Просмотр содержимого документа
«Конспект тренингового занятия по сплочению учащихся 1 класса «Вместе мы сила».»
Конспект тренингового занятия по сплочению учащихся 1 класса «Вместе мы сила».
Цели занятия:
Обеспечение адаптации детей к школе, к классу.
Познакомить детей со школьными правилами.
Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
Сплочение детского коллектива.
Задачи занятия:
Создание атмосферы психологической комфортности.
Формирование чувства принадлежности у детей к группе.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.
Содержание занятия.
Знакомство.
Психолог приветствует детей.
- Ребята сегодня занятие проведу я, зовут меня Лидия Амангельдыевна. Совсем недавно вы стали учениками первого класса, в школе другой режим дня, другие правила, другие обязанности которые обязательно надо выполнить. Я пришла чтобы помочь вам познакомится друг с другом и познакомить вас с некоторыми школьными правила.
- Давайте познакомимся поближе, чтобы лучше узнать друг друга. Когда я скажу: «Один-Два!» — каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! (Психолог громко говорит, дети выкрикивают свои имена.) Ой. Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала. Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут.) Опять что-то не то... Никто не кричал, но всё равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Всем вместе говорить нельзя: никто никого не услышит. Говорит надо по очереди!
Упражнение «Представление имени»
Цель: создание позитивного настроя, помогает игрокам сблизится и больше узнать друг о друге.
Класс встает. Психолог кидает мяч поочередно каждому участнику, тот, кто поймал мяч, должен назвать свое имя и фамилию, рассказать, что он любит, а чего не любит и бросить мяч обратно ведущему.
Основное содержание занятия
Упражнение «Волшебный луч внимания»
Цели: познакомить с понятием «волшебный луч внимания», развивать произвольное внимание, познакомить с правилом- внимательно слушать учителя.
I. Организация занятия. Подготовка к восприятию нового материала на доске висят две картинки с изображениями школьников, на одной из них дети сидят и внимательно слушают учительницу, у них аккуратно разложены на столе школьные предметы; на другой картинке дети занимаются «своими» делами: одни разговаривают друг с другом, другие кидаются бумажками, кто-то смотрит в окно, кто-то ест яблоко; на столе у них беспорядок. ПСИХОЛОГ. Посмотрите внимательно на эти две картинки. Как вы думаете, что общего между ними? (Ответы детей.) Правильно, и на одной, и на другой нарисованы школьники, идет урок в классе. Но чем они отличаются? (Ответы детей.) Верно, на одной картинке ученики внимательно слушают учительницу, а на другой — нет. Скажите, а почему на картинке, где дети внимательно слушают учительницу, нарисован фонарик, а на картинке, где они отвлекаются, — лампа? (Ответы детей.). Мы сейчас проведем небольшой эксперимент (психолог включает фонарик в затемненном помещении, направляет его на разные предметы). Скажите, когда я включаю фонарик, становится ли во всей комнате светло? Верно, только там, куда я его направляю. Вот поэтому у внимательного школьника внимание похоже на луч от фонарика. Он направляет его на учителя, слушает его внимательно. (Затем включается свет в помещении, дети смотрят по сторонам.) А почему у невнимательного школьника его внимание похоже на лампу? Кто догадается? (Ответы детей.) Верно, свет идет в разные стороны, рассеивается. Не зря одного литературного персонажа так и назвали: «человек рассеянный с улицы Бассейной» (вместе с детьми вспоминаем стихотворение С. Маршака).
ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
— Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто
— Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши
— Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Поэтому ребята, помним еще одно правило, чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их.
Упражнение: «Мы похожи?»
Цель: дать понять ребятам, что люди во многом похожи, но и многим различны, и каждый имеет право быть самим собой.
Ребята, стоя в кругу, обращаются друг к другу, используя фразу: «Ты похож на меня тем, что…»
Потом, в другом направлении «Я отличаюсь от тебя тем, что…»
- Молодцы, вы все первоклассники – и этим вы похожи, но все вы такие разные.
Физминутка «Подари движение»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие общительности.
Участники встают в круг. Звучит музыка. Водящий, выбранный с помощью считалки, начинает танец. Он выполняет однотипные движения 15 – 20 секунд. Остальные повторяют эти движения. Затем водящий прикасается рукой к кому-либо из танцующих. Он становится следующим водящим. Игра продолжается.
Педагогическая сказка–метафора "История про то, как Амира научилась писать".
