kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по психологии на тему"Характер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по предмету психология,тема характер

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по психологии на тему"Характер"»

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson


Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group:

Пән/ Предмет/ Subject:Психология.

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:Характер.

Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Изучение нового материала.

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:Лекция-визуализация.

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational: Рассмотреть понятие характер человека,психологический анализ характера человека.

дамытушылық/ развивающая/ developing:Через содержание изучаемого материала стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала.

тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up:. Побудить студентов к сознательной позиции профессионального самоусовершенствования, формировать адекватную психооценку, устойчивый интерес к психологическим знаниям, стремление к сопричастности в процессе научного познания.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:Электронная презентация,видио-лекция,конспект лекций.

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

3.Этап усвоения новых знаний.

4.Закрепление изученного материала.

5. Домашняя работа.

Сабақ даму (Ход занятия):

1.Организационный момент. Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning! Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид.

II. Актуализация знаний: На прошлом занятии мы познакомились с новым разделом нашей программы «Психология личности»,рассмотрели тему «Темперамент»

Вопросы: 1.Назовите и кратко охарактеризуйте основные типы темперамента. 2.Дайте определение понятию «темперамент» Проверка домашнего задания. Заполнение таблицы(10мин)

III.Изучение нового материала

Жоспар:

1.Психологический анализ характера человека.

2.Особенности характера человека.

3. Акцентуация характера.

IV. Закрепление изученного материала:

Предлагается студентам кратко сформулировать, что нового они узнали на данном занятии,выбрать правильный ответ1.Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым не свойственно:а) повышение ранимости,б) снижение способности к социальной адаптации,в) повышение способности к социальной адаптации +

 2.Понятие об экстраверсии и интроверсии разработал: а) Фрейдом,б) Юнг +в) Адлер

V.Үй тапсырмасы

Знать материал лекции. Подобрать диагностический материал, согласно которому можно определить характер человека.

Әдебиет/ Литература/ Literature:

Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2011.Петровский А.В. Общая психология. –М., 2009.





Из перечисленных качеств выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу)1:

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Бодрое, повышенное настроение, повышенная эмоциональная возбудимость, энергичность, быстрое возникновение

смена чувств, сосредоточенность внимания


Выдержанность, однообразие мимики, терпеливость, невыразительность

речи, ровное, спокойное настроение


Медленно усвоение и перестройка навыков, подвижность, возбужденное состояние

Неуверенность в

себе, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность.
























1.Психологический анализ характера человека.

Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окру­жающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а инди­видуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, ин­дивидуальное своеобразие способов и качеств действии и поведе­ния личности в этих обстоятельствах.

Характер человека — это то, что определяет его типичные фор­мы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не слу­чайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Ха­рактер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направ­ленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгля­ды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические сте­реотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устой­чивых базовых основ характера.

В характере выделяются также и инструментальные, исполни­тельские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, на­выки, привычки, установки.

2.Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений:

а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сло­жившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жизнедеятельности.

б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что дея­тельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустрем­ленно деятельными.

в) к другом людям: характеры бывают общительные и замкну­тые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной.

г) к себе: различают альтруистические и эгоистические харак­теры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, се­бялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно вы­раженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоин­ства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с принижен­ным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытыва­ющие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;

д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, береж­ливость, мотовство и т. п.

Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устой­чивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характе­ром соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную на­правленность в своих действиях и поступках.

Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целост­ность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздей­ствий социальной и природной среды.

Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выде­ляют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профес­сиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.

Специфические черты характера обусловлены своеобразием раз­вития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональ­ной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интел­лектуальным чертам характера относятся любознательность, за­интересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впе­чатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мни­тельность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решитель­ность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.

Направленно­сть личности:

Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, инте­ресы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).

Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость, откры­тость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бы­вать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков.

Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, соци­альной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других лю­дей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждени­ях, действиях и поступках.

Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним ти­пом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип — те, кто связывают результаты своих дей­ствий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импуштивный тип — считают, что определяющую роль в резуль­татах их действий играют внешние объективные условия, обстоя­тельства, случай.

Одной из общих основ характера выступает темперамент, ко­торый определяет своеобразие динамических проявлений свойств характера. К числу таких характерологических особенностей лич­ности относят:

впечатлительность — степень воздействия на личность различ­ных обстоятельств, время их сохранения в памяти и сила реакции на них;

эмоциональность — скорость и глубина эмоциональной реак­ции человека на те или иные события, степень придания им осо­бой значимости;

импульсивность — степень несдержанности реакций человека на внешние воздействия, спонтанность их проявления;

тревожность — частота возникновения беспокойства в свя­зи с эмоциональными переживаниями: боязнь, страх, опасения и др.

Очевидно, что степень выраженности этих особенностей не­одинакова у представителей того или иного темперамента. Так, например, высокая впечатлительность, тревожность в большей мере проявляются у меланхоликов, а эмоциональность — у холе­риков. У последних чаще, чем, например, у флегматиков и санг­виников, чертой характера становится импульсивность. У сангви­ников и флегматиков нередко в достаточно выраженной и устойчивой форме проявляются впечатлительность, эмоциональ­ность, тревожность.

Наряду с темпераментом, как физиологически обусловленным свойством личности, в психологии используются и другие биоло­гически обусловленные объяснения характерологических особен­ностей людей.

3. Акцентуации характера.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к другим. Различные комбинации таких черт у человека создают тот или иной тип акцентуации характера. Знание этих типов, умение выявить их среди окружающих, коллег по работе может помочь специалисту в решении задач профессионального и личного плана. Например, «слабыми местами» для так называемого гипертимного типа являются изоляция от людей, вынужденное оездедъе, ида^ образие, строгий режим. Все это для него может оказаться мощны­ми психотравмирующими факторами. Для шизоидного типа акцен­туации сильное психогенное воздействие оказывает необходимость быстро установить глубокие, неформальные, эмоциональные кон­такты с окружающими. Истероидный тип болезненно воспринима­ет удары по его эгоцентрической позиции, невозможность быть в центре внимания, вызывать всеобщий интерес к себе.

В зависимости от степени развитости акцентуации характера могут быть скрытые и явные. Акцентуации характера обладают от­носительной устойчивостью и могут переходить друг в друга под воздействием различных обстоятельств, внешних факторов: семья, социальное окружение, профессиональная деятельность, учеба, спорт, состояние физического здоровья и т.п.Существуют разные подходы к классификации типов акцен­туации характера (К.Леонгард, А. Е.Личко, П. Б. Ганушкин, А. В. Петровский и др.).

Акцентуации характера часто бывают у подростков и юношей (50—80 %). Такие.акцентуации при взрослении часто теряют свою остроту, но с возрастом могут опять проявиться.

Характер существенно влияет на жизнь и деятельность челове­ка, определяя линию его поведения. Влияния характера на жизнедеятельность человека становятся особенно резко выраженными, когда проявляются те или иные акцентуации характера.

В психологии не только описаны акцентуации характера, но и разработаны методики их выявления, диагностики.Раскрывая и понимая своеобразие своего характера, его как положительные, так и отрицательные черты, человек может со­ответствующим образом программировать саморазвитие и профес­сиональное становление своей личности при обучении в вузе, осуществлении своей профессиональной деятельности. Познания в этой области могут помочь специалисту лучше ориентироваться в окружающей среде, успешнее осуществлять контактное взаимо­действие с ней.










1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия по психологии на тему"Характер"

Автор: Полешко Татьяна Анатольевна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529240

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства