Представляю вашему вниманию авторскую разработку. Методика показала свою эффективность в работе, применяется мною, а также моими коллегами уже несколько лет, её результаты коррелируют с данными других тестов. Я использую её как дополнение других методик по изучению адаптации первоклассников: экспертного опроса учителей и родителей, наблюдения за поведением детей на уроках и переменах, проективных рисунков («Школа зверей» и другие).
Для проведения необходимы цветные карандаши или фломастеры и сами картинки-раскраски (распечатать 2 штуки на 1 лист А4).
Методика проводится фронтально, с целым классом. Она позволяет увидеть, насколько хорошо дети слышат фронтальную инструкцию, умеют удерживать внимание на задании, доводить дело до конца, рассчитывать время, диагностировать их эмоциональное состояние, особенности самоконтроля, развития мелкой моторики, темпа деятельности, склонность к творческому мышлению.
Время на выполнение – 10-15 минут.
Просмотр содержимого документа
«Раскраска_Эмоции»
Проективная методика
раскраска «Эмоции»
Представляю вашему вниманию авторскую разработку. Методика показала свою эффективность в работе, применяется мною, а также моими коллегами уже несколько лет, её результаты коррелируют с данными других тестов. Я использую её как дополнение других методик по изучению адаптации первоклассников: экспертного опроса учителей и родителей, наблюдения за поведением детей на уроках и переменах, проективных рисунков («Школа зверей» и другие).
Для проведения необходимы цветные карандаши или фломастеры и сами картинки-раскраски (распечатать 2 штуки на 1 лист А4).
Методика проводится фронтально, с целым классом. Она позволяет увидеть, насколько хорошо дети слышат фронтальную инструкцию, умеют удерживать внимание на задании, доводить дело до конца, рассчитывать время, диагностировать их эмоциональное состояние, особенности самоконтроля, развития мелкой моторики, темпа деятельности, склонность к творческому мышлению.
Время на выполнение – 10-15 минут.
Ход проведения:
Раздать картинки детям.
«Что изображено на картинке?» (лица, мордочки, смайлики)
«А какие?» (весёлые, грустные, задумчивые)
Проговорить инструкцию 2 раза с небольшим перерывом, не делая никаких уточнений. На все дополнительные вопросы отвечать: «Как хочешь, лишь бы было выполнено задание».
Инструкция: «Раскрасьте весёлые мордочки красным или жёлтым цветом, грустные – синим или голубым, а задумчивые – любым другим, каким хотите».
Когда первые дети справляются с заданием, нужно громко, для всех сказать: «Те, кто выполнил задание, на обратной стороне могут нарисовать своё лицо-смайлик, такой, какое у него настроение».
По истечении времени раскраски нужно забрать; если ребёнок ещё не закончил, попросить остановить работу на этом этапе.
При анализе следует обратить внимание на следующие моменты.
Правильность раскрашивания (насколько хорошо ребёнок услышал и понял фронтальную инструкцию).
Аккуратность раскрашивания (самоконтроль, мелкая моторика, эмоциональное состояние).
Выполнено задание полностью или частично, насколько быстро и аккуратно (темп деятельности, умение доводить дело до конца, иногда – тревожность, перфекционизм или наоборот, небрежность).
Эмоциональное состояние позволяют увидеть такие особенности выполнения, как штриховка, нажим карандаша, выбор цветовой гаммы, дополнительные элементы на рисунке (зубы, бантики, слёзы и т. д.), а также рисунок на обороте.
Дополнительные элементы, творческий подход (при этом важно, выполнил ли ребёнок основное задание).
Важные маркеры – рисунок смят, сложен, порвался в ходе выполнения задания; отказ выполнять задание или явный саботаж, перечёркивание, испуг («я не знаю, что делать») и т. д.
Педагог-психолог Делюгина Елена Александровна,
г. Иркутск