»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе.
Задачи:
- создать эмоционально положительный фон, снять психоэмоциональное напряжение;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- закрепить понятие «настроение», умение узнавать, показывать эмоции и жесты, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
- развивать у детей умение управлять своим настроением;
- воспитывать доброжелательность, сочувствие.
Материалы: смайлики - настроения, герой Чебурашка (исполняет роль ребенок), картинки сказочных персонажей, материал для опытов (три стакана с водой, блестки, чистый песок), аудиозапись «Улыбка» В. Шаинского.
Ход занятия
Ритуал «Приветствия»
Мы желаем всем добра,
Всем любви, удачи, мира.
Пониманья и тепла!
Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение? Так, у всех нас разное настроение: кто-то веселый, а кому-то грустно. Давайте выберем смайлик своего настроения. (Дети выбирают смайлики и прикрепляют к доске)
Психолог. Ой, дети (слышен плач) кто-то плачет? Давайте посмотрим вместе.
(В группу заходит Чебурашка)
Чебурашка:
Я милый, Странный душка
Безымянною игрушкой,
Был когда-то в магазине,
Сказки ждал я на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У меня большие уши,
Я коричневого цвета,
Меня любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены-… Чебурашку!
Психолог: Ой, ребята, а что это с ним?
Чебурашка:
Помогите мне, милые дети,
Я несчастнее всех на свете.
Это страшное невезение,
У меня пропало настроение,
Я пошел бы искать другое,
Но не знаю, что это такое…
Психолог. Дети, поможем Чебурашке? Ну, тогда все вместе отправляемся в страну «Школа настроения». А что бы попасть в школу, нам нужен волшебный цветок и, конечно же, заклинание. Заклинание нам надо сказать всем вместе, дружно и оторвать лепесток цветка.
Дети берутся за руки и говорят заклинания:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-нашему вели……Школа настроение
Психолог. Вот мы и в Школе настроения. Как и в любой школе – много кабинетов, и первый - лаборатория, где можно проводить разные интересные опыты.
- Вот волшебный стакан. (Первый стакан)
- Что вы видите в нем? (воду)
- Какая вода? (чистая, прозрачная)
- Когда у нас настроение спокойное, оно похоже на этот стакан с чистой водой, наши мысли и чувства спокойны, нас ничего не тревожит.
Но иногда, что то портит нам настроение, как эти соринки-грустинки (Показываю, второй стакан, в него высыпается песок) Грустинки находятся у нас в душе и всегда хотят уколоть и нам становиться больно. Как вы думаете, что с нами случится, если наше настроение посетят соринки – грустинки? (мы плачем, грустим, сердимся)
Игра-упражнение “Приласкай меня”
Психолог. Дети, а как можно помочь человеку, когда он сердитый? С ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте, и мы приласкаем того, кого вам хочется.
Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам.
Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?
- Дети, что может испортить настроение человеку? Но посмотрите сейчас на стакан, прошло немного времени, почти все грустинки уже осели, и вода стала гораздо прозрачнее. Так случится и с нашим настроением, когда грустинки исчезнуть – на душе станет спокойно и появится улыбка. (Показываю третий стакан)
Психолог: А иногда наше спокойное настроение нарушают озорные веселинки (в стакан с чистой водой насыпаются мелко нарезанные кусочки разноцветной фольги) они весело кружатся и искрятся. Что мы чувствуем в такой момент? (хочется смеяться, петь песни, танцевать).
- А вам хотелось бы, чтоб у всех людей было радостное настроение?
Есть правила, которые помогут вам этого добиться:
Ø Старайтесь быть доброжелательными ко всем!
Ø Будьте всегда веселыми, не плачьте и не капризничайте по пустякам!
Ø Не ссорьтесь, помогайте друг другу, уступайте!
Справимся с такими правилами? Конечно!
- Что порадует или развеселит вас? А я хочу вам подарить вот такую красивую мелодию.
Поднимите вверх глаза.
Это что за чудеса?
Здесь волшебные дождинки,
Они дарят нам смешинки,
В вальсе мы закружимся,
Улыбнемся и подружимся.
Сверху летит мелко нарезанная фольга.
Звучит вальс, дети двигаются под музыку.
Психолог: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы определить настроение по мимике? Давайте попробуем узнать какое настроение у сказочных героев. Будьте внимательны.
(Определение настроений сказочных героев детьми)
Психолог. Молодцы, дети. А в следующем задании нам помогут нам помогут ваши выразительные жесты. А что такое жесты? Это движения нашего тела.
Сейчас все станут артистами, и по очереди, без слов, при помощи жестов будем загадывать друг другу загадки, показать:
- человек месит тесто, забивает гвоздь, вешает картину, заблудился в лесу, играет с мячом, чистит лук, собирает грибы.
А теперь все вместе покажем:
- грызем семечки;
- кушаем рыбу, конфеты, яблоко, вдруг увидели червяка, лимон.
Рефлексия
Психолог: Сегодня мы с вами много узнали про настроения. Где мы с вами побывали? (в сказочной «Школе настроений»)
- Каким бывает настроение? Как можно узнать настроение человека? (по лицу, мимике, движениям) Ну что, Чебурашка, ты узнал, что такое настроение? Мы тебе помогли вернуть хорошее настроение?
Чебурашка: Да! Спасибо вам, ребята!
Психолог. Дети, вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Дети берутся за руки и говорят заклинания:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-нашему вели……Детский сад «Восход»
Психолог: Ну, вот мы и дома. А в память о нашем путешествии, давайте подарим, друг другу……., а что вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)
Звучит аудиозапись «Улыбка» В. Шаинского.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят молча каждому, по очереди, улыбку.