kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пакет методик для диагностики риска суицидального поведения обучающихя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пакет методик для диагностики риска суицидального поведения обучающихся. Содержит 10 методик.

Просмотр содержимого документа
«Пакет методик для диагностики риска суицидального поведения обучающихя»

ГБПОУ «Агротехнический техникум» с. Дивное










ПАКЕТ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ








Подготовила:

Педагог-психолог С.Ю. Харченко









Содержание


1.Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)

2.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

3.Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

4. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

5. Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)

6. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

7.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

8.«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной

9.Диагностика суицидального поведения подростков


(Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)

10.Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)



















Прогностическая таблица


риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)




Проблема

балл

1

Утрата обоих родителей

5

2

Утрата одного из родителей или развод в семье

4

3

Тяжелая психологическая атмосфера в семье

4

4

Изоляция в детском коллективе

4

5

Несправедливые методы воспитания, подавление

4

6

Тяжелые соматические болезни, инвалидность

3

7

Отсутствие опоры на любящего взрослого

3

8

Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

3

9

Акцентуации личности

3

10

Употребление алкоголя и наркотиков

2

11

Нарушение контроля, импульсивность

2

12

Низкая самооценка

1

13

Тяжело протекающий пубертат

1

14

Пассивность, робость, несамостоятельность

1





Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида.

Опросник суицидального риска


модификация Т.Н. Разуваевой


Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.


Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".


  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.


  1. Вас часто одолевают мрачные мысли.


  1. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.


  1. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.


  1. Вам определенно не везет в жизни.


  1. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.


  1. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.


  1. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.


  1. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.


  1. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.


  1. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.


  1. Вы считаете себя обреченным человеком.


  1. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.


  1. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.


  1. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.


  1. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.


  1. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.


  1. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.


  1. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.


  1. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

  2. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.


  1. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

  2. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.


  1. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.


  1. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.


  1. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.


  1. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.


  1. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.

  2. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.



Обработка результатов



По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма



положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см.


Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и


конкретных факторах суицидального риска.






Таблица №1




Субшкальный диагностический

Номера суждений

Индекс



коэффициент








Демонстративность


12, 14, 20, 22, 27

1, 2


Аффективность


1, 10, 20, 23, 28, 29

1, 1


Уникальность


1, 12, 14, 22, 27

1, 2


Несостоятельность


2, 3, 6, 7, 17

1, 5


Социальный пессимизм


5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

1


Слом культурных барьеров


8, 9, 18

2, 3


Максимализм


4, 16

3, 2


Временная перспектива


2, 3, 12, 24, 26, 27

1, 1


Антисуицидальный фактор


19, 21

3, 2



Содержание субшкальных диагностических концептов



1.

Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям,



добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как



"шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное



поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно



сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком



далеко.





2.

Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке



ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно



эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.



3.

Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом



как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно,



подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно



связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением



использовать свой и чужой жизненный опыт.




  1. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".

  2. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".


  1. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".


  1. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.


  1. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.


  1. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.


Методика «Карта риска суицида»




(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)



Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.




Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается


алгебраическая сумма, и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:



менее 9 баллов — риск суицида незначителен;






9–15,5 баллов — риск суицида присутствует;






более 15,5 балла — риск суицида значителен.





Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно


постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его


настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или


поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется


обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.




Методика «Карта риска суицида»




Фактор риска

Не

Слабо

Сильно


выявлен

выражен

выражен






I. Биографические данные




1.

Ранее имела место попытка суицида

– 0,5

+2

+3


2.

Суицидальные попытки у родственников

– 0,5

+1

+2


3.

Развод или смерть одного из родителей

– 0,5

+1

+2


4.

Недостаток тепла в семье

– 0,5

+1

+2


5.

Полная или частичная безнадзорность

– 0,5

+0,5

+1



II. Актуальная конфликтная ситуация




А — вид конфликта:





1.

Конфликт с взрослым человеком (педагогом,

– 0,5

+0,5

+1


родителем)






2.

Конфликт со сверстниками, отвержение группой

– 0,5

+0,5

+1


3.

Продолжительный конфликт с близкими людьми,

– 0,5

+0,5

+1


друзьями













4.

Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя

– 0,5

+0,5

+1


напряженность






Б — поведение в конфликтной ситуации:





5.

Высказывания с угрозой суицида

– 0,5

+2

+3


В — характер конфликтной ситуации:





6.

Подобные конфликты имели место ранее

– 0,5

+0,5

+1


7.

Конфликт отягощен неприятностями в других

— 0,5

+0,5

+1


сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)






8.

