kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 9 классе "Свойства нервной системы. Темперамент" в рамках элективного курса "Найди себя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: определение свойств нервной системы; знаком­ство с понятием "темперамент", определение типа темперамента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе "Свойства нервной системы. Темперамент" в рамках элективного курса "Найди себя"»

Свойства нервной системы. Темперамент


Цели занятия: определение свойств нервной системы; знаком­ство с понятием "темперамент", определение типа темперамента.

На первом занятии вы уже могли убедиться, насколько вы все разные. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для многих понятиями, которые помогут лучше разобраться в себе и соотне­сти свои особенности с требованиями профессий.


Тест Айзенка


В течение 20 минут ответьте на несколько вопросов об особен­ностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испы­тание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа - важна первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет".

Выбранный ответ следует отметить в бланке для ответов знаками "+" (да) или "-" (нет) под номером во­проса.

Обработка результатов: подсчитайте количество положитель­ных и отрицательных ответов, совпадающих с номерами вопросов и за­пишите полученные баллы на соответствующих строчках.

Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) по горизонтали и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикали, оп­ределите, в каком квадрате вы оказались.


В зависимости от сочетания этих свойств нервной системы мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности и массу промежуточных типов. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые еще в древности были выделены греческим врачом Гиппократом.


Он объяснял различные болезни, а впоследствии и темпера­менты, преобладанием в организме одной из жидкостей:

- для сангвиников - крови, которую выделяет сердце;

- для флегматиков - слизи, которую выделяет мозг;

- для холериков - желтой желчи, которую выделяет печень; - для меланхоликов - черной желчи, которую выделяет се­лезенка.

Свои обозначения темпераменты получили позднее соответ­ственно названиям этих жидкостей: сангвис, флегма, холе и мелай­на холе. А само слово "темперамент" означает "правильное смеше­ние".


В чистом виде каждый темперамент встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темперамен­тов. Помните героев романа А. Дюма "Три мушкетера"? Атос, Пор­тос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют все четыре тем­перамента (как вы думаете, кто есть кто?). Поэтому вместе они непобедимы.

Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека - степень уравновешенности, эмоциональной подвижно­сти. Темперамент не следует путать с характером, который пред­ставляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении челове­ка, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолю­бие и лень, аккуратность и неряшливость - все это черты харак­тера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.

Кроме того, эффективность деятельности человека зави­сит от факторов, не зависящих от особенностей нервной системы:

отношения к труду, интереса к работе, наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.

Для каких профессий предпочтительна повышенная по­требность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству ?

Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли "за компанию" в торговый техникум. Одна - значительный экстраверт, а другая - ярко выраженный интроверт. Кстати, вы не задумыва­лись, почему часто сходятся люди противоположных темперамен­тов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуй­те представить, как сложится их карьера.


Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?


Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует из­бегать терминов "сила-слабость нервной системы". Корректнее будет говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов.

Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой, если у вас есть выбор: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально окликаемому или к человеку невозмутимому, со стальными нервами? Почему?

Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, го­товности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, спо­собности сопереживать?

Типичным холериком был полководец Суворов - энергичный, импульсивный, целеустремленный. Из истории вы знаете, что от природы он имел слабое здоровье, постоянно простужался, и в де­сять лет приводил прислугу в ужас, обливаясь поздней осенью на крыльце ледяной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух: он удивлял солдат своей выносливостью, в пожилом возрасте нив чем не уступая им.

Полной противоположностью Суворову был другой великий русский полководец - Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полко­водцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сан­гвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованны, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается са­мым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, который нанес ему «флегматик» Кутузов.

Последний в этой классификации тип - меланхолик. Это че­ловек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев.

Почему среди меланхоликов нет полководцев, зато много поэтов и писателей, композиторов и художников?

Меланхоликов надо любить, обращаться с ними бережно, так как они больше, чем другие, нуждаются в понимании и поддержке ок­ружающих. Впрочем, это не значит, что остальных не надо беречь и сочувствовать им.


Крылов и Кутузов были флегматиками; Петр 1, Пушкин, Суво­ров, Павлов - холериками; Герцен, Наполеон - сангвиниками; Гоголь, Лермонтов, Чайковский - меланхоликами. Таким образом, темпера­мент оказывает серьезное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека.

Как вы думаеmе, почему?

В большинстве профессий учет этих особенностей необхо­дим не для отбора, а для выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полно­стью использовать достоинства.