Цель: Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
Ребята предлагаю вам послушать случай который произошёл с обыкновенной девочкой Амирой, которая жила в Астане с мамой и папой, любила гулять, есть мороженое, отпускать в небо воздушные шары, а больше всего – рисовать. Иногда у нее получалось нарисовать соседскую собаку, иногда солнышко с облаками, иногда домик. Но вот исполнилось Амире 7 лет. И она, как все другие девочки и мальчики, пошла в школу.Именно в школе Амира впервые узнала, что ручки и карандаши в руки берут не только для того, чтоб рисовать забавные картинки, но еще и для того, чтобы выписывать буквы по определенному образцу. Изо дня в день пыталась Амира следовать примеру и выводить четкие линии, чтобы из них получались буквы. Да толку мало что-то. Как будто ручки и карандаши были заколдованы –а карандаш тебе шепчет: «Да ладно, давай лучше картинки рисовать, это же веселее». И Амира рисовала в свое удовольствие, забывая до поры до времени, что она на уроке, что есть буквы и учительница. В конце каждого урока учительница просматривала тетради и постоянно говорила Амире строгим голосом: «Амира, твоя тетрадь похожа больше не на тетрадь, а на альбом для рисования, это никуда не годится, когда только ты начнешь стараться?» Разве могла объяснить Амира, что она вроде бы и старается, а ручки и карандаши-проказники ей мешают. Честно говоря, она не очень-то понимала, зачем это надо – уметь писать, когда есть такое интересное занятие – рисование. Так в очередной раз, когда Амира, вместо того что бы учиться правописанию, с головой погрузилась в мир рисунков, случилось вот что… Она нарисовала домик и забор, за забором злую-презлую собаку с открытой пастью, чтобы дом лучше охраняла, а также дорожку и двух девочек, стоящих на ней. И вдруг картинка ожила. Девочки играли в догонялки и быстро бежали по направлению к калитке забора. Они и думать не мог ли, что их там подстерегает опасность в виде разъяренной собаки. Что же делать?! – воскликнула Амира. – Она же их укусит!» Тут Амира схватила ластик и судорожно начала стирать собаку, да не получилось – собака скалилась и лаяла, и подступиться к ней было практически невозможно. Амира пыталась кричать им, но они были увлечены своей игрой и ничего не слыша ли. Тогда Амира вспомнила, что обычно в таких случаях на калитке висит предупреждающая надпись. Она схватила ручку, и через мгновение на заборе появилась кривая, но четко прописанная строчка: «ОСТОРОЖНО! ЗЛАЯ КУСАЧАЯ СОБАКА!» Девочки уже почти открывали зловещую калитку, как одна из них заметила надпись и предупредила другую, они пробежали мимо, и таким образом опасность миновала. «Что же было дальше?» – спросите вы. А дальше Амира внезапно очнулась от звучного голоса учительницы, которая просила сдать тетрадки на проверку. Амира посмотрела в свою тетрадь и безумно обрадовалась, ведь это был первый раз, когда в ней, помимо рисунка, были еще и буквы. Теперь Амира поняла, что уметь писать бывает намного важнее, чем уметь рисовать, она объяснила это своим приятелям – карандашам и ручкам, и они больше не отвлекали ее на уроке. Амира очень быстро научилась писать буквы, слова, а затем и целые предложения. Вам интересно, а что же случилось с рисованием? Конечно же, Амира рисовала, но только тогда, когда это не мешало заниматься!
Беседа по содержанию:
Правильно ли поступила Амира, чтобы спасти девочек?
Как вы думаете в школе важнее писать или рисовать?
Обязательно ли выполнять просьбы учителя?
Упражнение «Круги дружбы»
Цель: учить доброжелательному отношению к сверстникам; помогает раскрепостить, объединить и сдружить коллектив, узнать друг друга, чем похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.
Играющие образуют два круга – внутренний и внешний. «Круги» становятся спинами друг к другу. Игроки, стоящие во внешнем круге по сигналу руководителя начинают движение приставными шагами по часовой стрелке, а игроки, стоящие во внутреннем круге – против часовой стрелке. По команде руководителя «Стоп!» все останавливаются и каждая пара, стоящая спиной друг к другу, поворачиваются лицом, приветствует друг друга и говорит: «Мы с тобою похожи тем, что....»Например, «Здравствуй, мы похожи тем что живём на одной планете, учимся в одной школе, один цвет блузки, длинные волосы и т.д»
Детям раздаются листочки с контуром головы, без лица. Задача детей дорисовать лицо и составить коллаж «Подари улыбку миру». Психолог выполняет такое же задание, то есть работает наравне с учениками, что положительно влияет на отношения ученика и учителя.
Рефлексия занятия.
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Почему?
Ты узнал лучше своих одноклассников? Какими они тебе показались?
В какую игру ты бы хотел поиграть еще раз?
Прощание. Хором сказать фразу: «Чаще улыбайся, а сейчас прощайся!»