Непредсказуемый исход конфликтной ситуации,

– 0,5

+0,5

+1


ожидание его последствий






Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации:





9.

Чувство обиды, жалости к себе

– 0,5

+1

+2


10. Чувство усталости, бессилия, апатия

– 0.5

+1

+2


11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации,

– 0.5

+0,5

+2


безысходности







III. Характеристика личности




А — волевая сфера личности:





1.

Самостоятельность, отсутствие зависимости в

– 1

+0,5

+1


принятии решений






2.

Решительность

– 0,5

+0,5

+1


3.

Настойчивость

– 0,5

+0,5

+1


4.

Сильно выраженное желание достичь своей цели

– 1

+0,5

+1


Б — эмоциональная сфера личности:





5.

Болезненное самолюбие, ранимость

– 0,5

+0,5

+2


6.

Доверчивость

– 0,5

+0,5

+1








7.

Эмоциональная вязкость («застревание» на своих

– 0,5

+1

+2


переживаниях, неумение отвлечься)






8.

Эмоциональная неустойчивость

– 0,5

+2

+3


9.

Импульсивность

– 0,5

+0,5

+2


10. Эмоциональная зависимость, потребность в

– 0,5

+0,5

+2


близких эмоциональных контактах






11. Низкая способность к созданию защитных

– 0,5

+0,5

+1,5


механизмов






12. Бескомпромиссность

– 0,5

+0,5

+1,5























































Тест «Ваши суицидальные наклонности»


(З. Королёва)


Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.


Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.














Интерпретация результатов


Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем- то важном для вас, однако это состояние временное, и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.


Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.


Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.


Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.


Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.

Шкала безнадёжности

(Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)


Ниже приводится 20 утверждений о Вашем будущем. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое и отметьте одно верное утверждение, которое наиболее точно отражает Ваши чувства в настоящее время. Обведите кружком слово ВЕРНО если Вы согласны с утверждением или слово НЕВЕРНО, если Вы не согласны. Среди утверждений нет правильных или неправильных. Пожалуйста, обведите ВЕРНО или НЕВЕРНО для всех утверждений. Не тратьте слишком много времени на одно утверждение.


01

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я жду будущего с надеждой и энтузиазмом







02

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Мне пора сдаться, т.к. я ничего не могу изменить к лучшему







03

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Когда дела идут плохо, мне помогает мысль, что так не может продолжаться


всегда











04

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я не могу представить, на что будет похожа моя жизнь через 10 лет







05

ВЕРНО

НЕВЕРНО

У меня достаточно времени, чтобы завершить дела, которыми я больше всего


хочу заниматься











06

ВЕРНО

НЕВЕРНО

В будущем, я надеюсь достичь успеха в том, что мне больше всего нравится







07

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Будущее представляется мне во тьме







08

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я надеюсь получить в жизни больше хорошего, чем средний человек







09

ВЕРНО

НЕВЕРНО

У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в


будущем











10

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Мой прошлый опыт хорошо меня подготовил к будущему







11

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Всё, что я вижу впереди – скорее, неприятности, чем радости







12

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу







13

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Когда я заглядываю в будущее, я надеюсь быть счастливее, чем я есть сейчас







14

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Дела идут не так, как мне хочется







15

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я сильно верю в своё будущее







16

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Я никогда не достигаю того, что хочу, поэтому глупо что-либо хотеть







17

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Весьма маловероятно, что я получу реальное удовлетворение в будущем







18

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Будущее представляется мне расплывчатым и неопределённым







19

ВЕРНО

НЕВЕРНО

В будущем меня ждёт больше хороших дней, чем плохих







20

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Бесполезно пытаться получить то, что я хочу, потому, что, вероятно, я не



добьюсь этого












Интерпретация


Максимальный счёт – 20 баллов


0-3 балла – безнадёжность не выявлена;


4-8 баллов – безнадежность лёгкая;


9-14 баллов – безнадежность умеренная;


15-20 баллов – безнадежность тяжёлая.





Ответ

Балл

Ответ

Балл







01

НЕВЕРНО

1

11

ВЕРНО

1







02

ВЕРНО

1

12

ВЕРНО

1







03

НЕВЕРНО

1

13

НЕВЕРНО

1







04

ВЕРНО

1

14

ВЕРНО

1







05

НЕВЕРНО

1

15

НЕВЕРНО

1







06

НЕВЕРНО

1

16

ВЕРНО

1







07

ВЕРНО

1

17

ВЕРНО

1







08

НЕВЕРНО

1

18

ВЕРНО

1







09

ВЕРНО

1

19

НЕВЕРНО

1







10

НЕВЕРНО

1

20

ВЕРНО

1








Диагностика враждебности


(по шкале Кука – Медлей)


Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:


6 – обычно,


5 – частично,


4 – иногда,


3 – случайно,


2 – редко,


1 – никогда.


