kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика когнитивной сферы дошкольников 5-6 лет (память)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная диагностика поможет начинающим педагогам психологам в работе. Подходит для диагностики дошколят  при поступлении вшколу.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика когнитивной сферы дошкольников 5-6 лет (память)»

Диагностика памяти


Методика «Запоминание двух групп слов». (Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005)

Методика направлена на исследование скорости и объёма слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции и избирательности мнестических следов, возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Описание методики. Перед ребёнком с соответствующей мотивацией ставится задача запоминания. Предъявляется инструкция 1А. Далее специалист с интервалом около полсекунды, чётко произносит слова и просит ребёнка повторить их. Если ребёнок не повторил ни одного слова, специалист ободряет ребёнка и повторяет инструкцию ещё раз в укороченной форме.

Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не делается замечание, а просто его внимание обращается на то, в каком порядке стояли слова.

Специалист делает повторы первой группы слов до тех пор, пока ребёнок не повторит все слова группы (неважно в правильном или неправильном порядке). После того, как ребёнок повторил все слова, необходимо попросить его повторить их ещё раз, уже самостоятельно, то есть без предварительного проговаривания этих слов психологом.

Регистрируется как порядок воспроизводимых слов, так и количество необходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрируется правильность повторения и все привнесённые или искажённые слова.

Предъявляется инструкция для второй группы слов 1Б. Далее даётся вторая группа слов в том же порядке. Вся вышеописанная процедура повторяется. Обычно для запоминания трёх слов требуется меньшее количество повторов.

Предъявляется инструкция 2А. Регистрируются все слова, называемые ребёнком. Ребёнка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Предъявляется инструкция 2Б. Также регистрируются все слова, которые воспроизводит ребёнок.

Инструкция 1А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?»

Инструкция 1Б. «А теперь послушай и повтори другие слова».

Инструкция 2А. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Инструкция 2Б. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».


Группы слов для запоминания:

1 группа: дом, лес, кот 2 группа: холод, рыба, книга

Или

1 группа: брат, окно, вода 2 группа: лед, меч, прут

Или

1 группа: куб, луч, трон 2 группа: шуба, ваза, пирог


Обработка и интерпретация данных:

Анализируемые показатели.

  • объём запоминаемого материала;

  • количество необходимых для полного запоминания повторений;

  • возможность удержания порядка слов;

  • наличие привнесённых слов и слов, близких по смыслу (парафазии);



Возрастные нормативы выполнения.

  • дети 4,5 – 5, 5 лет обычно хорошо понимают инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объёме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с 2 – 3 предъявлений, а из 5 слов – с 3 – 4 предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменён.

При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. При воспроизведении, как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов в основном сохраняется. При наличии в неправильно воспроизведённых словах слов, близких по смыслу к тестовым, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации необходимого в данный момент слова;

  • дети 5,5 – 6 – летнего возраста способны воспроизводить группы слов в количестве 5 + 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» (не более одного – двух слов) или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (также одно – два слова).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диагностика когнитивной сферы дошкольников 5-6 лет (память)

Автор: Мисюткина Наталья Владимировна

Дата: 25.04.2017

Номер свидетельства: 411598

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства