kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект тренингового занятия с детьми подросткового возраста «Путешествие на остров взаимопонимания» с использованием метода проблемной ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект тренингового занятия с детьми подросткового возраста «Путешествие на остров взаимопонимания» с использованием метода проблемной ситуации и метода ролевой игры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тренингового занятия с детьми подросткового возраста «Путешествие на остров взаимопонимания» с использованием метода проблемной ситуации»

Конспект тренингового занятия с детьми подросткового возраста «Путешествие на остров взаимопонимания» с использованием метода проблемной ситуации и метода ролевой игры

Цель: сплочение коллектива воспитанников

Задачи:

  • развитие творческого мышления

  • развитие воображения

  • снятие коммуникативных барьеров

  • коррекция психоэмоционального состояния

Используемые методы:

Проблемная ситуация

Ролевая игра

Релаксация

Ход:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров взаимопонимания. Остров необитаем и находится за морями и за скалами. Добираться нам до него предстоит долго, но зато, добравшись, нас ждет награда. В пути нас ждут приключения и испытания.

Итак, передо мной находится команда, которая отправится на остров. Предлагаю, для начала, поздороваться, пожав руки каждому участнику команды. (Стоя в кругу)

Теперь нам нужно собрать необходимые вещи, то без чего на острове никак нельзя.

Какие необходимые вещи вы возьмете с собой? Можно взять 10 вещей

мыло

зубная щетка

полотенце

одеяло

спальные мешки

нож

спички

обувь

одежда

молоток

топор

Палатка 10 - местная                                      

Баллон с кислородом                           

Комплект географических карт

Канистра с питьевой водой   

Собака                                           

Лодка резиновая надувная          

Туалетное зеркало, шило, мыло

гвозди

зеркало  (для сигнализации воздушным и морским спасателям)

ракетница с сигнальными ракетами;

канистра с питьевой водой;

медицинский спирт; (для дезинфекции и профилактики возможных болезней).

винтовка с запасом патронов

Канат                                                

Аптечка с медикаментами                

Компас гидравлический                 

Консервы мясные и рыбные                

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов            

Шоколад 

Спальные мешки (по 1 на каждого члена экипажа)               

Ракетница с комплектом сигнальных ракет    

Обоснование для каждой выбранной вещи. Единогласное принятие решения.

Взяли вещи, садимся в лодку.

Игра-дискуссия «Кораблекрушение»

Ваша лодка терпит кораблекрушение. Есть шанс спастись, если освободиться от ненужных вещей - и доплыть до острова.

Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а сколько там жить никто не знает. Не выкинете ничего – утоните в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь – погибните. перед вами список вещей, находящихся в лодке необходимо оставить только 3 самые важные вещи. Что бы вы выкинули за борт?

Каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, то решение не принимается. При этом не тяните, можете погибнуть, у вас всего 5 минут.

Затем один из членов команды должен зачитать  список и доказать почему они это оставили.

Самыми необходимыми предметами являются те, которые служат для привлечения внимания и помогают выжить до прибытия помощи.

Поздравляю! мы добрались до острова!!!

Но вход на остров закрывают отвесные скалы. Нам придется их преодолевать.

Игра «Скалы»

Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед «скалой» и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли «альпиниста»

Мы справились с этим испытанием! Мы на острове!

Теперь давайте насладимся этим островом и немного отдохнем.

Упражнение-релаксация «На море»

«Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. 
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения
.

Итак, обратного пути у нас пока не предвидится. Подождем спасателей. А пока нам необходимо решить, такой серьезный вопрос, как выборы вождя. Кто, на ваш взгляд, лучше всех справится с ролью вождя? Кого   бы вы хотели видеть в роли  вождя? Задумайтесь над этим.

 А теперь на счет «три» каждый покажет пальцем на того человека, которому он мог бы доверить свою судьбу. Это может быть и он сам.

 На счет «три» все выбрасывают пальцы в сторону самого достойного. 

Для того чтобы исследовать остров и не потеряться вы решили все вместе взяться за руки. Но как только вы взялись за руки, каждый потянул в свою сторону, так что все запутались. И теперь вождь должен распутать получившуюся паутину.

Замечательно! У вас все получилось!

День проходит за днем, вы исследовали уже весь остров и не нашли ничего полезного, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что с этого острова вам не скоро предстоит освободиться, может статься, спасатели уже прекратили поиски, посчитав нас погибшими. Прошла неделя. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете? 

Упражнение «Обустройство быта, распределение ролей»

Предлагаю вам на ватмане изобразить ваш быт. Где вы живете, кто ответственный за строительство, кто ответственный за добычу пищи, кто поддерживает очаг, чтобы тот не потух, кто отвечает за безопасность от диких зверей. Нарисуйте вашу жизнь на острове. и продумайте и запишите три основных правила проживания на этом острове. (Пример: все важные решения принимаются совместно голосованием, драки и оскорбления запрещены, важно мнение каждого)

На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые — лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:

Как вы строите отношения друг с другом?

Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?

Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает? 

Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года...

Упражнение «Письмо»

И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где вы обнаружили пустую бутылку. Эта находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.

Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.

Мини-дискуссия «Тайна острова»

Давайте сядем вкруг и постараемся понять, в чем тайна острова? Почему его назвали островом взаимопонимания? Что же такое это взаимопонимание?

варианты:

Взаимопонимание — это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий. 

понимание, разумение; единодушие, согласие,

Теперь мы знаем тайну острова. На нем нельзя выжить без взаимопонимания, по этому его так назвали. А мы выжили! За это остров дарит нам в подарок счастливый случай в виде появившейся у берегов льдины!

Скорее залазим на неё и плывем домой!

Упражнение «На льдине»

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, сплочение группы, развитие коммуникативных способностей.
Задачи: включить участников в активное групповое взаимодействие, снять напряжение, развить внимание.

Игровой материал: газета.

Время проведения: 10 мин.

Ход занятия: Команде выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, пока льдину не донесет течением до дома. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим».

Когда участники разместятся на своих льдинах и продержатся в таком положении 15-20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по 4 части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2-3 раза. Если в команде тонет один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры (ваша льдина перевернулась). Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно разогретых группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Молодцы! Все справились! Ура! Мы дома!

А вот и привет с нашего острова! В благодарность за то, что мы разгадали его тайну! (сладкий подарок).






Литература:

Грецов А. Психологически игры для старшеклассников и студентов / А. Грецов, Т. Бедарева – СПб. : Питер, 2008. – 190 с.

Громова Т. «Незаконченный сценарий для свободного плавания» - Метод в теории и на практике. / «Школьный психолог» - №23 июнь 2004 г.

Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

Саканова И.Н. Социальный педагог МОУ "Еласовская средняя общеобразовательная школа" Горномарийского района Республики Марий Эл. http://elasy-rme.narod.ru/work/sakanova/index.html

Образцова Т. "Психологические игры для детей". Часть 1/ Образцова Т.Н.; Лада, 2010 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ирина Константиновна Щербачева

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства