kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развиваем мышление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся младших классов, испытывающих трудности в обучении направлено на актуализацию представлений детей о «мышлении»; развитие познавательных и коммуникативных умений младших школьников. Занятие представляет собой комплекс технологий личностно-ориентированного обучения, включает в себя игры на развитие психических процессов, управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КРЗ Развиваем мышление Прикс»

Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем мышление»


Цель занятия: актуализировать представление детей о «мышлении»; развивать познавательных и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:

  • Развитие произвольности и самоконтроля;

  • Развитие слухового внимания;

  • Развитие эмоционально-выразительных движений;

  • Развитие тактильного восприятия;

  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки.

Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев, презентация, мультимедиа.


Ход занятия:

  1. Введение в занятие

Игра-энергизатор «Я желаю …»

Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.

Ход игры:

Дети встают в круг.

Психолог: - Предлагаю начать нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание друг другу на сегодняшний день: «Ваня, Я желаю …»

Настрой на занятие (йоговская гимнастика)

Психолог: - Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.

  1. «Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

  2. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.

  1. «Лепим личико» - проводят руками по краю лица.

  2. «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

  3. «Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

  4. «Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

  5. «Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

  6. «Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

  7. «Лепим подбородок» - поглаживают подбородок.

  8. «Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».

  9. Произнесем Все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове.

Упражнение «Головоломка» (работа в группах)

Цель: развитие логического мышления.

Ход упражнения:

Дети разбиваются на 3 группы (вытягивают счетные палочки розового, зеленого, желтого цвета). На столах у каждого лежат конверты с буквами.

Психолог: - На прошлых занятиях мы с Вами познакомились с такими познавательными процессами, как ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ, выполняли различные упражнения на их развитие. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, откройте конверты, лежащие у Вас на столе. Составьте из букв слово, которое и будет предметом нашего разговора – МЫШЛЕНИЕ.

СЛАЙД 1 «Развитие мышления»

  1. Основной этап

Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»

Цель: информирование детей о способах развития мышления.

Психолог:

Когда вы что-то узнаете новое, вы начинаете о чем-то думать, размышлять. Еще древние греки говорили: «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает». Умный человек может заранее предвидеть развитие некоторых событий.

- А для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться, нужно развить свое мышление, и учитывать следующие рекомендации:

СЛАЙД 2 «Как развивать мышление?»

1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.

Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

3. Мышление начинается с вопросов.

Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

4. Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

5. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать предметы или явления между собой - необходимое свойство мышления.

6. Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.

7. Мышление и речь неразрывны.

Непременное условие развития мышления - участие в дискуссиях, написание сочинений и изложений, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Обсуждение: - Что нужно делать, чтобы развивать свое мышление? (дети высказываются по очереди).

СЛАЙД

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.

Ход упражнения:

Детям предлагается посмотреть на слайд и найти среди предложенных картинок лишнюю.

Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)

Цель: Развитие речи и мышления.

Ход упражнения:

Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.

Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.

В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.

Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::

СЛАЙД

Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.

Инструменты: молоток, лопата, топор.

Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.

Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.

Дополните каждую группу слов своими примерами.

Игра «Расскажем и покажем»

Ход игры:

Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.

Руку правую – на плечо,

Руку левую – на бочок,

Руки в стороны, руки вниз,

И направо повернись.


Руку левую – на плечо,

Руку правую – на бочок.

Руки вверх, руки вниз,

И налево повернись.

Упражнение «Не повторяться!»

Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.

Ход упражнения:

Дети встают в круг. Психолог поочередно бросает мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку.

Разминка на активизацию

Упражнения выполняются сидя на стуле:

  1. Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.

  2. Напрягая стопы, поджать под себя пальцы, затем распрямить их.

  3. Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять едва заметные движения плечами и лопатками: сведение и разведение, приподнимание и опускание, вращение в одну и другую стороны.

  4. Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимать пальцы в кулак и распрямлять их.

  5. Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.

  6. Втягивание и выпячивание живота; при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.

  7. Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения головой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.

  8. Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, по часовой и против часовой стрелки.

  9. Опираясь ладонями о стол, а пятками – о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.

Упражнение «Найдите пару» (работа в парах)

Ход упражнения:

Дети разбиваются на пары. Раздаются карточки с написанными словами.

1) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, близкое по значению (синоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.

СЛАЙД

Родина - создатель

Автор - приятель

Мужество - Отчизна

Игра - храбрость

Друг - забава

Беда - вьюга

Метель - горе

Родина - Отчизна

Автор - создатель

Мужество - храбрость

Игра - забава

Друг - приятель

Беда - горе

Метель – вьюга

2) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, противоположное по значению (антоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.

СЛАЙД

Старт - быстро

Ласковый - короткий

Верх - ложь

Прибавить - продавать

Длинный - грубый

Покупать - отнять

Медленно - низ

Правда - финиш

Старт - финиш

Ласковый - грубый

Верх - низ

Прибавить - отнять

Длинный - короткий

Покупать - продавать

Медленно - быстро

Правда - ложь


Упражнение «Ищем ошибки»

Ход упражнения:

Психолог: - Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, - хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелопостями

Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, же не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.


  1. Заключительный этап

Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

Дети встают, образуя круг.

Обсуждение

- Какие упражнения понравились больше всего?

С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении заданий и почему?

СЛАЙД

Рефлексия занятия

Дети, передавая друг другу игрушку, поочередно делятся своими впечатлениями о проведенном занятии.

Ритуал прощания

Игра-оптимизатор «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»

Ход игры:

Дети встают в круг, протягивают руку стоящему рядом ребенку, проговаривая по слогам слово ДО-СВИ-ДА-НИ-Я, пока все участники не проговорят слово.

Просмотр содержимого документа
«Проект занятия»

Коррекционно-развивающее занятие

Тема «Развиваем мышление»

Педагог-психолог: Прикс Елена Валерьевна

Класс:


Цель занятия: актуализация представлений детей о «мышлении»; развитие познавательных и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:

  • Развитие произвольности и самоконтроля;

  • Развитие слухового внимания;

  • Развитие эмоционально-выразительных движений;

  • Развитие тактильного восприятия;

  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки 3-х цветов (10 штук), картинки с изображением грибочков и елочек (по 5 штук).

Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев, презентация, мультимедиа.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативная.


Ход занятия:

  1. Введение в занятие

  1. Игра-энергизатор «Я желаю …»

Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.

  1. Настрой на занятие (йоговская гимнастика)

  1. «Заводим будильник».

  2. «Будильник зазвонил».

  3. «Лепим личико».

  4. «Лепим волосики».

  5. «Лепим бровки».

  6. «Лепим глазки».

  7. «Лепим носик».

  8. «Лепим ушки».

  9. «Лепим подбородок».

  10. «Рисуем носиком солнышко».

  11. Произнесем вместе.

  1. Упражнение «Головоломка» (работа в группах)

Цель: развитие логического мышления.

Слово: М-Ы-Ш-Л-Е-Н-И-Е (собирают слово по буквам, называюти тему занятия).

  1. Основной этап

  1. Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»

Цель: информирование детей о способах развития мышления.

  1. Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.

  1. Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)

Цель: Развитие речи и мышления.

Слова: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.

  1. Физминутка: игра «Расскажем и покажем»

Цель: активизация внимания, снятие мышечного напряжения.

  1. Упражнение «Не повторяться!» (работа по цепочке)

Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.

  1. Упражнение «Найдите пару» (работа в парах)

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Карточки:

Родина - создатель

Автор - приятель

Мужество - Отчизна

Игра - храбрость

Друг - забава

Беда - вьюга

Метель - горе


Старт - быстро

Ласковый - короткий

Верх - ложь

Прибавить - продавать

Длинный - грубый

Покупать - отнять

Медленно - низ

Правда - финиш


  1. Заключительный этап

Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

  1. Рефлексия занятия

Сегодня на занятии:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось больше всего…

  1. Ритуал прощания: игра-оптимизатор «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я».

Просмотр содержимого презентации
«КРЗ Развиваем мышление»

Развиваем мышление

Развиваем мышление

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает».

«Как развивать мышление?»

«Как развивать мышление?»

  • Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  • Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  • Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления .
Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Найди лишний предмет

Профессии людей: учитель, строитель,  тракторист,  лётчик. Инструменты: молоток,  лопата,  топор. Музыкальные инструменты: гитара,  рояль,  баян,  скрипка. Спортивные игры:  хоккей,  теннис, шахматы.
  • Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.
  • Инструменты: молоток, лопата, топор.
  • Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.
  • Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.
Родина - Отчизна Автор - создатель   Мужество - храбрость Игра - забава Друг - приятель Беда - горе Метель – вьюга
  • Родина - Отчизна
  • Автор - создатель
  • Мужество - храбрость
  • Игра - забава
  • Друг - приятель
  • Беда - горе
  • Метель – вьюга
Старт - финиш Ласковый - грубый Верх - низ Прибавить - отнять Длинный - короткий Покупать - продавать Медленно - быстро Правда - ложь
  • Старт - финиш
  • Ласковый - грубый
  • Верх - низ
  • Прибавить - отнять
  • Длинный - короткий
  • Покупать - продавать
  • Медленно - быстро
  • Правда - ложь
Сегодня на занятии Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось больше всего…

Сегодня на занятии

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось больше всего…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Развиваем мышление"

Автор: Прикс Елена Валерьевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства