Конспект профилактического занятия для старшеклассников "Страхи живущие вместе с нами"
Конспект профилактического занятия для старшеклассников "Страхи живущие вместе с нами"
Цель занятия: профилактика страхов, аутодеструктивного поведения детей в период подготовки к экзамену; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях
Задачи:
познакомить учащихся с общим понятием «страх»;
показать влияние страха на человека и его здоровье;
сформулировать общие принципы борьбы со страхом для обеспеченья психологической уравновешенности и сохранения здоровья.
Материал: большое зеркало, ручки, листы А4, четыре красных маркера, четыре магнитных дротика, большая магнитная доска.
Ход занятия.
Вводная часть.
Нашу встречу хотелось бы начать с древней восточной притчи:
«Один мудрец повстречал на своем пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь?» Она отвечает: «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха»… (Притча «О страхе» из книги Анастасии Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы»)
Страх черной тенью всегда сопровождал человечество и оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем это кажется на первый взгляд. Все мы живём с «вирусами» страха, только у одних болезнь протекает в явной форме, а другим ещё предстоит заболеть.
Давайте поговорим об этом явлении, чтобы освободить наше сознание от страха, мешающего нам жить счастливо.
Основная часть.
Мини – лекция «Что же такое страх?»
Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности.
Пугать себя мрачным будущим – одно из самых глупых занятий на свете, но, тем не менее, многие из нас с таким удовольствием и завидным постоянством этим занимаются. Издано считалось, что пытка неизвестностью была самая действенная. Так уж мы устроены, что боимся, того, что должно совершиться.
Можно отметить и классифицировать несколько основных страхов:
Клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств.
Агрофобия - панически бояться открытых пространств, может приводить к тому, что человек будет сидеть целый день дома. А не получают ли такую фобию пользователи сети Интернет?
Социофобия– страх публичных выступлений, страх познакомиться на улице.
Нозофобия – страх заболеть каким – либо заболеванием.
Эрейтофобия - страх покраснеть в присутствии людей.
Вообще страхов может быть столько, что и не перечесть.
При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за своё здоровье, семью, карьеру и многое другое.
Но страх имеет как отрицательное, так и положительное значение в жизни человека.
Дискуссия на тему «Отрицательное и положительное значение страха»
- Как страх отравляет нам жизнь?
- Когда страх бывает полезен?
- Как организм человека может реагировать на страх?
Вывод: На первый взгляд страх несёт мало приятного человеку – он приносит ему огорчения, сковывает активность и даже может вызывать болезни. Но так же страх мобилизует силы человека для активной деятельности за счёт выделения адреналина в кровь, что приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это зачастую бывает необходимо в критических ситуациях. Вообще тип реакции в ситуации страха часто зависит от силы нервной системы человека. У людей с сильным типом нервной системы происходит мобилизация сил, срабатывают рефлексы так необходимые для защиты. У людей со слабой нервной системой всё наоборот, страх может буквально парализовать их.
В своём романе «Лекарство против страха» братья Вайнеры написали: «Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далеких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несем её в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. …Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему быть счастливым только одно – страх».
И нам необходимо научиться владеть ситуацией, а не позволять ситуации диктовать нам условия нашей жизни.
Упражнение «Снайперы».
Перечислите свои страхи или самые на Ваш взгляд распространенные страхи Ваших сверстников.
То, что говорят ребята, психолог записывает на заранее приготовленных полях дартса. В результате должно получиться четыре одинаковых поля.
Задача участников - рассчитаться на 1— 4-й. В результате получится 4 команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся, бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его команды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным маркером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют.
Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены команды и не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи.
Работа с афоризмами.
«Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего» (Сенеке младший)
«Страх заражает так же как насморк, и всякий раз делает из единственного числа множественное» (Гете)
«Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта» (Виктор Гюго)
"Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу» (Бальзак)
«Страх в малых дозах стимулирует, в больших – парализует» (И.Шевелев)
«Стах - это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения» (В. Кротов)
Вывод: Страх – это эмоция, а эмоция включается там, где отказывает логика или где нет достоверной информации Чувство страха можно объяснить, как своеобразную подготовку к наступающему событию, а когда момент наступает, страх теряет всякий смысл.
Упражнение «Письмо трусу».
Ваша задача написать небольшое письмо трусу, в котором Вы должны оказать ему психологическую поддержку приободрить и вселить уверенность в свои силы.
Учащиеся пишут письмо.
Теперь давайте по очереди очень убедительно и с выражением прочитаем это письмо своему отражению в зеркале.
Затем в кругу происходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполнения этого упражнения.
3. Заключительная часть.
Сохраните Ваши письма и читайте их своему отражению, чтобы поддержать себя в трудную минуту, когда почувствуете, что Вам это необходимо. Помните, что страх является следствием недостатка уверенности в себе. Не бойтесь повернуться лицом к своему страху и всмотреться в пугающие условия, приглядеться к своей реальности и задать себе вопрос: «Если я упаду в критические условия, которые пугают меня, то на что я упаду?». Таким образом, вы увидите, где можно найти твёрдую почву, а на твёрдой почве всегда стоится увереннее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект профилактического занятия для старшеклассников "Страхи живущие вместе с нами"»
«Страхи живущие вместе с нами»
Профилактическое занятие для старшеклассников
Цель занятия: профилактика страхов, аутодеструктивного поведения детей в период подготовки к экзамену; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения учащихся в сложных жизненных ситуациях
Задачи:
познакомить учащихся с общим понятием «страх»;
показать влияние страха на человека и его здоровье;
сформулировать общие принципы борьбы со страхом для обеспеченья психологической уравновешенности и сохранения здоровья.
Материал: большое зеркало, ручки, листы А4, четыре красных маркера, четыре магнитных дротика, большая магнитная доска.
Ход занятия.
Вводная часть.
Нашу встречу хотелось бы начать с древней восточной притчи:
«Один мудрец повстречал на своем пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь?» Она отвечает: «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха»… (Притча «О страхе» из книги Анастасии Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы»)
Страх черной тенью всегда сопровождал человечество и оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем это кажется на первый взгляд. Все мы живём с «вирусами» страха, только у одних болезнь протекает в явной форме, а другим ещё предстоит заболеть.
Поэтому давайте поговорим об этом явлении, чтобы освободить наше сознание от страха, мешающего нам жить счастливо.
Основная часть.
Мини – лекция «Что же такое страх?»
Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности.
Пугать себя мрачным будущим – одно из самых глупых занятий на свете, но, тем не менее, многие из нас с таким удовольствием и завидным постоянством этим занимаются. Издано считалось, что пытка неизвестностью была самая действенная. Так уж мы устроены, что боимся, того, что должно совершиться.
Можно отметить и классифицировать несколько основных страхов:
Клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств.
Агрофобия - панически бояться открытых пространств, может приводить к тому, что человек будет сидеть целый день дома. А не получают ли такую фобию пользователи сети Интернет?
Социофобия – страх публичных выступлений, страх познакомиться на улице.
Нозофобия – страх заболеть каким – либо заболеванием.
Эрейтофобия - страх покраснеть в присутствии людей.
Вообще страхов может быть столько, что и не перечесть.
При отсутствии психологических знаний у человека может сложиться неправильное представление о сущности своих проблем и жизненных неудач. Часто ему мешают страхи за своё здоровье, семью, карьеру и многое другое.
Но страх имеет как отрицательное, так и положительное значение в жизни человека.
Дискуссия на тему «Отрицательное и положительное значение страха»
- Как страх отравляет нам жизнь?
- Когда страх бывает полезен?
- Как организм человека может реагировать на страх?
Вывод: На первый взгляд страх несёт мало приятного человеку – он приносит ему огорчения, сковывает активность и даже может вызывать болезни. Но так же страх мобилизует силы человека для активной деятельности за счёт выделения адреналина в кровь, что приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это зачастую бывает необходимо в критических ситуациях. Вообще тип реакции в ситуации страха часто зависит от силы нервной системы человека. У людей с сильным типом нервной системы происходит мобилизация сил, срабатывают рефлексы так необходимые для защиты. У людей со слабой нервной системой всё наоборот, страх может буквально парализовать их.
В своём романе «Лекарство против страха» братья Вайнеры написали: «Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далеких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несем её в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. …Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему быть счастливым только одно – страх».
И нам необходимо научиться владеть ситуацией, а не позволять ситуации диктовать нам условия нашей жизни.
Упражнение «Снайперы».
Перечислите свои страхи или самые на Ваш взгляд распространенные страхи Ваших сверстников.
То, что говорят ребята, психолог записывает на заранее приготовленных полях дартса. В результате должно получиться четыре одинаковых поля.
Задача участников - рассчитаться на 1— 4-й. В результате получится 4 команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся, бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его команды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным маркером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют.
Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены команды и не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи.
Работа с афоризмами.
«Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего» (Сенеке младший)
«Страх заражает так же как насморк, и всякий раз делает из единственного числа множественное» (Гете)
«Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта» (Виктор Гюго)
"Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу» (Бальзак)
«Страх в малых дозах стимулирует, в больших – парализует» (И.Шевелев)
«Стах - это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения» (В. Кротов)
Вывод: Страх – это эмоция, а эмоция включается там, где отказывает логика или где нет достоверной информации Чувство страха можно объяснить, как своеобразную подготовку к наступающему событию, а когда момент наступает, страх теряет всякий смысл.
Упражнение «Письмо трусу».
Ваша задача написать небольшое письмо трусу, в котором Вы должны оказать ему психологическую поддержку приободрить и вселить уверенность в свои силы.
Учащиеся пишут письмо.
Теперь давайте по очереди очень убедительно и с выражением прочитаем это письмо своему отражению в зеркале.
Затем в кругу происходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполнения этого упражнения.
3. Заключительная часть.
Сохраните Ваши письма и читайте их своему отражению, чтобы поддержать себя в трудную минуту, когда почувствуете, что Вам это необходимо. Помните, что страх является следствием недостатка уверенности в себе. Не бойтесь повернуться лицом к своему страху и всмотреться в пугающие условия, приглядеться к своей реальности и задать себе вопрос: «Если я упаду в критические условия, которые пугают меня, то на что я упаду?». Таким образом, вы увидите, где можно найти твёрдую почву, а на твёрдой почве всегда стоится увереннее.