kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие из цикла тренинговдетско-родительских отношений по коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Обучение родителей эффективным приемам общения с гиперактивным ребенком;
  2. Обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;
  3. Обучение родителей способам взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях.

Условия проведения занятий:

  1. Возрастной диапазон детей, участвующих в тренинге: от 5 до 7 лет.
  2. Количество участников тренинга – 6 семейных диад (родитель-ребенок).
  3. В проведении тренинга участвовало два тренера-ведущих (психолог и педагог), что позволило выделить время для беседы психолога (педагога) с родителями, в то время, когда дети выполняли упражнения под присмотром другого ведущего.
  4. Продолжительность занятия – 40-60 минут.

Цель цикла занятий: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «гиперактивный ребенок - родитель».

Занятие «Знакомство»

План

  1. Представление ведущих.
  2. Знакомство друг с другом.
  3. Упражнение: «На тренинге можно…, на тренинге нельзя…».
  4. Игра «Похвалилки».
  5.  Игра «Ладонь в ладонь».
  6.  Обсуждение итогов занятия.

1. Представление ведущих.

Цель. Знакомство участников с ведущими, создание доброжелательной атмосферы.

Содержание. Ведущие в нескольких словах рассказывают о себе; показывают небольшой мяч и объясняют, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч. Если у детей и взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

2.Знакомство друг с другом (Карпова Е.В., Лютова-Робертс Е.К.)

Цель. Знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности.

Содержание. Группа делится на две подгруппы: детей и взрослых. Дети остаются в кругу с одним тренером, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют еще один круг с другим тренером.

         Взрослые решают, как дети будут их называть. Тренер может предложить следующие варианты:

  • называть родителей по имени-отчеству;
  • по имени;
  • неформальные обращения, например, «тетя Таня» или «папа Сережа» и т.д.

Могут быть предложены и другие варианты по усмотрению группы. В это

время дети садятся в круг, тренер передает по кругу мяч и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя. Далее в зависимости от активности детей может быть повторено это же задание, либо каждый ребенок, называя свое имя, повторяет имена одного ил двух предыдущих соседей.

         Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг друга, можно дополнительно предложить  следующую игру.

 «Ау!» (О. Хухлаева, О. Хухлаев).

Цель. Развитие интереса к участникам, слухового восприятия.

Содержание. Один ребенок стоит спиной ко всем  остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

3.Упражнение «На тренинге можно…, на тренинге нельзя…» (Карпова Е.В., Лютова-Робертс Е.К.)

Цель. Обучение родителей составлению правил и ограничений вместе с ребенком.

Содержание. Для данного упражнения понадобятся ручки и бумага (заранее заготовленные бланки).

         Участники сидят в кругу. Тренер спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли и что будут делать. Далее тренер объясняет, что их встречи будут называться «тренинг», что на тренинг люди обычно приходят для того, чтобы общаться друг с другом и поучиться чему-либо новому. Но чтобы тренинг был интересным для всех, необходимо выполнять определенные правила, которые обычно составляются тренерами и участниками. Итак, давайте составлять правила! Для этого надо придумать три пункта, что можно делать на тренинге, и один – что нельзя.

         Тренер может раздать родителям заготовленные бланки и прочитать правило: «На тренинге можно смеяться, говорить все, что ты хочешь, вставать с места, на тренинге нельзя перебивать других». Далее упражнение проходит в семейных диадах. Каждый родитель составляет со своим ребенком правила по приведенному выше образцу, организуя рабочее пространство удобным для них образом (можно поставить стулья в любом уютном месте, сесть на ковер и т.д.).

         Оба тренера наблюдают за работой участников и в случае необходимости помогают взрослому наладить работу внутри диады.

         После того как правила составлены, все участники возвращаются в круг и по очереди их читают. Затем тренер, опираясь на составленные участниками правила, делает обобщение о том, что можно делать на тренинге, а что нельзя.

4.Игра «Похвалилки» (Г.А. Широкова,Е.Г. Жадько ).

Цель. Знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детей с СДВГ.

Содержание. Все участники встают в круг. Тренер выходит на середину круга и говорит «Я умею хорошо…», называя то действие, которое ему, на его взгляд,  удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет    это    делать,   он   делает  шаг   вперед  и    говорит:  «И я тоже умею хорошо …». Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

         После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях. Причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

         Второй тренер сидит за кругом и записывает имена участников и названные ими умения. После проведения игры этот тренер обсуждает с родителями выявленные стратегии участников. Очень важно проследить, к чему стремился каждый ребенок, какая потребность была для него ведущей: оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты или стать частью большой группы.

         В это время другой ведущий проводит с детьми экскурсию по помещению, объясняя им назначение определенных зон (зона для занятий, игровая зона, уголок уединения и т.д.).

5.Упражнение «Ладонь в ладонь» (Н. Клюева, Ю. Касаткина).

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, обучение родителей способам управления поведением ребенка.

Содержание. Дети с родителями становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони партнера. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца) т.д. Ладони разжимать нельзя.

6.Обсуждение итогов занятия.

Цель. Обсуждение стратегий взаимодействий с детьми с СДВГ.

Содержание. Обсуждение каждый раз проводится дважды. Первый раз со всеми участниками, второй раз – только со взрослыми.

         Сначала участники тренинга собираются в круг. Тренер просит обсудить внутри диады, что больше всего понравилось на тренинге, что – меньше всего, что бы они хотели делать на следующем занятии. На обсуждение в диадах тренер выделяет несколько минут, затем просит по очереди выступить одного  представителя из каждой диады. После всех выступлений тренер подводит итог: «Любимыми играми и упражнениями сегодня стали …, меньше всего понравилось группе игра…, на следующем занятии большинство участников хотели бы …».

         После этого детям предлагается поиграть под наблюдением одного из тренеров. В это время взрослые делятся друг с другом имеющимся и приобретенным в ходе тренинга опытом, задают вопросы тренеру и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«занятие из цикла тренинговдетско-родительских отношений по коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей старшего дошкольного возраста»

Занятие первое «Знакомство»

План

  1. Представление ведущих.

  2. Знакомство друг с другом.

  3. Упражнение: «На тренинге можно…, на тренинге нельзя…».

  4. Игра «Похвалилки».

  5. Игра «Ладонь в ладонь».

  6. Обсуждение итогов занятия.

1. Представление ведущих.

Цель. Знакомство участников с ведущими, создание доброжелательной атмосферы.

Содержание. Ведущие в нескольких словах рассказывают о себе; показывают небольшой мяч и объясняют, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч. Если у детей и взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

2.Знакомство друг с другом (Карпова Е.В., Лютова-Робертс Е.К.)

Цель. Знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности.

Содержание. Группа делится на две подгруппы: детей и взрослых. Дети остаются в кругу с одним тренером, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют еще один круг с другим тренером.

Взрослые решают, как дети будут их называть. Тренер может предложить следующие варианты:

  • называть родителей по имени-отчеству;

  • по имени;

  • неформальные обращения, например, «тетя Таня» или «папа Сережа» и т.д.

Могут быть предложены и другие варианты по усмотрению группы. В это

время дети садятся в круг, тренер передает по кругу мяч и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя. Далее в зависимости от активности детей может быть повторено это же задание, либо каждый ребенок, называя свое имя, повторяет имена одного ил двух предыдущих соседей.

Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг друга, можно дополнительно предложить следующую игру.

«Ау!» (О. Хухлаева, О. Хухлаев).

Цель. Развитие интереса к участникам, слухового восприятия.

Содержание. Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

3.Упражнение «На тренинге можно…, на тренинге нельзя…» (Карпова Е.В., Лютова-Робертс Е.К.)

Цель. Обучение родителей составлению правил и ограничений вместе с ребенком.

Содержание. Для данного упражнения понадобятся ручки и бумага (заранее заготовленные бланки).

Участники сидят в кругу. Тренер спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли и что будут делать. Далее тренер объясняет, что их встречи будут называться «тренинг», что на тренинг люди обычно приходят для того, чтобы общаться друг с другом и поучиться чему-либо новому. Но чтобы тренинг был интересным для всех, необходимо выполнять определенные правила, которые обычно составляются тренерами и участниками. Итак, давайте составлять правила! Для этого надо придумать три пункта, что можно делать на тренинге, и один – что нельзя.

Тренер может раздать родителям заготовленные бланки и прочитать правило: «На тренинге можно смеяться, говорить все, что ты хочешь, вставать с места, на тренинге нельзя перебивать других». Далее упражнение проходит в семейных диадах. Каждый родитель составляет со своим ребенком правила по приведенному выше образцу, организуя рабочее пространство удобным для них образом (можно поставить стулья в любом уютном месте, сесть на ковер и т.д.).

Оба тренера наблюдают за работой участников и в случае необходимости помогают взрослому наладить работу внутри диады.

После того как правила составлены, все участники возвращаются в круг и по очереди их читают. Затем тренер, опираясь на составленные участниками правила, делает обобщение о том, что можно делать на тренинге, а что нельзя.

4.Игра «Похвалилки» (Г.А. Широкова ,Е.Г. Жадько ).

Цель. Знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детей с СДВГ.

Содержание. Все участники встают в круг. Тренер выходит на середину круга и говорит «Я умею хорошо…», называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо …». Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях. Причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

Второй тренер сидит за кругом и записывает имена участников и названные ими умения. После проведения игры этот тренер обсуждает с родителями выявленные стратегии участников. Очень важно проследить, к чему стремился каждый ребенок, какая потребность была для него ведущей: оказаться в центре круга и заслужить аплодисменты или стать частью большой группы.

В это время другой ведущий проводит с детьми экскурсию по помещению, объясняя им назначение определенных зон (зона для занятий, игровая зона, уголок уединения и т.д.).

5.Упражнение «Ладонь в ладонь» (Н. Клюева, Ю. Касаткина).

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, обучение родителей способам управления поведением ребенка.

Содержание. Дети с родителями становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони партнера. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца) т.д. Ладони разжимать нельзя.

6.Обсуждение итогов занятия.

Цель. Обсуждение стратегий взаимодействий с детьми с СДВГ.

Содержание. Обсуждение каждый раз проводится дважды. Первый раз со всеми участниками, второй раз – только со взрослыми.

Сначала участники тренинга собираются в круг. Тренер просит обсудить внутри диады, что больше всего понравилось на тренинге, что – меньше всего, что бы они хотели делать на следующем занятии. На обсуждение в диадах тренер выделяет несколько минут, затем просит по очереди выступить одного представителя из каждой диады. После всех выступлений тренер подводит итог: «Любимыми играми и упражнениями сегодня стали …, меньше всего понравилось группе игра…, на следующем занятии большинство участников хотели бы …».

После этого детям предлагается поиграть под наблюдением одного из тренеров. В это время взрослые делятся друг с другом имеющимся и приобретенным в ходе тренинга опытом, задают вопросы тренеру и т.д.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Моткина Раиса Саидовна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства