Духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания в начальных классах
Духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания в начальных классах
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания в начальных классах»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Проработав в школе, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.
С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».
Основной целью обучения и воспитания учащихся по предмету «Самопознание» является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способностей осознать себя, оценить себя, реализовать свои потенциальные возможности, быть не просто значимым для общества, но и стремиться служить ему, быть достойным гражданином. В целом, уроки самопознания включают в себя следующие разделы о нравственном и духовном воспитании ребенка «Радость познания» («Мой мир знаний» )(учебно-познавательное), «Быть человеком» ( «Я– человек», «Я и отечество» (патриотическое воспитание)) (социализация), «Учимся общению» («Я и семья» «Я и коллектив») (семейное воспитание), «Как прекрасен этот мир!» («Я и природа») (экологическое воспитание),
И, надо видеть, как меняются дети на этих уроках, проходящих совсем иначе, чем обычные уроки в школе. Дети естественны и раскрепощены, спомощью учителя они познают свой внутренний мир, в котором открывают неизвестные им самим уголки, что позволяет оценить себя и понять свое место в жизни. Самопознание – это диалог учителя с учеником. Уроки самопознания – это уроки разума и души, которые помогают найти путь к себе, раскрыть лучшие свои качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком. Очень важно построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребенок с радостью входил в «Духовную общность» с учителем, находил в нем «убежище», опору, радость в познании, понимание, помощь и дружбу. Чтобы уроки самопознания достигали вышесказанных целей, я использую разнообразные приемы, методы и формы. Остановлюсь на наиболее используемых из них:
-«Минутка тишины»- методический прием релаксации. В полной тишине ребенок расслабляется, успокаивается, лучше осознает свои чувства и эмоции.
-Игры, упражнения– приемы, активизирующие познавательный интерес детей и закрепляющие усвоенные понятия и умения. Например, игра«Философ»позволяет выявить умения детей формулировать определения нравственных понятий. Так, на уроке в 3-м классе «Добротой себя измерь», дети давали определения таким понятиям, как «Доброта», «Счастье», «Мир», «Долг» и другим.
Использую на уроках игру «Ромашка»-на лепестках ромашки, сделанной из бумаги, написаны задания, которые ребята с удовольствием выполняют.
Я считаю, что применение подобных игровых ситуаций помогает учителю определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуры, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются такие качества, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми, ведь в игре ребенок может решать как и практические, так и умственные задачи.
- Также важной составляющей занятий на уроках самопознания является прием«Творческая деятельность».Это, и рисование, и изготовление различных макетов, коллажей, сочинение стихов, песен, которые могут осуществляться как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности. В ходе данного приема, я стараюсь научить ребят сотрудничеству, терпимости, внимательности, умению уважать мнение других, уверенности в своих силах..
На одном из других уроков детям было предложено творческое задание «Чудо школа», где они, проявив творчество, фантазию, выполнили проект, цель которого – показать школу такой, какой они хотели бы видеть ее в будущем.
-Беседы– самый необходимый прием, который позволяет глубже осмыслить содержание темы. Он помогает развивать у учащихся способность к размышлению, обучает их умению выражать свое мнение и отношение к конкретным ситуациям и поступкам.
Так , на уроке во 2 классе по теме «Учимся беречь природу родного края»была проведена беседа , в ходе которой были затронуты экологические проблемы, (загрязнение воздуха водоемов, исчезновение птиц, животных и т.д.) Затем перед учащимися был поставлен вопрос: Что случится, если вдруг не станет птиц? Все согласились с ответом Ярослава, что случится беда, умолкнут поля, леса, степи. Не порадуют наши глаза их ловкий полет, их яркое оперение. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, и опустошат наши поля, сады и огороды.
- Одним из самых интересных для моих детей является прием«Инсценирование»,в котором через разыгрывание различных ситуаций развивается эмоционально-чувственное восприятие содержания урока.
-«Размышление над ситуацией»- прием, помогающий развитию умения у детей давать оценку конкретным жизненным ситуациям через призму нравственно-духовных ценностей и позитивно строить взаимодействие с окружающим миром. Обсуждение ситуации позволяет выработать у школьников склонность к размышлениям, навыки адекватной оценки себя и других.
Особое место в разделах по самопознанию отводится экологической теме «Как прекрасен этот мир!». На детских рисунках всегда есть солнце, небо, густая зеленая трава. Уроки по данной теме воспитывают любовь к природе, чуткость, сострадание к братьям нашим меньшим, формируют бережное ответственное отношение к природе, элементарные экологические знания, основы экологической культуры.