  1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.


  1. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .


  1. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.


  1. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.


  1. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.


  1. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.


  1. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.


  1. Люди часто разочаровывали меня.


  1. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.


  1. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.


  1. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.


  1. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.


  1. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.


  1. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.


  1. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.


  1. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.


  1. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.


  1. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.


  1. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.


  1. Более безопасно некому не верить.


  1. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.


  1. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.


  1. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.


  1. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.


  1. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.


  1. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.


  1. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.



Обработка результатов и интерпретация

Ключ



* Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22.


* Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27.



* Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25.


Варианты ответа

Баллы

1

– обычно

6

2

– часто

5

3

– иногда

4

4

– случайно

3

5

– редко

2

6

– никогда

1






Интерпретация результатов для шкалы цинизма:


65 баллов и больше – высокий показатель;


40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;


25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;


25 баллов и меньше – низкий показатель.


Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:


45 баллов и больше – высокий показатель;


30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;


15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;


15 баллов и меньше – низкий показатель.


Интерпретация результатов для шкалы враждебности:


25 баллов и больше – высокий показатель;


18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;


10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;


10 баллов и меньше – низкий показатель.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона


Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».


Утверждения


Часто

Иногда

Редко

Никогда









1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в






одиночку






















2

Мне не с кем поговорить














3

Для меня невыносимо быть таким одиноким














4

Мне не хватает общения














5

Я чувствую, будто никто не понимает меня













6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут






мне





















7

Нет никого, к кому бы я мог обратиться














8

Я сейчас больше ни с кем не близок














9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи














10

Я чувствую себя покинутым














11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто






меня окружает





















12

Я чувствую себя совершенно одиноким













13

Мои социальные отношения и связи поверхностны














14

Мне не достает компании














15

В действительности никто как следует не знает меня













16

Я чувствую себя изолированным от других













17

Я несчастен, будучи таким отверженным














18

Мне трудно заводить друзей















19

Я чувствую себя исключенным и

изолированным






другими






















20

Люди вокруг меня, но не со мной
















Обработка результатов и интерпретация


Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» – на 2, «редко» – на 1 и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.


Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной


Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.


Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе.

а) всегда;


б) часто;


в) иногда;


г) никогда.


Опросник


  1. Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?


  1. Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны?


  1. Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?


  1. Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?


  1. Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?


  1. Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения?

  2. Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?


  1. Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?


  1. Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?


  1. Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?

  2. Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?


  1. Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи?


Обработка результатов и интерпретация


Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1.


Ключ для измерения выраженности одиночества:


  • 12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество;


  • 17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества;


  • 28-38 – глубокое переживание актуального одиночества;


  • 39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.

Диагностика суицидального поведения подростков


(Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)


Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющих на формирование суицидальных наклонностей.

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений.


Инструкция . «Напротив каждого утверждения стоят 3 цифры: 2, 1, 0. Ели утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не подходит – 0


1.

Я часто не уверен в своих силах.

2 1 0

2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было б

2 1 0

найти выход.


3.

Я часто оставляю за собой последнее слово.

2 1 0

4.

Мне трудно менять свои привычки.

2 1 0

5.

Я часто из-за пустяков краснею.

2 1 0

6.

Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом.

2 1 0

7.

Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.

2 1 0

8.

Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.

2 1 0

9.

Я часто просыпаюсь ночью.

2 1 0

10.

При крупных неприятностях я обычно виню только себя.

2 1 0

11. Меня легко рассердить.

2 1 0

12.

Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.

2 1 0

13.

Я легко впадаю в уныние.

2 1 0

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

2 1 0

15.

Мне приходится часто делать замечания другим.

2 1 0

16.

В споре меня трудно переубедить.

2 1 0

17.

Меня волнуют даже воображаемые неприятности.

2 1 0

18.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.

2 1 0


19.

Я хочу быть авторитетом для окружающих.

2 1 0

20.

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы

2 1 0

избавиться.


21.

Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.

2 1 0

22.

Нередко я чувствую себя беззащитным.

2 1 0

23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального

2 1 0

успеха.



24.

Я легко сближаюсь с людьми.

2 1 0

25.

Я часто копаюсь в своих недостатках.

2 1 0

26.

Иногда у меня бывают состояния отчаяния.

2 1 0

27.

Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.

2 1 0

28.

Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.

2 1 0

29.

Меня легко убедить.

2 1 0

30.

Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.

2 1 0

31.

Предпочитаю руководить, а не подчиняться.

2 1 0

32.

Нередко я проявляю упрямство.

2 1 0

33.

Меня беспокоит состояние моего здоровья.

2 1 0

34.

В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.

2 1 0

35.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

2 1 0

36.

Я неохотно иду на риск.

2 1 0

37.

Я с трудом переношу время ожидания.

2 1 0

38.

Я думаю, что никогда не смогy исправить свои недостатки.

2 1 0

39.

Я мстителен.

2 1 0

40.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

2 1 0


Ключ


  1. Шкала тревожности 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

  2. Шкала фрустрации 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

  3. Шкала агрессии3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

  4. Шкала ригидности 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.


При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» – 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – 10.

Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

  • учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

  • влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;

  • анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

  • можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

  • я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

  • выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;

  • я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.

Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

Текст методики

  1. Выкормил змейку на свою шейку.

  2. Собрался жить, да взял и помер.

  3. От судьбы не уйдешь.

  4. Всякому мужу своя жена милее.

  5. Загорелась душа до винного ковша.

  6. Здесь бы умер, а там бы встал.

  7. Беду не зовут, она сама приходит.

  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.

  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

  11. Сидят вместе, а глядят врозь.

  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.

  13. Вино уму не товарищ.

  14. Доброю женою и муж честен.

  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

  16. Кто не родится, тот и не умрет.

  17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.

  18. В мире жить - с миром быть.

  19. Чай не водка, много не выпьешь.

  20. В согласном стаде волк не страшен.

  21. В тесноте, да не в обиде.

  22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.

  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.

  24. Болячка мала, да болезнь велика.

  25. Не жаль вина, а жаль ума.

  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.

  27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

  28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.

  29. Других не суди, на себя погляди.

  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

  31. Живет – не живет, а проживать - проживает.

  32. Все вдруг пропало, как вешний лед.

  33. Без копейки рубль щербатый.

  34. Без осанки и конь корова.

  35. Не место красит человека, а человек - место.

  36. Болезнь человека не красит.

  37. Влетел орлом, а прилетел голубем.

  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.

  39. В уборке и пень хорош.

  40. Доход не живет без хлопот.

  41. Нашла коса на камень.

  42. Нелады да свары хуже пожара.

  43. Заплати грош, да посади в рожь – вот будет хорош!

  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.

  45. Седина бобра не портит.

  46. Бешеному дитяти ножа не давати.

  47. Не годы старят, а жизнь.

  48. В долгах как в шелках.

  49. Бранись, а на мир слово оставляй.

  50. Зеленый седому не указ.

  51. А нам что черт, что батька.

  52. Моя хата с краю, ничего не знаю.

  53. Лежачего не бьют.

  54. Что в лоб, что по лбу – все едино.

  55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.

  56. Ученье свет, а не ученье – тьма.

  57. И медведь из запасу лапу сосет.

  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.

  59. Выношенная шуба не греет.

  60. Совесть спать не дает.

  61. Вали с больной головы на здоровую.

  62. Мал, да глуп – за то и бьют.

  63. Не в бороде честь – борода и козла есть.

  64. Одно золото не стареется.

  65. Наш пострел везде поспел.

  66. Муху бьют за назойливость.

  67. Надоел горше горькой редки.

  68. Живет на широкую ногу.

  69. Легка ноша на чужом плече.

  70. Не в свои сани не садись.

  71. Чужая одежда – не надежда.

  72. Высоко летаешь, да низко садишься.

  73. Двум господам не служат.

  74. Мягко стелет, да твердо спать.

  75. За одного битого двух небитых дают.

  76. За худые дела слетит и голова.

  77. Говорить умеет, да не смеет.

  78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

  80. Красив в строю, силен в бою.

  81. Гори все синим пламенем.

  82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.

  84. На птичьих правах высоко взлетишь.

  85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.





Бланк ответов

 

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Алкоголь, наркотики

 

Несчастная любовь

 

Противоправные действия

 

Деньги и проблемы с ними

 

Добровольный уход из жизни

 

Семейные неурядицы

 

Потеря смысла жизни

 

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

 

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

 

Отношения с окружающими

 

Обработка результатов

После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.

Таблица №1 (мальчики 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №2 (девочки 5-7 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

12-14

Более 14

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №3 (мальчики 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №4 (девочки 8-9 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №5 (мальчики 10-11 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

19-23

Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №6 (девочки 10-11 класс)

Факторы суицидального риска

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

9

Более 9

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

12-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

22-25

Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно

При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.

Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пакет методик для диагностики риска суицидального поведения обучающихя

Автор: Харченко Светлана Юрьевна

Дата: 20.04.2017

Номер свидетельства: 410570

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства