kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить  на все вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции  - 10 -15 мин.

Просмотр содержимого документа
«Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы »

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы


Экспериментальный материал

Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см.ниже


Порядок проведения

Методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на все вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 10 -15 мин.


Обработка результатов


Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см табл 1)

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образов, что оценка «4» выражает высокий уровень познавательной активности, тревожности и гнева (напр, Я сержусь). Другие (напр, Я спокоен, Мне скучно) сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты в банке:

На бланке подчеркнуто: 1,2,3,4

Все для подсчета: 1,2,3,4

Для пунктов шкал , в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

На бланке подчеркнуто: 1,2,3,4

Вес для подсчета: 4.3,2,1

Такими « обратными» пунктами являются:

По шкале позновательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1,9,25,33

По шкале гнева подобных пунктов нет.

По шкале мотивации жостижения: 4, 20, 32


Табл 1


Шкала

Пункты, номер

Познавательная активность

2,6,10,14,18,22,26,30,34,38

Мотивация достижения

4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

Тревожность

1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

Гнев

3,7,11,15,19,23,27,31,35,39


Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам , на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умнжить на 10= 27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.


Оценка и интерпретация результатов


Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА+МД+ (-Т)+(-Г), где

ПА - балл по шкале познавательной активности

МД- балл по шкале мотивации достаижения

Т – балл по шкале тревожности

Г- балл по шкале гнева

Суммарный балл может находиться в интервале от – 60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительными эмоциональным отношением к нему;

2 уровень – продуктивная мотивация , позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.

3 уровень- средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

4 уровень- сниженная мотивация, переживание «школьной скуки» , отрицательное отношение к учению.

5 уровень – резко отрицательное отношение к учению

Распределение баллов по уровням представлены в табл 2.

Таб2.

Уровень

Суммарынй балл

I

45 – 60

II

29- 44

III

13- 28

IV

(-2) - (+12)

V

(-3) - (-60)


В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя см табл 3.

Анализируется сочетание показателей по веем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихя сочетаний представлены в табл 4.


Табл3.

Нормативные показатели


Шкала

Уровень

Половозрастные группы, интервал значений

10 – 11 лет

12 – 14 лет

15 – 16 лет

дев

мал

дев

мал

дев

юн

ПА

выс

31 - 40

28- 40

28- 40

27 – 40

29 - 40

31 - 40


Сред

21 - 30

22 – 27

21 – 27

19 – 26

18 – 28

21 – 29


Низк

10 – 2 0

10 - 21

10 – 20

10- 18

10 – 17

10 – 20

Т

Выс

27 – 40

24 – 40

25 – 40

26 – 40

25 – 40

23 – 40


Средн

20 – 26

17 – 23

19 – 24

19 - 25

17- 24

16 - 22


низк

10 – 19

10 – 16

10 – 18

10 – 18

10 – 16

10 – 15

Г

Выс

21 – 40

20 - 40

19 – 40

23 – 40

21 – 40

18 - 40


Средн

14 – 20

13 – 19

14 – 19

15 – 22

14 – 20

12 – 18


Низк

10 – 13

10 - 12

10 – 13

10 – 14

10 – 13

10 – 11


Табл 4


Интерпретация данных


Шкала

Интерпретация

Познов.активность

тревожность

гнев

Высокий

Низкий,средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средн

Низк,средн.

Низк.

Позитивное отношение к учению

Низк

Низк. Средн.

Низк.

Переживание «школьной скуки»

Средн.

Низк. Средн.

Низк. Средн.

Диффузное эмоциональное отношение

Средн.

Низк. Средн.

Высок.

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низк.

Низк. Средн.

Высок.

Негативное эмоциональное отношение

Низк.

Низк.

Высок.

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высок.

Высок.

Высок.

Черезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высок.

Всыок.

Сред.

Повышенная эмоциональность на уроке

Сред.низк.

Высок.

Средн.низк.

Школьная тревожность

Высок.

Средн. Низк.

Высок.

Позитивоне отношение при фрустрированности потребностей

Высок. Сред.

Высок.

Низк. Сред.

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1

1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими , может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата , а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.


Бланк методики


ФИO______________________________________________

Школа __________________

Возраст _______________

Класс _______________________

Дата проведения_______________________



почти никогда

иногда

часто

почти всегда

1Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне хочется узнать, понять, докопиться до сути

1

2

3

4

3. Я разъярен

1

2

3

4

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

1

2

3

4

5. Я напряжен

1

2

3

4

6. Я испытываю любопытство

1

2

3

4

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу

1

2

3

4

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

1

2

3

4

9. Я рискован

1

2

3

4

10. Мне интересно

1

2

3

4

11. Я рассержен

1

2

3

4

12. Я прилагаю все силы чтобы добиться успеха в учебе

1

2

3

4

13. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

14. Мне кажется что урок никогда не кончится

1

2

3

4

15. Мне хочется на кого- нибудь накричать

1

2

3

4

16. Я стараюсь все делать правильно

1

2

3

4

17. Я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

18. Я чувствую себя исследователем

1

2

3

4

19. Мне хочется что- нибудь сломать

1

2

3

4

20. Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

1

2

3

4

21. Я взвинчен

1

2

3

4

22. Я энергичен

1

2

3

4

23. Я взбешен

1

2

3

4

24. Я горжусь своими школьными успехами

1

2

3

4

25. Я чувствую себя совершенно свободно

1

2

3

4

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

1

2

3

4

27. Я раздражен

1

2

3

4

28. Я решаю самые трудные задачи

1

2

3

4

29Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

30. Мне скучно

1

2

3

4

31. Мне хочется что-нибудь сломать

1

2

3

4

32. Я стараюсь не получать двойку

1

2

3

4

33. Я уравновешен

1

2

3

4

34. Мне нравится думать, решать

1

2

3

4

35. Я чувствую себя обманутым

1

2

3

4

36. Я стремлюсь показать свои способности и ум

1

2

3

4

37. Я боюсь

1

2

3

4

38. Я чувствую уныние и тоску

1

2

3

4

39. Меня многое приводит в ярость

1

2

3

4

40. Я хочу быть среди лучших

1

2

3

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белгина Айнур Жакуповна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136712

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства