Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога-психолога с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Как победить страхи».»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога-психолога с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Как победить страхи».
Разработал и реализовал: педагог-психолог 1 к.к. Шитов Р.С.
Цель: продолжение знакомства с чувством страха, снижение уровня тревожности у детей.
Основные задачи:
помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
снизить ситуативную тревожность на занятии
способствовать повышению самооценки детей
обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Материал: листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Игра «Поднимите руки те…»
Педагог-психолог: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поднимите руки те, кто:
- сегодня завтракал
- кто любит мороженое
- кому не нравится болеть
- кто с нетерпением ждет подарков
- кто любит, когда ему читают книжки
- кто любит играть и рисовать
- кому не нравится драться
- кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.
(дети выполняют задание)
Беседа с детьми на тему: «Какие бывают страхи».
Рисование страхов.
Педагог-психолог: Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверен, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок "Чего я боюсь".
(дети рисуют).
Педагог-психолог: Вы закончили рисовать страхи. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему.
(Обсуждение рисунков при желании детей).
Комплекс релаксационных упражнений (по Джекобсону – детский вариант)
Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Педагог-психолог:
Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).
Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.
Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.
Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…
Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.
Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…
Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их.… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.
Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки.… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.
Игра "Да и нет, не говорить"
(педагог-психолог проводит игру).
Рефлексия.
Педагог-психолог: Давайте вспомним вместе, какие способы борьбы со страхами мы узнали.