Задание. Проведите сравнительный анализ педагогик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера по представленной ниже схеме:
Критерии сравнений | Педагогика М. Монтессори | Педагогика Р. Штайнера |
Основная философия | Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок. Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью | Рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела, души и духа. Сущность педагогического процесса не только в передаче взрослыми социального опыта детям, но и главным образом во всестороннем гармоничном развитии, соответствующем внутренним потребностям личности на различных возрастных этапах, направленном на свободное и творческое самоопределение индивидуальности |
Принципы | Антропологический Принцип условий свободы развития ребенка Принцип концентрации внимания Принцип специально подготовленной обучающей среды Принцип сензитивности Принцип ограничения и порядка Принцип особого места педагога в системе образования Принцип индивидуализации Принцип социального воспитания и интеграции | Антропоцентризм Образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества Гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума) Обучение дедуктивным путем Историчность Цикличность Эвристичность Художественность всего обучения |
Особенности методов обучения и воспитания | Создание «условий свободы» в процессе воспитания. Коренным образом отличал организацию учебного процесса свободный выбор деятельности и средств. Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, не навязывая им свою помощь. Большое внимание сенсомоторному развитию ребенка, развитию у него речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. Одно из основных требований к процессу воспитания – «уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка» | Учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности: развитие мышления, формирование уравновешенной жизни чувства, развитие здоровой и сильной воли. Отрицание прямого воздействия на обучающегося. Главное – понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом. В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика. Стержень воспитательной работы – организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, красота и правда |
Отношение к детям с отклонениями в развитии | При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. В отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней. Каждый ребенок идет своим образовательным маршрутом | В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности. Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии |