Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему"Развитие ребенка в дошкольном возрасте"»
Сабақтың жоспары
Поурочныйплан
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group: У-31,33
Пән/ Предмет/ Subject: Психология.
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Изучения нового материала.
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:Лекция -визуализация.
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік/образовательная/educational:Рассмотреть возрастные закономерности детей дошкольного возраста.
дамытушылық/ развивающая/ developing: Через содержание изучаемого материала стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала.
тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Побудить студентов к сознательной позиции профессионального самоусовершенствования, формировать адекватную психооценку, устойчивый интерес к психологическим знаниям, стремление к сопричастности в процессе научного познания.
1.Организационный момент. Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning! Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид.
Позитивный настрой Сейчас мы будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаиваются наши психические процессы. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох выдох 9-10 раз медленно.
II. Актуализация знаний: На прошлом занятии мы начали рассматривать новый раздел нашей дисциплины, а именно возрастную психологию. Предлагаю вам вспомнить, ответив на следующие вопросы: Что изучает возрастная психология? Перечислите основные методы возрастной психологии.
Что означает понятие онтогенез? Какие задачи решает возрастная психология? Охарактеризуйте понятие возраст? (фронтальный опрос 5-10 минут, учащиеся отвечают, приводят примеры)
III.Изучение нового материала
Жоспар:
1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
2. Роль игры в дошкольном возрасте особенности
3. Формирование личности в дошкольном возрасте в процессе деятельности и общения.
IV. Закрепление: Заполнить рабочий лист тема 4.2
V.Үй тапсырмасы: Составить рекомендации родителям по общению или развитию ребенка дошкольного возраста.
VI. Минута тишины: «Путешествие в мир самопознания»
Әдебиет/ Литература/ Literature:
1.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2006.
2.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов М.: Издательский центр «Академия», 1999. Крайг Г. Психология развития, 2000 (К 78, № 1435479, 88.3.74).
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков зарождения детской психологии Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) – русский врач, психолог. Реализовал в детской психологии объективные методы познания, психологическое изучение детей увязывал с проблемами воспитания. Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – русский педагог, психолог. Разработал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, отечественной педагогики и педагогической психологии. Михаил Яковлевич Басов (1892-1931) – русский психолог. Разработал метод наблюдения за детьми дошкольного возраста. Обосновал необходимость объективного исследования психики. Павел Петрович Блонский (1884-1941) – выдающийся психолог и педагог. Исследовал процессы развития памяти, мышления, сексуальное развитие детей. Лев Семенович Выготский (1896-1934) – выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, учение о возрасте как единице анализа детского развития, предложил периодизацию психического развития, представляющую чередование стабильных и критических возрастов. Александр Васильевич Запорожец – отечественный психолог. Создатель теории психического действия. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Григорий Силович Костюк (1899-1982) – разработал проблемы развития детей. Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) – выдающийся отечественный психолог. Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей. С позиций культурноисторической теории провел психологический анализ игры. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся общепсихологический отечественный психолог. Разработал теорию деятельности, ввел в психологическую категорию ведущей деятельности. Лидия Ильинична Божович (1908-1991) – отечественный психолог. Исследовала процессы формирования личности ребёнка, определила переходный период от младенчества к раннему возрасту. Майя Ивановна Лисина (1929-1983) – выдающийся советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения ребёнка со взрослым, а также проблемы самопознания личности ребёнком. Концепция генезиса общения ребёнка со взрослыми.
Составить рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.
Подбери игры или упражнения, направленные на формирование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).
Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.
Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»
Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Дайте психологический анализ ситуации.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
2. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.
Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».
С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?
– Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья.
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
Полюбуйтесь-ка, игрушки
Я, как мама, не люблю На пуховые подушки
В доме беспорядка. Я накину кисею.
Одеяло расстелю Полюбуйтесь-ка, игрушки,
Ровненько да гладко. На работу на мою!
Е. Благинина
Какие чувства переживает девочка?
Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?
Как должен вести себя взрослый?
