Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе "Свойства нервной системы. Темперамент" в рамках элективного курса "Найди себя"»
Свойства нервной системы. Темперамент
Цели занятия: определение свойств нервной системы; знакомство с понятием "темперамент", определение типа темперамента.
На первом занятии вы уже могли убедиться, насколько вы все разные. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для многих понятиями, которые помогут лучше разобраться в себе и соотнести свои особенности с требованиями профессий.
Тест Айзенка
В течение 20 минут ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа - важна первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет".
Выбранный ответ следует отметить в бланке для ответов знаками "+" (да) или "-" (нет) под номером вопроса.
Обработка результатов: подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов, совпадающих с номерами вопросов и запишите полученные баллы на соответствующих строчках.
Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) по горизонтали и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикали, определите, в каком квадрате вы оказались.
В зависимости от сочетания этих свойств нервной системы мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности и массу промежуточных типов. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые еще в древности были выделены греческим врачом Гиппократом.
Он объяснял различные болезни, а впоследствии и темпераменты, преобладанием в организме одной из жидкостей:
- для сангвиников - крови, которую выделяет сердце;
- для флегматиков - слизи, которую выделяет мозг;
- для холериков - желтой желчи, которую выделяет печень; - для меланхоликов - черной желчи, которую выделяет селезенка.
Свои обозначения темпераменты получили позднее соответственно названиям этих жидкостей: сангвис, флегма, холе и мелайна холе. А само слово "темперамент" означает "правильное смешение".
В чистом виде каждый темперамент встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. Помните героев романа А. Дюма "Три мушкетера"? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют все четыре темперамента (как вы думаете, кто есть кто?). Поэтому вместе они непобедимы.
Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость - все это черты характера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
Кроме того, эффективность деятельности человека зависит от факторов, не зависящих от особенностей нервной системы:
отношения к труду, интереса к работе, наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.
Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А для каких желательна склонность к одиночеству ?
Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли "за компанию" в торговый техникум. Одна - значительный экстраверт, а другая - ярко выраженный интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте представить, как сложится их карьера.
Как вы считаете, можно ли спорить о том, кем лучше быть: экстравертом или интровертом? Почему?
Касаясь вопроса об эмоциональной стабильности, следует избегать терминов "сила-слабость нервной системы". Корректнее будет говорить о большей или меньшей чувствительности нервной системы. Необходимо отметить сильные стороны обоих типов.
Представьте, что у вас неприятности. К кому из знакомых вы обратитесь за сочувствием и поддержкой, если у вас есть выбор: к человеку чувствительному, впечатлительному, эмоционально окликаемому или к человеку невозмутимому, со стальными нервами? Почему?
Типичным холериком был полководец Суворов - энергичный, импульсивный, целеустремленный. Из истории вы знаете, что от природы он имел слабое здоровье, постоянно простужался, и в десять лет приводил прислугу в ужас, обливаясь поздней осенью на крыльце ледяной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух: он удивлял солдат своей выносливостью, в пожилом возрасте нив чем не уступая им.
Полной противоположностью Суворову был другой великий русский полководец - Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории?
Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованны, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, который нанес ему «флегматик» Кутузов.
Последний в этой классификации тип - меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев.
Почему среди меланхоликов нет полководцев, зато много поэтов и писателей, композиторов и художников?
Меланхоликов надо любить, обращаться с ними бережно, так как они больше, чем другие, нуждаются в понимании и поддержке окружающих. Впрочем, это не значит, что остальных не надо беречь и сочувствовать им.
Крылов и Кутузов были флегматиками; Петр 1, Пушкин, Суворов, Павлов - холериками; Герцен, Наполеон - сангвиниками; Гоголь, Лермонтов, Чайковский - меланхоликами. Таким образом, темперамент оказывает серьезное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека.
Как вы думаеmе, почему?
В большинстве профессий учет этих особенностей необходим не для отбора, а для выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полностью использовать достоинства.
Например, наблюдения за водителями с различными темпераментами показали, что стиль их работы существенно различается. Меланхолики почти не попадают в аварийные ситуации. Почему? Они более тщательно готовят машину к рейсу, прогнозируя возможности неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторожнее ведут машину.
Остальные чаще проявляют торопливость, небрежность, поверхностность.
Добиться профессионального успеха можно людям с разной скоростью протекания психических процессов, так как эффективность деятельности человека зависит не столько от особенностей нервной системы, сколько от отношения к труду, интереса к работе, наличия знаний и навыков, умения организовывать работу.
Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в, том случае, если человек обладает сильным характером. При сильном характере холерик сдержит природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолеет свою медлительность, а меланхолик - застенчивость. Однако, чтобы работа не была в тягость, надо учитывать особенности своей нервной системы и соотносить их с требованиями профессии.
Сегодня вы познакомились с особенностями своей нервной системы. Вы убедились еще раз, какие вы все разные. Вы узнали, что эти особенности надо учитывать при выборе профессии. Для кого-то эта информация не была неожиданной. Кто-то узнал про себя что-то ново
Определите, пользуясь методом наблюдения, черты какого темперамента преобладают у ваших близких.
Тест Айзенка
Методика Айзенка направлена на диагностику темпераментных характеристик. В опроснике исследованию подлежат факторы экстра-интроверсии и нейротизма. Айзенк связывает экстраверсию и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать ?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4. Бывает ли так, что тебя что-нибудь раздражает?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь? 14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
15. Ты переживаешь из-за страшных событий, которые могли бы произойти?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?
18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь усталость?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом все остальное? 25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?
26. Обидчив(а) ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро при ни маешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком- нибудь?
41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся подвижные игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить "нет", когда тебя о чем-то просят ? 46. Ты любишь часто ходить в гости ?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить ? 48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? 53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?
54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?
55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?
59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?
60. Ты часто волнуешься из-за того, что ты сделал(а) что-то не подумав?
Обработка результатов
Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме совпадения знаков в следующих вопросах: +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22,+25,+27,+30,-33,+35,+38,+41,+43,+46,+49,-51,+53,-55,+57, -59.
Значения от 8 до 12 баллов по горизонтальной оси от О до 24 говорят об интровертированности (от 8 до 11 - умеренный интроверт); от12 до 24 - об экстравертированности (от 12 до 18 - умеренный экстраверт).
Эмоциональная стабильность определяется по сумме положительных ответов в следующих вопросах: 2, 5, 7, 1 О, 13, 15, 18, 21, 23, 26,29,31,34,37,39,42,45,47, 50,?2,54, 56,58,60.
Значения до 1 О по вертикальной оси от О до 24 говорят о высокой 'стабильности. От 15 до 18 - высокая нестабильность; от 19 до 24 - очень высокая. Эти подростки в первую очередь нуждаются во внимании и поддержке со стороны взрослых.
В опросник Айзенка введена контрольная шкала, служащая для выявления обследуемых с "желательной реактивной установкой", Т.е. с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получить "социально одобряемые" результаты. Подсчет баллов по этой шкале производится в первую очередь. Количество набранных баллов считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48. По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается уже как критический. Значения выше пяти свидетельствуют о тенденции давать "хорошие" ответы и снижают достоверность полученной информации. Однако встречаются ребята, поведение которых отличается от поведения сверстников в лучшую сторону. у них значения по этой шкале могут быть выше допустимых при высокой степени искренности. Поэтому при интерпретации результатов следует избегать категоричных суждений и оценок.
Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) по горизонтали и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикали, можно определить темперамент.
По Айзенку эксmраверm общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, не лезет за словом в карман. Он беззаботен, оптимистичен, активен, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются.
В противоположность экстраверту интроверт спокоен, сдержан в проявлениях чувств. Планирует свои действия заранее. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится с принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства.
Фактор эмоциональной стабильности (нейротизма) свидетельствует, по Айзенку, об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости и рассматривается в связи с врожденной лабильность (подвижностью) вегетативной нервной системы.