«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления у детей» младшего школьного возраста
«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления у детей» младшего школьного возраста
«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления
у детей» младшего школьного возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления у детей» младшего школьного возраста»
«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления
у детей» младшего школьного возраста
Интеллектуальное развитие
К 7 годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. Ребенок боле уверенно овладевает пространственно - временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево - право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, ребенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой
Формирование понятийного аппарата – это основа обучения детей. Эта работа должна начинаться с рождения ребенка, и в дальнейшем необходимо, чтобы она была под вниманием родителей, учителей и психологов. Специфика мышления школьника состоит в том, что у ребенка недостаточно развиты способности к определенным формам мышления. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика. Неумение выделить главное, существенное - еще одно следствие недостаточно развитого понятийного мышления. Беспомощность в выделении главного приводит к неумению разделить учебный текст на смысловые части, отделить суть от деталей, кратко пересказать его.
С развития этих умений у ребенка начинается становление понятийного мышления. С развитием ребенка понятийное мышление начинает включать в себя более сложные интеллектуальные операции. Важно заметить - понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребенка.
Роль родителей в развитии у детей мышления.
В развитии мышления детей особую роль отводите тем предметам, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают детям простор для развития фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им:
строительный материал,
головоломки,
бинокли,
магниты,
мозаику,
природный материал (косточки от фруктов, почва и т.д.),
произведения искусства;
наблюдения за животными, насекомыми в зоопарке, на ферме,
изготовление игрушек из различных лоскутков, ракушек, листьев,
поездки в город, деревню,
экскурсии: в зоопарк, на фермы, в аэропорт, музей и т. д.
Организация индивидуальной развивающей работы с использованием логических упражнений, задач является эффективной для развития логического мышления детей, что поможет детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.
Упражнения, рекомендуемые родителям
для формирования понятийного аппарата у детей младшего школьного возраста
Упражнение 1.
"АССОЦИАЦИИ "(связи)
В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями. (Родителям, по возможности, посетить все названные места вместе с детьми.)
Это упражнение - своеобразная программа действий.)
ДОМ Д/ САД ШКОЛА УЛИЦА МАГАЗИН АПТЕКА БОЛЬНИЦА БИБЛИОТЕКА БАССЕЙН КАФЕ ПРУД
Упражнение 2.
"ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Для образца можно использовать следующую схему обследования предмета:
1.Назовите предмет.
2.Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес; цвет, какой он на ощупь?; какой он на вкус, запах? ; из чего он сделан?, похож "на; отличается "от" каких-нибудь других предметов.
3.Для чего нам нужен этот предмет?
4.Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр? Бросить его в огонь? Бросить его в воду? Ударить по нему молотком? Оставить на улице без присмотра? Облить водой? Поставить в темное место?
5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.
Упражнение 3.
"СРАВНЕНИЯ"
Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
I Найдите сходство
1.На что по цвету похожи: огурец; морковь; и т.д.
2.Что по форме похоже на круг, квадрат
3.На что по величине похожи карандаш, книга
4.На что по материалу похожи тетрадь; ложка
II. Найдите отличия (необходимо указать как можно больше признаков или свойств отличия).
1.Чем отличаются морковь и огурец?
2.Чем отличаются вода и молоко?
3.Чем отличается старый человек от молодого?
III. Ответьте на вопросы.
1.На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему?
IV. Найдите общее (необходимо указать как можно больше признаков сходства).
1.Яблоко и груша
Упражнение 4
"ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ"
Даны четыре слова. Три из них чем - то похожи. У них есть что-то общее и их можно назвать одним словом, а четвертое от них отличается - оно лишнее.
Упражнение развивает способность к конкретизации понятий. Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для детей 5 лет - 3, для 6-7 лет - не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет, потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно).
Существует вариант этой игры, который дает возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений. Ведущий задает малышу (если занятие проводится в группе детей, то по очереди каждому ребенку) общее название, понятие, для которого надо назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, попросите ребенка назвать 5 названий растений.
Проговаривая каждое название, он должен одной рукой бить мяч об землю: "Я знаю пять названий растений: ромашка – раз; одуванчик – два; роза – три;, гвоздика – четыре; тюльпан – пять».
Количество таких слов можно и не ограничивать, тогда ребенок должен назвать их как можно больше. Задания выполняются постепенно, это программа работы с ребенком на длительное время.
домашние животные (коза, корова, кошка ...); дикие животные и т.д.
Упражнение 7.
"НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ" (вид-род)
Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребенок должен назвать их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках) т. Совсем необязательно, чтобы обобщающим было только одно слово. Очень часто обобщающие понятия состоят из двух слов, и чем точнее ребенок подберет обобщающее понятие, тем лучше. Эту игру можно проводить и с группой детей . Для этого достаточно ввести только одно правило: обобщающее слово нужно назвать как можно быстрее; выигрывает тот, кто сделает это первым.
Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).
Волк, заяц, лиса……………… (дикие животные)
Упражнение 8.
"ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ"
1.Назовите по порядку:
а) числа от 1 до 10 (20);
2.Что пропущено?
а) 1, 2, 4, 5
3.Что находится между:
а) 4 и 6
4.Что находится (следует) перед цифрой "5", после цифры "5";
Упражнение 9
"ПРОДОЛЖИТЕ!" (Часть - целое)
Окно, крыша, стена, дверь - это части дома.
Упражнение 10.(часть-целое)
Необходимо назвать части, которые составляют целое.
Например: Стул состоит из спинки, сиденья, ножек.
Упражнение 11.
Необходимо назвать целое, частью которого являются...
Например: страница это часть книги
Упражнение 12.
«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
1.Днем - светло, ночью -..
Заяц - дикий, кошка -...
Лиса - двигается быстро, черепаха -.
2.Назовите противоположные по значению слова (антонимы).
Большой – маленький; вперед – назад…
Упражнение 13.
«АНАЛОГИИ»
Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.
I. 1. Ложка: есть, нож: ... (резать).
2.Пила: пилить, топор: ...
Упражнение 14.
«ПОДБЕРИ ПОНЯТИЕ ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.