Например, наблюдения за водителями с различными темпера­ментами показали, что стиль их работы существенно различается. Меланхолики почти не попадают в аварийные ситуации. Почему? Они более тщательно готовят машину к рейсу, прогнозируя возмож­ности неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторожнее ведут машину.

Остальные чаще проявляют торопливость, небрежность, поверхностность.

Добиться профессионального успеха можно людям с разной скоростью протекания психических процессов, так как эффектив­ность деятельности человека зависит не столько от особенностей нервной системы, сколько от отношения к труду, интереса к рабо­те, наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.

Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в, том случае, если человек обладает сильным характером. При силь­ном характере холерик сдержит природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолеет свою медлительность, а ме­ланхолик - застенчивость. Однако, чтобы работа не была в тя­гость, надо учитывать особенности своей нервной системы и соот­носить их с требованиями профессии.


Сегодня вы познакомились с особенностями своей нервной си­стемы. Вы убедились еще раз, какие вы все разные. Вы узнали, что эти особенности надо учитывать при выборе профессии. Для ко­го-то эта информация не была неожиданной. Кто-то узнал про се­бя что-то ново


Определите, пользуясь методом наблюдения, черты какого тем­перамента преобладают у ваших близких.

Тест Айзенка

Методика Айзенка направлена на диагностику темпераментных характеристик. В опроснике исследованию подлежат факторы экст­ра-интроверсии и нейротизма. Айзенк связывает экстраверсию и инт­роверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нер­вной системе.


1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать ?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает ли так, что тебя что-нибудь раздражает?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без вся­кой причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведе­ния в школе?

13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь? 14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компа­нию?

18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою ра­боту?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь усталость?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом все остальное? 25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?

26. Обидчив(а) ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хо­зяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых лю­дей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на ме­сте?

35. Ты обычно быстро при ни маешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обще­стве друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком- нибудь?

41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго пе­реживаешь?

43. Тебе нравятся подвижные игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-то просят ? 46. Ты любишь часто ходить в гости ?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить ? 48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в об­щем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? 53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с де­лом, которое должен(на) выполнить?

54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?

55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо ис­править?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печаль­ным(ой) без причины?

59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?

60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?


Обработка результатов

Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме совпа­дения знаков в следующих вопросах: +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22,+25,+27,+30,-33,+35,+38,+41,+43,+46,+49,-51,+53,-55,+57, -59.

Значения от 8 до 12 баллов по горизонтальной оси от О до 24 го­ворят об интровертированности (от 8 до 11 - умеренный интроверт); от12 до 24 - об экстравертированности (от 12 до 18 - умеренный экст­раверт).

Эмоциональная стабильность определяется по сумме поло­жительных ответов в следующих вопросах: 2, 5, 7, 1 О, 13, 15, 18, 21, 23, 26,29,31,34,37,39,42,45,47, 50,?2,54, 56,58,60.

Значения до 1 О по вертикальной оси от О до 24 говорят о высо­кой 'стабильности. От 15 до 18 - высокая нестабильность; от 19 до 24 - очень высокая. Эти подростки в первую очередь нуждаются во вни­мании и поддержке со стороны взрослых.

В опросник Айзенка введена контрольная шкала, служащая для выявления обследуемых с "желательной реактивной установкой", Т.е. с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы полу­чить "социально одобряемые" результаты. Подсчет баллов по этой шка­ле производится в первую очередь. Количество набранных баллов счи­тается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48. По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается уже как критический. Значения выше пяти сви­детельствуют о тенденции давать "хорошие" ответы и снижают досто­верность полученной информации. Однако встречаются ребята, пове­дение которых отличается от поведения сверстников в лучшую сторону. у них значения по этой шкале могут быть выше допустимых при высо­кой степени искренности. Поэтому при интерпретации результатов сле­дует избегать категоричных суждений и оценок.

Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) по горизонтали и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикали, мож­но определить темперамент.


По Айзенку эксmраверm общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Он беззаботен, оптимистичен, активен, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контро­лируются.

В противоположность экстраверту интроверт спокоен, сдер­жан в проявлениях чувств. Планирует свои действия заранее. Не дове­ряет внезапным побуждениям. Серьезно относится с принятию реше­ний, любит во всем порядок, контролирует свои чувства.

Фактор эмоциональной стабильности (нейротизма) свиде­тельствует, по Айзенку, об эмоционально-психологической устойчиво­сти или неустойчивости и рассматривается в связи с врожденной ла­бильность (подвижностью) вегетативной нервной системы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Моисеева Людмила Александровна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства