Просмотр содержимого документа
«Застенчивость - не приговор!»
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – НЕ ПРИГОВОР!
В нашем мире, где необходима уверенность в себе и умение отстаивать свою позицию, большой проблемой является неуверенность в себе и своих силах многих, подчас гениальных людей! А чувство неуверенности и неверия в собственные силы набирает свою мощь еще в детстве. Чаще его называют – застенчивостью (т.е. – прячусь за стенку!)
Застенчивость у ребенка заметна с раннего возраста. Уже к 2 годам малыш начинает проявлять неконтролируемые порывы стеснения и смущения, беспричинно избегая людей. Хотя, как это – беспричинно? Чаще всего на это есть очень веские причины! Ребенок просто не ощущает чувства поддержки и, нередко, даже не подозревает, что в жизни существует опора – семья, друзья…
Дети устают жить не находя вполне конкретной опоры, они выстраиваю виртуальную «стену», чаще всего эта стена походит на уютный домик, где вход рассчитан только на самого ребенка. Но малыш растет, стены начинают давить, а расширить «домик» уже не получается. Ребенок из застенчивого, перерастает в стеснительного. Физическая активность излишне стеснительного ребенка, к сожалению, очень низка, чего не скажешь о его мыслительной деятельности. Его внутренний мир богат и насыщен. А чем впечатлительнее застенчивый ребенок, тем сложнее ему выразить эмоции. Полученная информация не находит ни словесного, ни образного выражения, что негативно сказывается на ребенке. В результате он ощущает дискомфорт и нервное перевозбуждение, что в дальнейшем приводит к еще большей замкнутости.
Для преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста, предлагаю несколько игр и упражнений.
Игра «Озорной двойник» (Т.Л. Шишова)
Цель: раскрепощение ребенка, упражнять в отстаивании своего мнения.
Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Можно усложнить игру, во-первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков.
Игра «Угадай эмоцию» (Т.Л. Шишова)
Цель: раскрепощение ребенка, упражнения в узнавании и показывании эмоций.
В начале игры, ведущую роль на себя берет педагог, необходимо представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. С особо застенчивыми следует сначала играть вдвоем. Затем, можно увеличивать количество играющих. Правила игры: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начинать необходимо с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость).
Игра «Разные голоса» (Т.Л. Шишова)
Цель: упражнять детей в выразительности речи.
Игра заключается в озвучивании различных сказочных героев, необходимо поручить ребенку несколько ролей, чтобы была возможность изменять голос. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок».
Игра «Изобрази животное» (Т.Л. Шишова)
Цель: раскрепощение ребенка, упражнение в пантомимике.
Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Для организации данной игры следует: во-первых, постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Необходимо выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.
Игра «Быстрые ответы» (Л.В. Маранцева)
Цель: снятие напряжения, развитие находчивости, смекалки.
Взрослый располагается перед группой детей, стоящих рядом, и задает им простые вопросы, считая вслух до трех. Например, можно спросить, как зовут ребенка, сколько ему лет, какого цвета крокодил или задать шутливые вопросы типа «Почему лягушки скачут?». Давший подходящий ответ ребенок делает шаг вперед. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.
Игра «Где мы были, мы не скажем» (Т.Л. Шишова)
Цель: раскрепощение детей, развитие пантомимики, смекалки, логики.
Задача этой распространенной детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.
Игра «Фанты» (Т.Л. Шишова)
Цель: снятие напряжения, страха перед публичными выступлениями.
Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное, постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.
Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить: обезьяну, льва, ворону, дятла, Бабку-Ежку, хулигана, дряхлого старичка, маленького капризного ребенка, лунатика.
Игра «Рычи, лев, рычи»
Цель: развитие артикуляционного аппарата детей, преодоление скованности и пассивности.
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Игра «Сказка»
Цель: осознание себя, развитие умения говорить о себе без стеснения.
Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.
Игра «Колдун»
Цель: раскрепощение детей, упражнение в пантомимике, развитие логики и смекалки.
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.
Чрезмерная стеснительность чаще всего возникает у детей, имеющих особый склад психики, отличающихся повышенной ранимостью и чувствительностью к негативным ситуациям или критике. Но это не означает, что застенчивость – врожденное качество. Как правило, она возникает в связи с травмирующей ситуацией – публичной ссорой, неудачным выступлением перед публикой и т.д. С застенчивостью можно и нужно бороться. Чем раньше взрослые обратят внимание на проблему, тем больше шансов у ребенка преодолеть трудности с общением.