Просмотр содержимого документа
«Эссе "Доброе слово и кошке приятно"»
Практический психолог
МБОУ «Школа №112 г.Донецка»
Островая К.Н
ЭССЕ
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО.
ЕСТЬ ЛИ У ЖИВОТНЫХ ЭМОЦИИ?
Если душа — это умение любить, быть преданным и благодарным, то животные обладают ею в большей степени, чем многие люди.
Джеймс Херриот
Имеют ли животные душу? Можно ли поверить в то, что собака или кошка, лев или лошадь могут испытывать радость, душевную боль, тоску, горе от предательства? Это сложный вопрос, на который я нашла ответ и в Библии, и в литературе, и в жизни…
В Библии написано: "Сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их". Господь сотворил душу живую, а значит, она имеет свой внутренний психический мир: переживания, настроения, чувства и эмоции.
Конечно, человеческая душа стремится к небу, чистоте; она в вечном поиске смысла жизни, Бога, истины. Душа человеческая никогда не может быть удовлетворена настоящим, а душа животного привязана к земле, а значит, к человеку и именно человек для животного является Богом.
Если человек своим духовным ростом и добрыми делами спасают себя от ада, то животным не нужно зарабатывать себе райскую жизнь. Райская жизнь животного на земле - любовь и забота о нем хозяина.
Животные не созданы по образу и подобию Божьему, не имеют Его Духа и не были спасены Крестной жертвой Христа. Они не могут вести духовную жизнь, молиться, грешить, каяться и участвовать в Таинствах. Существование животного не является личностным, как у человека. В этом наше превосходство над остальными живыми существами. Потому Бог и заповедал человеку владычествовать над ними, то есть любить и оберегать.
Однажды к келье Сергия Радонежского медведица принесла слепого медвежонка. Он был исцелён по молитвам святого. Также лесные обитатели часто приходили к Серафиму Саровскому, который всех их кормил. Святой Герасим Иорданский однажды помог льву, удалив из его лапы занозу, мучившую зверя. Благодарный лев потом до конца жизни сопровождал монаха и умер у него на могиле. Некоторые афонские старцы общались с животными, как с людьми, потому что звери в отличие от человека любят бескорыстно и преданно. Неслучайно по всему миру ставят животным памятники, выпускают с их изображением марки, пишут книги, сочиняют стихи. Например, в селе Легедзино Черкасской области установлен памятник советским воинам и собакам, принявшим свой последний бой в 1941 году. Пограничникам и их верным собакам удалось остановить наступление фашистских войск на два дня. А вот рассказ Б. Емельянова «"Слепой беркут», повествующий о подвиге орла, кормившего людей, оказавшихся окруженными солдатами на карантине из-за чумы, можно считать литературным памятникам милосердия самой величественной птице-орлу. Так отблагодарил орел хозяина, когда-то спасшего ему жизнь.
Можно ли сомневаться о наличии души в животном, когда видишь собаку, ожидающую своего хозяина 20 лет на перроне вокзала? Можно ли сомневаться, видя кота, лежащего со слезами на глазах на могиле хозяина, лошадь, выносящую из боя раненого солдата или собаку, бросающуюся под танк с миной? Можно ли сомневаться в любви и преданности, если пес покорно идет на смерть, чтобы из него приготовили суп для маленького мальчика из блокадного Ленинграда? Я думаю, что придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека, ведь "Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как в этой нации относятся к животным" – писал Махатма Ганди.