Подвержены ли подростки эмциональному выгоранию? ( часть первая)
Синдром эмоцилонального выгорания известен с прошлого столетия, когда впервые был диагностирован американцами. Под этим словосочетанием подразумеваются изменения в поведениии ч6еловека, проявляющиеся в следствии эмоционального истощения. Чаще всего термин "эмоциональное выгорание " связывают с основной деятельностью человека. Особенно выделяют деятельность людей, чья работа связанна с помощью людям. Это врачи, педагоги, работники социальной сферы. Этот социальнгый диагноз мы ни как не связываем с подростковым возрастом. Всем известно что подростки переживают огромные измения и социального характера, физиологического. В нашем исследовании постараемся разобраться какую составляющую имеет психологического и эмоцилональное состояние в жизни, здоровье подростка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвержены ли подростки эмоциональному выгоранию?»
Подвержены ли подростки эмоциональному выгоранию?
Еще в древности была замечена зависимость психофизического равновесия и социальной гармонии. В «Каноне врачебной науки» арабского врача Авиценны есть шесть пунктов здоровья, которые приводятся как необходимые для сохранения здоровья: свет и воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, эмоции. Этот круг проблем не утратил своего значения и сегодня в сохранении здоровья.
Синдром эмоционального выгорания известен с прошлого века, когда он впервые был диагностирован американцами. Под этим словосочетанием подразумеваются изменения в поведении человека, проявляющиеся вследствие эмоционального истощения. Чаще всего термин «эмоциональное выгорание» связывают с деятельностью работников, чья профессия связана с помощью людям. Это врачи, спасатели, медсестры, работники социальных служб, педагоги. Этот социальный диагноз мы никак не связываем с подростковым возрастом. Могут ли подростки и молодые люди быть подвержены эмоциональному выгоранию? Постараемся разобраться в этом вопросе.
С каждым годом повышаются требования общества к уровню образования и социальной значимости успешности, самоопределения и компетентности, конкурентоспособности. В результате современный подросток подвержен воздействию комплекса невротизирующих факторов. В большинстве случаев это неконтролируемый поток аудиовизуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены, индивидуализации личных достижений, сокращение времени пребывания на свежем воздухе, сокращение межличностного общения и естественные физиологические особенности развития подростков. Эти перечисленные факторы могут повлиять на возникновение нарушений в здоровье молодых людей, спровоцировать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия и соответственно поведения.
Состояние здоровья подростков характеризуется устойчивыми негативными тенденциями, ростом числа страдающих заболеваниями и функциональными расстройствами, формирующимися в период обучения в школе. Это подтверждают данные, регулярно предоставляемые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за время обучения в школе уровень здоровья школьников снижается в 4–5 раз, практически здоровыми оканчивают школу не более 2–4 % [1]. Уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья усугубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными [2]. Среди факторов риска, формирующих пред- и патологические состояния у детей и подростков, важное место занимают различные стороны учебно-воспитательного процесса. Возрастает психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» [3].
Достигнуто много в области здоровьесберегающего обучения (с целью предупреждения отклонений в психическом здоровье подростков выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне. В большинстве образовательных учреждениях, где проводится работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, она направлена на профилактику наркомании и вредных привычек, различных соматических заболеваний и уже потом на формирование здорового образа жизни, причем акцент делается на физическом здоровье.
Целью нашего исследования явилось изучение факторов влияющих на эмоциональное состояние подростков.
Исследование пройдет в несколько этапов
Первый этап, заключается в изучении влияния учебной нагрузки на психическое здоровье подростка.
Второй этап, изучение самооценки и самоопределения
Третий этап, стрессоустойчивость- как фактор психического здоровья.
Четвертый этап, изучение личностной успешности подростка.
Для решения первой задачи в этой статье. Мы выбрали методики сбора данных определялся следующими критериями: возможностью отследить ежедневную и недельную учебную нагрузку среднего профессионального образовательного учреждения.
Изучить влияние учебной нагрузки на психологическое здоровье подростков; возможностью качественного и количественного представления результатов исследования. Основные аспекты исследовательской работы затрагивали показатели организации учебного процесса, рациональность распределения труда и отдыха в течение дня и показатели эмоционального состояния, такие как уровень тревожности, самочувствие, активность и настроение. Изучение организации учебного процесса, труда и отдыха подростков проводилось по анкетам, разработанным М. М. Безруких: «Общая учебная (внешкольная) нагрузка» и «Режим дня студента». Результаты, полученные в ходе анкетного опроса, сопоставлялись с нормативами, регламентированными СанПиНами. Для изучения эмоционального состояния были использованы «Тест школьной тревожности Р. Филипса» и методика «САН», разработанная В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым. В исследовании приняли участие студенты первых курсов в возрасте от 16 до 18 лет, всего 150 человек, по 50 человек из каждой параллели, из них 54 мальчика и 96 девочек.
После анализа результатов по двум анкетам все студенты были разделены нами на три группы: 1-я группа – значительно перегруженные обучающиеся, недельная и дневная учебная нагрузка у которых превышает нормативы, допустимые СанПиНами, эти студенты ежедневно затрачивают больше времени на выполнение домашних заданий и посещение факультативов и различных секций;
2-я группа – незначительно перегруженные, те у кого отмечено превышение допустимых нормативов на посещение дополнительных и индивидуальных занятий, следовательно дневная учебная нагрузка превышена;
3-я группа – студенты, учебная нагрузка у которых не превышает допустимых нормативов.
Нет превышений %
Больше 60мин, %
65-340мин, %
Нет превышений,
%
Больше 60мин, %
65-340мин, %
Нет превышений, %
Больше 60мин, %
65-340мин, %
Понедельник
7
14
79
19
72
9
71
19
10
вторник
14
13
73
56
30
14
81
9
10
Среда
11
16
73
78
16
6
83
8
9
четверг
18
14
68
81
19
0
90
6
4
пятница
27
23
50
67
16
14
89
8
9
суббота
71
15
14
75
22
3
99
1
0
воскресенье
71
22
7
100
0
0
100
0
0
Перегрузка у студентов первых двух групп складывается в результате посещения факультативных, дополнительных и индивидуальных занятий.
Студентов, посещающих факультативы в первой группе – 71 %, во второй – 69 % и в третьей – 30 %. Дополнительные занятия посещают 57 % обучающихся первой группы, 50 % студентов второй группы и 27 % – третьей. Индивидуальные занятия посещают 32 % студентов первой группы, 17 % – второй группы и 1 % – третьей группы.
Время, затрачиваемое на занятия студентами разных групп, тоже неодинаково, обучающиеся, включенные в первую и вторую группы посещают эти занятия по времени дольше, чем подростки третьей группы. Следующий показатель это время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий основных и дополнительных. В первой группе рекомендуемые нормы 2,5 ч в день превышены у 32 % студентов. Дополнительные домашние задания в первой группе выполняет 89 % обучающихся, в среднем на это уходит от 10 мин до 3 ч в день. Во второй группе 78 % учащихся тратит на выполнение дополнительных заданий от 10 до 70 мин в день. В третьей группе 77 % выполняют дополнительные домашние задания и тратят на это от 10 до 80 мин в день.
Распределение учебной нагрузки по дням недели в каждой группе. Здесь можно увидеть, что даже школьники третьей группы в отдельные дни недели перегружены учебой. Максимальная нагрузка во всех трех группах приходится на первые три дня учебной недели Результаты анкеты 2 «Режим дня студента» позволили сделать выводы о том, насколько рационально используют учащиеся свое свободное время, восстанавливают ли силы организма за счет прогулок на свежем воздухе и полноценного сна. Полученные данные позволяют говорить о том, что ученики всех трех групп не придерживаются рекомендуемых норм. Соблюдают время, необходимое для сна – 10 ч, в первой группе 14 % студентов во второй – 31 %, в третьей только 10 %. Не досыпают один час 36 % обучающихся первой группы, 44 % подростков второй группы и 33 % учащихся третьей группы. Сокращение времени на сон от двух до трех часов ежедневно отмечается у 50 % подростков в первой группе, от двух до четырех часов у 25 % студентов второй группы и от двух до трех с половиной часов у 57 % студентов третьей группы. Сокращение времени пребывания на свежем воздухе отмечено у вех опрошенных. Соблюдают нормативы 2,5 ч в первой группе 39 %, во второй – 28 %, в третьей – 40 %. Время прогулок сокращено от 30 до 60 мин у 23 % подростков первой группы, у 27 % второй и у 26 % подростков третьей группы. На 1,5–2 ч сокращено время прогулок у 36 % студентов первой группы, у 39 % второй группы и у 27 % третьей. В каждой группе есть подростки, которые вообще не гуляют: в первой группе таких подростков 2 %, во второй – 6 %, а в третьей – 7 %. Как показывают результаты анкеты «Режим дня студента», обучающимся, максимально задействованным в учебном процессе, а именно первой и второй групп, учебные занятия не мешают достаточно плотно занять оставшееся свободное время. В каждой группе есть ребята, злоупотребляющие просмотром телепередач и нахождением за компьютером. Таким образом, можно говорить о том, что информатизация современного общества оказывает значительное влияние на всех студентов. Многие становятся жертвами информационного потока из-за неумения контролировать и определять необходимость и значимость поступающей информации. Больше всех этому подвержены школьники, не загруженные учебными занятиями. Проведенный нами анализ показателей эмоционального состояния учащихся всех трех групп подтверждает этот факт.
Здесь можно увидеть, что снижение хорошего самочувствия наблюдается от категории значительно перегруженных к категории не перегруженных. Показатели самочувствия находятся в норме у 75 % студентов первой группы, во второй группе таких студентов 66 %, в третьей – 60 %. По уровню активности подростки первых групп также превосходят не перегруженных школьников. Показатели настроения распределяются примерно одинаково во всех трех группах, но учащихся с пониженным настроением больше в третьей. В первой группе у 16 % распределение показателей находится в диапазоне оптимального уровня от 5 до 5,5 баллов, во второй группе у 11 %, в третьей – у 20 %. Повышенные показали настроения от 5,5 до 7 баллов преобладают в первых двух группах – 61 % в каждой группе, а в третьей – 51 %. Таким образом, показатели самочувствия, активности и настроения выше у тех студентов, чья учебная и неучебная нагрузка больше, так как в течение дня они чередуют различные виды интеллектуальной
и физической активности по сравнению с учащимися третьей группой. Результаты выполнения теста школьной тревожности Р. Филлипса представлены в табл. 2.
Пов.
50-75
Выс
Выше 75
Пов.
50-75
Выс
Выше 75
Пов.
50-75
Выс
Выше 75
Показатели обще тревожности
Общая тревожность
22
9
14
5
12
1
Переживание стресса
11
3
11
14
26
4
Фрустрация потребности в достижении успеха
4
3
11
1
25
1
Страх самовыражения
48
11
46
9
30
19
Страх ситуации проверки знаний
14
4
37
14
43
10
Низкая физиологическая сопротивляемость
16
9
12
10
18
9
Проблемы в отношениях с преподавателями
32
7
14
5
23
1
Здесь можно отметить, что значительных отличий между всеми тремя группами не отмечается. Тем не менее у студентов двух первых групп более высокий средний показатель общей тревожности. В первой группе высокий уровень тревожности, связанный с фрустрацией потребности в достижении успеха, с проблемами в отношениях с преподавателями и страх ситуации проверки знаний. Во второй группе отмечены повышенные показатели по двум шкалам – переживание социального стресса и низкая физиологическая сопротивляемость. Но и в третьей группе отмечаются повышенные показатели – это страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Таким образом, можно говорить, что в группе значительно перегруженных учащихся уровень тревожности по общим и отдельным показателям выше, чем в двух других группах. Таким образом, у студентов, перегруженных учебными занятиями, отмечаются повышенные показатели тревожности, хроническое пребывание в таком состоянии является мощным невротизирующим фактором, что в свою очередь может привести к нарушениям в нервно-психическом здоровье. У подростков, не загруженных учебными занятиями, отмечается пониженный фон настроения, их эмоциональное самочувствие хуже, поскольку свою незанятость учебой они компенсируют тем, что тратят это время на компьютер и просмотр телевизора. Кроме того, именно среди этих студентов больший процент тех, кто пренебрегает временем, отведенным на полноценный отдых – сон и прогулки, что также приводит к снижению показателей эмоционального благополучия. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что большинство учащихся не владеет навыками рациональной организации интеллектуального труда и свободного времени. В условиях современного общества это может привести не только к проблемам, связанным с психологическим здоровьем, но и к трудностям получения профессионального образования и самореализации личности. Подростки в свой нестабильный возрастной период очень подвержены усталости, утомляемости и как следствие этих явлений низкой саморегуляции. Все вышесказанные симптомы соответствуют симптомам эмоционального выгорания.
Делая вывод первой части нашего исследования можно отметить, что в настоящее время признается, что наиболее эффективным способом сохранения эмоционального и психического здоровья студентов является своевременно организованная в образовательном учреждении психопрофилактическая работа рекомендует включать в психопрофилактический комплекс занятия по формированию «здорового образа жизни», делая акцент психологическую составляющую здоровья, регуляцию режима отдыха, оптимизацию условий труда. Приоритетной должна стать первичная психопрофилактика, когда психолог начинает работать еще до возникновения проблемы на уровне психологического просвещения. Оптимизировать распределение учебной нагрузки, скорректировать эмоциональное состояние возможно только в том случае, если организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администрации, педагогов, родителей, самих обучающихся. На этом самом важном и начальном этапе возникают затруднения, вызванные наличием агрессивно-защитных форм поведения, в фиксировании на трудностях, чувстве усталости, неспособности видеть позитивные результаты своей работы, неадекватности самооценки и «Я-концепции». Поэтому ведущая роль по решению проблемы принадлежит психологической службе, очень многое зависит от его позиции, личностных качеств, способности установить доброжелательные доверительные взаимоотношения со всеми, кто к нему обращается.