Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем мышление»
  
 
  Цель занятия: актуализировать представление детей о «мышлении»; развивать познавательных и коммуникативных умений младших школьников.
  Задачи:
  -  Развитие произвольности и самоконтроля; 
-  Развитие слухового внимания; 
-  Развитие эмоционально-выразительных движений; 
-  Развитие тактильного восприятия; 
-  Развитие и совершенствование коммуникативных навыков; 
-  Снятие психоэмоционального напряжения. 
 Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки.
  Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев, презентация, мультимедиа.
  
 
  Ход занятия:
  - Введение в занятие 
 Игра-энергизатор «Я желаю …»
  Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.
  Ход игры:
  Дети встают в круг.
  Психолог: - Предлагаю начать нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание друг другу на сегодняшний день: «Ваня, Я желаю …»
  Настрой на занятие (йоговская гимнастика)
   Психолог: - Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.
  -  «Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик». 
-  «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове. 
 А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.
  -  «Лепим личико» - проводят руками по краю лица. 
-  «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос. 
-  «Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям. 
-  «Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами. 
-  «Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз. 
-  «Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши. 
-  «Лепим подбородок» - поглаживают подбородок. 
-  «Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик». 
-  Произнесем Все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове. 
 Упражнение «Головоломка» (работа в группах)
  Цель: развитие логического мышления.
  Ход упражнения:
  Дети разбиваются на 3 группы (вытягивают счетные палочки розового, зеленого, желтого цвета). На столах у каждого лежат конверты с буквами.
  Психолог: - На прошлых занятиях мы с Вами познакомились с такими познавательными процессами, как ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ, выполняли различные упражнения на их развитие. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, откройте конверты, лежащие у Вас на столе. Составьте из букв слово, которое и будет предметом нашего разговора – МЫШЛЕНИЕ.
  СЛАЙД 1 «Развитие мышления»
  - Основной этап 
 Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»
  Цель: информирование детей о способах развития мышления.
  Психолог:  
  Когда вы что-то узнаете новое, вы начинаете о чем-то думать, размышлять. Еще древние греки говорили: «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает». Умный человек может заранее предвидеть развитие некоторых событий.
  - А для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться, нужно развить свое мышление, и учитывать следующие рекомендации:
  СЛАЙД 2 «Как развивать мышление?»
  1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  2. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.  
  Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  3. Мышление начинается с вопросов.  
  Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
  4. Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  5. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать предметы или явления между собой - необходимое свойство мышления.
  6. Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.
  7. Мышление и речь неразрывны.  
  Непременное условие развития мышления - участие в дискуссиях, написание сочинений и изложений, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
  Обсуждение: - Что нужно делать, чтобы развивать свое мышление? (дети высказываются по очереди).
  СЛАЙД  
  Упражнение «Найди лишнюю картинку»
  Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.
  Ход упражнения:
  Детям предлагается посмотреть на слайд и найти среди предложенных картинок лишнюю.
  Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)
  Цель: Развитие речи и мышления.
  Ход упражнения:
  Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.
  Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.
  В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.
  Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::
  СЛАЙД  
  Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.
  Инструменты: молоток, лопата, топор.
  Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.
  Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.
  Дополните каждую группу слов своими примерами.
  Игра «Расскажем и покажем»
  Ход игры:
  Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
  Руку правую – на плечо,
  Руку левую – на бочок,
  Руки в стороны, руки вниз,
  И направо повернись.
  
 
  Руку левую – на плечо,
  Руку правую – на бочок.
  Руки вверх, руки вниз,
  И налево повернись.
  Упражнение «Не повторяться!»  
  Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.  
  Ход упражнения:
  Дети встают в круг. Психолог поочередно бросает мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку.
  Разминка на активизацию
  Упражнения выполняются сидя на стуле:
  -  Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь. 
-  Напрягая стопы, поджать под себя пальцы, затем распрямить их. 
-  Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять едва заметные движения плечами и лопатками: сведение и разведение, приподнимание и опускание, вращение в одну и другую стороны. 
-  Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимать пальцы в кулак и распрямлять их. 
-  Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки. 
-  Втягивание и выпячивание живота; при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох. 
-  Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения головой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки. 
-  Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, по часовой и против часовой стрелки. 
-  Опираясь ладонями о стол, а пятками – о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела. 
 Упражнение «Найдите пару» (работа в парах)
  Ход упражнения:
  Дети разбиваются на пары. Раздаются карточки с написанными словами.
  1) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, близкое по значению (синоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.
   СЛАЙД  
  Родина - создатель
  Автор - приятель
  Мужество - Отчизна
  Игра - храбрость
  Друг - забава
  Беда - вьюга
  Метель - горе
  Родина - Отчизна  
  Автор - создатель 
  Мужество - храбрость  
  Игра - забава
  Друг - приятель
  Беда - горе
  Метель – вьюга
    2) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, противоположное по значению (антоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.
    СЛАЙД  
  Старт - быстро
  Ласковый - короткий
  Верх - ложь
  Прибавить - продавать
  Длинный - грубый
  Покупать - отнять
  Медленно - низ
  Правда - финиш  
  Старт - финиш
  Ласковый - грубый
  Верх - низ
  Прибавить - отнять
  Длинный - короткий
  Покупать - продавать
  Медленно - быстро
  Правда - ложь
    
 
  Упражнение «Ищем ошибки»
  Ход упражнения:
  Психолог: - Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, - хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.
  Рассказ с нелопостями
  Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, же не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.
  Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.
 
 
  - Заключительный этап   
 Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.
  Дети встают, образуя круг.  
  Обсуждение
  - Какие упражнения понравились больше всего?  
  С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении заданий и почему?  
  СЛАЙД  
  Рефлексия занятия
  Дети, передавая друг другу игрушку, поочередно делятся своими впечатлениями о проведенном занятии.
  Ритуал прощания
  Игра-оптимизатор «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»
  Ход игры:
  Дети встают в круг, протягивают руку стоящему рядом ребенку, проговаривая по слогам слово ДО-СВИ-ДА-НИ-Я, пока все участники не проговорят слово.