Посидим в тишине
Мама спит, она устала … Вслух читать и мяч катать,
Ну, и я играть не стала! Я бы песенку пропела,
Я волчка не завожу, Я б могла похохотать …
А уселась и сижу. Да мало ль я чего хочу!
Не шумят мои игрушки, Но мама спит, и я молчу».
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке Луч метнулся по стене,
Луч крадется золотой. А потом скользнул ко мне.
И сказала я лучу: «Ничего, - шепнул
«Я тоже двигаться хочу! он будто, -
Я бы многого хотела: Посидим и в тишине! ..» (Е. Благинина)
С каким новообразованием дошкольного возраста связана данная ситуация?
Какие нравственные нормы осознает девочка?
6. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»
Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.
Объясните причину подобного явления.
7. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?
8. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?
Как должны поступить педагог и родители?
Дополнительные задания
Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.
Подбери игры или упражнения, направленные на формирование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).
«Д» 3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования
. /Приложение 1/
Результаты исследования оформи по следующей схеме:
- Название метода психологического исследования (н-р, тест)
- Методика (н-р, «Уровень вербального мышления»)
- Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)
- Испытуемый (н-р, Миша 6 лет)
- Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)
- Полученные данные
- Обработка данных и выводы
4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;
- игры для дошкольников и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. ■ Тест для самопроверки
Закончи фразу:
а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________
б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________
в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________
2. В дошкольном возрасте мышление:
а) наглядно-действенное
б) наглядно-образное
в) словесно-логическое
3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:
а) речи
б) произвольности
в) самоконтроля
4. Вставь слово:
а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память
б) У дошкольника _____________ самооценка
в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка
5. Виды психологической готовности к школе:
1) __________
2) __________
IV. ♥ Рефлексия
Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо .. …………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………...»
Тема «Особенности психического развития младшего школьника»
I. ☼ Практические задания
1. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».
- А когда он был главным? – удивилась мама.
- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.
- А теперь он не умеет этого делать?
- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!
- А что же теперь главное?
- Теперь главное: как ты учишься.
С каким явлением в развитии ребенка связано его поведение?
«Д» 2. Ребенок (ученик 1 класса) отказывается идти в школу. Определите возможные причины поведения ребенка и пути помощи.
3. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.
За счёт чего повысилась успеваемость таких школьников?
4. Учительница первого класса старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.
Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заикался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не выучил».
Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учителя и учеников.
5. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались.
Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.
С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?
5. Папа задал Юре (7 лет) такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»
Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог её решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.
О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?
6. Младшим школьникам очень трудно сосредотачивать внимание на непонятном сложном материале.
В чём причина? Как должен решать этот вопрос учитель?
II. ☺ Будущему учителю
1. Разработай рекомендации для родителей по общению с младшим школьником, или для учителя по взаимодействию с младшими школьниками.
«Д» 2. Проведи диагностику развития одного из познавательных процессов учащегося в ходе овладения учебной деятельностью. /Приложение 2/
3. Подбери игры или упражнения, направленные на развитие познавательных процессов младших школьников (на выбор).
«Д» 4. Выяви особенности личностного развития ребенка в процессе обучения в начальной школе с помощью методик «Цветик-семицветик», «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» или др. (на выбор) /Приложение 3/
«Д» 5. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младший школьник».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младших школьниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании младших школьников; картинки, фотографии с детьми; игры для младших школьников);
2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая дружба», «Первая победа», «Первый учитель» или «Первая пятёрка (двойка)»), воспоминания о данном возрасте;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию и развитию младшего школьника;
- игры для дошкольников и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. ■ Тест для самопроверки
Закончи фразу:
а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.
б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________ _____________
в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как _____________
2. У младшего школьника мышление:
а) наглядно-действенное
б) наглядно-образное
в) словесно-логическое
3. Младший школьный возраст является сензитивным для:
а) самовоспитания
б) развития речи
в) формирования двигательных навыков
4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:
а) __________
б) __________
в) __________
г) __________
д) __________
5. Мотивы учения младших школьников:
а) __________
б) __________
в) __________
г) __________
д) __________
IV. ♥ Рефлексия
Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к …………………………………………………………… …………………………………………………………………….…………………»