Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по психологии на тему"Характер"»
Сабақтың жоспары
Поурочныйплан
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group:
Пән/ Предмет/ Subject:Психология.
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:Характер.
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Изучение нового материала.
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:Лекция-визуализация.
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: Рассмотреть понятие характер человека,психологический анализ характера человека.
дамытушылық/ развивающая/ developing:Через содержание изучаемого материала стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала.
тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up:. Побудить студентов к сознательной позиции профессионального самоусовершенствования, формировать адекватную психооценку, устойчивый интерес к психологическим знаниям, стремление к сопричастности в процессе научного познания.
1.Организационный момент. Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning! Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид.
II.Актуализация знаний: На прошлом занятии мы познакомились с новым разделом нашей программы «Психология личности»,рассмотрели тему «Темперамент»
Вопросы: 1.Назовите и кратко охарактеризуйте основные типы темперамента. 2.Дайте определение понятию «темперамент» Проверка домашнего задания. Заполнение таблицы(10мин)
III.Изучение нового материала
Жоспар:
1.Психологический анализ характера человека.
2.Особенности характера человека.
3. Акцентуация характера.
IV. Закрепление изученного материала:
Предлагается студентам кратко сформулировать, что нового они узнали на данном занятии,выбрать правильный ответ1.Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно:а) повышение ранимости,б) снижение способности к социальной адаптации,в) повышение способности к социальной адаптации +
2.Понятие об экстраверсии и интроверсии разработал: а) Фрейдом,б) Юнг +в) Адлер
V.Үй тапсырмасы
Знать материал лекции. Подобрать диагностический материал, согласно которому можно определить характер человека.
Әдебиет/ Литература/ Literature:
Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2011.Петровский А.В. Общая психология. –М., 2009.
Из перечисленных качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу)1:
Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.
Медленно усвоение и перестройка навыков, подвижность, возбужденное состояние
Неуверенность в
себе, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность.
1.Психологический анализ характера человека.
Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.
В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а индивидуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, индивидуальное своеобразие способов и качеств действии и поведения личности в этих обстоятельствах.
Характер человека — это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Характер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств.
Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгляды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические стереотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устойчивых базовых основ характера.
В характере выделяются также и инструментальные, исполнительские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки.
2.Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений:
а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сложившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жизнедеятельности.
б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что деятельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустремленно деятельными.
в) к другом людям: характеры бывают общительные и замкнутые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной.
г) к себе: различают альтруистические и эгоистические характеры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, себялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно выраженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоинства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с приниженным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытывающие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;
д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, бережливость, мотовство и т. п.
Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устойчивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характером соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную направленность в своих действиях и поступках.
Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целостность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздействий социальной и природной среды.
Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выделяют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профессиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.
Специфические черты характера обусловлены своеобразием развития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интеллектуальным чертам характера относятся любознательность, заинтересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впечатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мнительность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.
Направленность личности:
Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).
Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость, открытость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бывать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков.
Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, социальной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других людей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждениях, действиях и поступках.
Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним типом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип — те, кто связывают результаты своих действий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импуштивный тип — считают, что определяющую роль в результатах их действий играют внешние объективные условия, обстоятельства, случай.
Одной из общих основ характера выступает темперамент, который определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К числу таких характерологических особенностей личности относят:
впечатлительность — степень воздействия на личность различных обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;
эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события, степень придания им особой значимости;
импульсивность — степень несдержанности реакций человека на внешние воздействия, спонтанность их проявления;
тревожность — частота возникновения беспокойства в связи с эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.
Очевидно, что степень выраженности этих особенностей неодинакова у представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у меланхоликов, а эмоциональность — у холериков. У последних чаще, чем, например, у флегматиков и сангвиников, чертой характера становится импульсивность. У сангвиников и флегматиков нередко в достаточно выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность, эмоциональность, тревожность.
Наряду с темпераментом, как физиологически обусловленным свойством личности, в психологии используются и другие биологически обусловленные объяснения характерологических особенностей людей.
3. Акцентуации характера.
Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к другим. Различные комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого гипертимного типа являются изоляция от людей, вынужденное оездедъе, ида^ образие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощными психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцентуации сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро установить глубокие, неформальные, эмоциональные контакты с окружающими. Истероидный тип болезненно воспринимает удары по его эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.
В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают относительной устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение, профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического здоровья и т.п.Существуют разные подходы к классификации типов акцентуации характера (К.Леонгард, А. Е.Личко, П. Б. Ганушкин, А. В. Петровский и др.).
Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей (50—80 %). Такие.акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться.
Характер существенно влияет на жизнь и деятельность человека, определяя линию его поведения. Влияния характера на жизнедеятельность человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те или иные акцентуации характера.
В психологии не только описаны акцентуации характера, но и разработаны методики их выявления, диагностики.Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как положительные, так и отрицательные черты, человек может соответствующим образом программировать саморазвитие и профессиональное становление своей личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимодействие с ней.