Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем мышление»
Цель занятия: актуализировать представление детей о «мышлении»; развивать познавательных и коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
Развитие произвольности и самоконтроля;
Развитие слухового внимания;
Развитие эмоционально-выразительных движений;
Развитие тактильного восприятия;
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
Снятие психоэмоционального напряжения.
Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки.
Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев, презентация, мультимедиа.
Ход занятия:
Введение в занятие
Игра-энергизатор «Я желаю …»
Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.
Ход игры:
Дети встают в круг.
Психолог: - Предлагаю начать нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание друг другу на сегодняшний день: «Ваня, Я желаю …»
Настрой на занятие (йоговская гимнастика)
Психолог: - Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.
«Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
«Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.
«Лепим личико» - проводят руками по краю лица.
«Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
«Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
«Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
«Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
«Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
«Лепим подбородок» - поглаживают подбородок.
«Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».
Произнесем Все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове.
Упражнение «Головоломка» (работа в группах)
Цель: развитие логического мышления.
Ход упражнения:
Дети разбиваются на 3 группы (вытягивают счетные палочки розового, зеленого, желтого цвета). На столах у каждого лежат конверты с буквами.
Психолог: - На прошлых занятиях мы с Вами познакомились с такими познавательными процессами, как ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ, выполняли различные упражнения на их развитие. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, откройте конверты, лежащие у Вас на столе. Составьте из букв слово, которое и будет предметом нашего разговора – МЫШЛЕНИЕ.
СЛАЙД 1 «Развитие мышления»
Основной этап
Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»
Цель: информирование детей о способах развития мышления.
Психолог:
Когда вы что-то узнаете новое, вы начинаете о чем-то думать, размышлять. Еще древние греки говорили: «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает». Умный человек может заранее предвидеть развитие некоторых событий.
- А для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться, нужно развить свое мышление, и учитывать следующие рекомендации:
СЛАЙД 2 «Как развивать мышление?»
1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
2. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.
Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
3. Мышление начинается с вопросов.
Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
4. Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
5. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать предметы или явления между собой - необходимое свойство мышления.
6. Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.
7. Мышление и речь неразрывны.
Непременное условие развития мышления - участие в дискуссиях, написание сочинений и изложений, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
Обсуждение: - Что нужно делать, чтобы развивать свое мышление? (дети высказываются по очереди).
СЛАЙД
Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.
Ход упражнения:
Детям предлагается посмотреть на слайд и найти среди предложенных картинок лишнюю.
Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)
Цель: Развитие речи и мышления.
Ход упражнения:
Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.
Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.
В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.
Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::
СЛАЙД
Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.
Инструменты: молоток, лопата, топор.
Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.
Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.
Дополните каждую группу слов своими примерами.
Игра «Расскажем и покажем»
Ход игры:
Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
Руку правую – на плечо,
Руку левую – на бочок,
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую – на плечо,
Руку правую – на бочок.
Руки вверх, руки вниз,
И налево повернись.
Упражнение «Не повторяться!»
Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.
Ход упражнения:
Дети встают в круг. Психолог поочередно бросает мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку.
Разминка на активизацию
Упражнения выполняются сидя на стуле:
Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.
Напрягая стопы, поджать под себя пальцы, затем распрямить их.
Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять едва заметные движения плечами и лопатками: сведение и разведение, приподнимание и опускание, вращение в одну и другую стороны.
Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимать пальцы в кулак и распрямлять их.
Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.
Втягивание и выпячивание живота; при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.
Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения головой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.
Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, по часовой и против часовой стрелки.
Опираясь ладонями о стол, а пятками – о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.
Упражнение «Найдите пару» (работа в парах)
Ход упражнения:
Дети разбиваются на пары. Раздаются карточки с написанными словами.
1) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, близкое по значению (синоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.
СЛАЙД
Родина - создатель
Автор - приятель
Мужество - Отчизна
Игра - храбрость
Друг - забава
Беда - вьюга
Метель - горе
Родина - Отчизна
Автор - создатель
Мужество - храбрость
Игра - забава
Друг - приятель
Беда - горе
Метель – вьюга
2) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, противоположное по значению (антоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.
СЛАЙД
Старт - быстро
Ласковый - короткий
Верх - ложь
Прибавить - продавать
Длинный - грубый
Покупать - отнять
Медленно - низ
Правда - финиш
Старт - финиш
Ласковый - грубый
Верх - низ
Прибавить - отнять
Длинный - короткий
Покупать - продавать
Медленно - быстро
Правда - ложь
Упражнение «Ищем ошибки»
Ход упражнения:
Психолог: - Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, - хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.
Рассказ с нелопостями
Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, же не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.
Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.
Заключительный этап
Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.
Дети встают, образуя круг.
Обсуждение
- Какие упражнения понравились больше всего?
С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении заданий и почему?
СЛАЙД
Рефлексия занятия
Дети, передавая друг другу игрушку, поочередно делятся своими впечатлениями о проведенном занятии.
Ритуал прощания
Игра-оптимизатор «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»
Ход игры:
Дети встают в круг, протягивают руку стоящему рядом ребенку, проговаривая по слогам слово ДО-СВИ-ДА-НИ-Я, пока все участники не проговорят слово.