kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему"Развитие ребенка в дошкольном возрасте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия по предмету психология,на тему развитие дошкольника

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему"Развитие ребенка в дошкольном возрасте"»

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group: У-31,33

Пән/ Предмет/ Subject: Психология.

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Изучения нового материала.

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson:Лекция -визуализация.

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік/образовательная/educational:Рассмотреть возрастные закономерности детей дошкольного возраста.

дамытушылық/ развивающая/ developing: Через содержание изучаемого материала стимулировать креативно-интеллектуальную активность, рефлексивные способности студентов; стремление к самопознанию и профессиональному осмыслению изучаемого материала.

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Побудить студентов к сознательной позиции профессионального самоусовершенствования, формировать адекватную психооценку, устойчивый интерес к психологическим знаниям, стремление к сопричастности в процессе научного познания.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:Электронная презентация,раздаточный материал.

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания.

3.Этап усвоения новых знаний.

4.Закрепление изученного материала.

5. Домашняя работа.

Ход занятия

1.Организационный момент. Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning! Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид.

Позитивный настрой
Сейчас мы будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаиваются наши психические процессы. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох выдох 9-10 раз медленно. 

II. Актуализация знаний: На прошлом занятии мы начали рассматривать новый раздел нашей дисциплины, а именно возрастную психологию. Предлагаю вам вспомнить, ответив на следующие вопросы: Что изучает возрастная психология? Перечислите основные методы возрастной психологии.

Что означает понятие онтогенез? Какие задачи решает возрастная психология? Охарактеризуйте понятие возраст? (фронтальный опрос 5-10 минут, учащиеся отвечают, приводят примеры)

III.Изучение нового материала

Жоспар:

1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.

2. Роль игры в дошкольном возрасте особенности

3. Формирование личности в дошкольном возрасте в процессе деятельности и общения.

      1. IV. Закрепление: Заполнить рабочий лист тема 4.2

      2. V.Үй тапсырмасы: Составить рекомендации родителям по общению или развитию ребенка дошкольного возраста.

      3. VI. Минута тишины: «Путешествие в мир самопознания»

Әдебиет/ Литература/ Literature:

1.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2006.

2.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов М.: Издательский центр «Академия», 1999. Крайг Г. Психология развития, 2000 (К 78, № 1435479, 88.3.74).


Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков зарождения детской психологии Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) – русский врач, психолог. Реализовал в детской психологии объективные методы познания, психологическое изучение детей увязывал с проблемами воспитания. Петр Федорович Каптерев (1849-1922) – русский педагог, психолог. Разработал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, отечественной педагогики и педагогической психологии. Михаил Яковлевич Басов (1892-1931) – русский психолог. Разработал метод наблюдения за детьми дошкольного возраста. Обосновал необходимость объективного исследования психики. Павел Петрович Блонский (1884-1941) – выдающийся психолог и педагог. Исследовал процессы развития памяти, мышления, сексуальное развитие детей. Лев Семенович Выготский (1896-1934) – выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, учение о возрасте как единице анализа детского развития, предложил периодизацию психического развития, представляющую чередование стабильных и критических возрастов. Александр Васильевич Запорожец – отечественный психолог. Создатель теории психического действия. Исследовал закономерности психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Григорий Силович Костюк (1899-1982) – разработал проблемы развития детей. Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) – выдающийся отечественный психолог. Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей. С позиций культурноисторической теории провел психологический анализ игры. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – выдающийся общепсихологический отечественный психолог. Разработал теорию деятельности, ввел в психологическую категорию ведущей деятельности. Лидия Ильинична Божович (1908-1991) – отечественный психолог. Исследовала процессы формирования личности ребёнка, определила переходный период от младенчества к раннему возрасту. Майя Ивановна Лисина (1929-1983) – выдающийся советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения ребёнка со взрослым, а также проблемы самопознания личности ребёнком. Концепция генезиса общения ребёнка со взрослыми.


Составить рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.

Подбери игры или упражнения, направленные на форми­рование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).

























Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?


2. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?


– Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья.

- Лучше в космонавта! – заявил Миша.

- Хорошо, - согласилась Катя. – Миша, бери шлем, таскай воду, будем стирать космонавту куртку.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?


Полюбуйтесь-ка, игрушки

Я, как мама, не люблю На пуховые подушки

В доме беспорядка. Я накину кисею.

Одеяло расстелю Полюбуйтесь-ка, игрушки,

Ровненько да гладко. На работу на мою!

Е. Благинина

Какие чувства переживает девочка?

Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?

Как должен вести себя взрослый?


Посидим в тишине

Мама спит, она устала … Вслух читать и мяч катать,

Ну, и я играть не стала! Я бы песенку пропела,

Я волчка не завожу, Я б могла похохотать …

А уселась и сижу. Да мало ль я чего хочу!

Не шумят мои игрушки, Но мама спит, и я молчу».

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке Луч метнулся по стене,

Луч крадется золотой. А потом скользнул ко мне.

И сказала я лучу: «Ничего, - шепнул

«Я тоже двигаться хочу! он будто, -

Я бы многого хотела: Посидим и в тишине! ..» (Е. Благинина)

С каким новообразованием дошкольного возраста связана данная ситуация?

Какие нравственные нормы осознает девочка?







6. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

Объясните причину подобного явления.


7. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?


8. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?

Как должны поступить педагог и родители?




































Дополнительные задания

Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.

Подбери игры или упражнения, направленные на форми­рование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).

«Д» 3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования

. /Приложение 1/

Результаты исследования оформи по следующей схеме:

- Название метода психологического исследования (н-р, тест)

- Методика (н-р, «Уровень вербального мышления»)

- Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)

- Испытуемый (н-р, Миша 6 лет)

- Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)

- Полученные данные

- Обработка данных и выводы

4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;

- стихи, песня о данном возрасте;

- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте;

- дополнительная информация о данном возрасте;

- советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;

- игры для дошкольников и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

- список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)













III.Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________

в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________

2. В дошкольном возрасте мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:

а) речи

б) произвольности

в) самоконтроля

4. Вставь слово:

а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память

б) У дошкольника _____________ самооценка

в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка

5. Виды психологической готовности к школе:

1) __________

2) __________



IV.Рефлексия

Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо .. …………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………...»



Тема «Особенности психического развития младшего школьника»



I. ☼ Практические задания



1. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же теперь главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

С каким явлением в развитии ребенка связано его поведение?

«Д» 2. Ребенок (ученик 1 класса) отказывается идти в школу. Определите возможные причины поведения ребенка и пути помощи.

3. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.

За счёт чего повысилась успеваемость таких школьников?

4. Учительница первого класса старалась ак­тивизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.

Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пас­сивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заи­кался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не вы­учил».

Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учи­теля и учеников.

5. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались.

Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.

С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?

5. Папа задал Юре (7 лет) такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»

Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог её решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.

О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?

6. Младшим школьникам очень трудно сосредотачивать внимание на непонятном сложном материале.

В чём причина? Как должен решать этот вопрос учитель?



II. ☺ Будущему учителю

1. Разработай рекомендации для родителей по общению с младшим школьником, или для учителя по взаимодействию с младшими школьниками.

«Д» 2. Проведи диагностику развития одного из познавательных процессов учащегося в ходе ов­ладения учебной деятельностью. /Приложение 2/

3. Подбери игры или упражнения, направленные на развитие познавательных процессов младших школьников (на выбор).

«Д» 4. Выяви особенности личностного развития ребенка в процессе обу­чения в начальной школе с помощью методик «Цветик-семицветик», «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» или др. (на выбор) /Приложение 3/

«Д» 5. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младший школьник».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младших школьниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании младших школьников; картинки, фотографии с детьми; игры для младших школьников);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;

- стихи, песня о данном возрасте;

- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая дружба», «Первая победа», «Первый учитель» или «Первая пятёрка (двойка)»), воспоминания о данном возрасте;

- дополнительная информация о данном возрасте;

- советы для родителей по воспитанию и развитию младшего школьника;

- игры для дошкольников и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

- список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)



III.Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.

б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________ _____________

в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как _____________

2. У младшего школьника мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. Младший школьный возраст является сензитивным для:

а) самовоспитания

б) развития речи

в) формирования двигательных навыков

4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:

а) __________

б) __________

в) __________

г) __________

д) __________

5. Мотивы учения младших школьников:

а) __________

б) __________

в) __________

г) __________

д) __________

IV.Рефлексия

Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к …………………………………………………………… …………………………………………………………………….…………………»

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия на тему"Развитие ребенка в дошкольном возрасте"

Автор: Полешко Татьяна Анатольевна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529247

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства