Участники по кругу называют свое имя и любое свое качество на заглавную букву имени. Следующий участник сначала повторяет имя и качество предыдущего, а потом называет свое. И так до последнего участника, который должен повторить имена и качества всех участников тренинга.
Обсуждение: какие сложности возникли при выполнении упражнения? Почему?
Упражнение 3. «Счет до 10» (5 мин).
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
По сигналу участники закрывают глаза и опускают головы. Их задача – посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, чтобы считали они вместе. Кто-то должен сказать «один», другой человек должен сказать «два», третий – «три» и так далее. В игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Важно попробовать понять друг друга без слов.
Обсуждение: что вы чувствовали? Если не получалось, то почему?
Упражнение 4. «Встаньте с мест» (5 мин).
Цель: сплочение участников, развитие невербальных средств коммуникации.
Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве, соответствующем названному числу.
Обсуждение: что вы чувствовали? Если не получалось, то почему?
Упражнение 5. «Мы с тобой похожи тем…» (7 мин).
Цель: самоидентификация участников группы, поиск объединяющих моментов.
Сидя в кругу, участники перекидывают друг другу мяч, называя при этом черту своего сходства с тем, кому кидается этот мяч.
Обсуждение: что вы чувствовали? Если не получалось, то почему?
Упражнение 6. «Если птичка, то какая?» (7 мин).
Цель: развитие рефлексии участников, самооценки и взаимооценки.
Для игры выбирается ведущий, который должен выйти из класса. Группе дается задание загадать какого-то одного игрока. Когда возвращается ведущий, тренер просит его отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая заданного участника с различными видами животных, растение, рыб, птиц и т.д. ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы строятся так: если птичка, то какая? Если цветок, то какой? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того, как игрок отгадан или раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.
Обсуждение: что вы чувствовали? Если не получалось угадать автора отзыва, то почему?
Упражнение 7. «Все мы» (20 мин.)
Цель: составление ассоциативно-ролевого портрета человека в группе, развитие самовосприятия участников.
Один участник выходит за дверь. Психолог просит каждого сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Все это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например, следующее: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал …». Участнику предлагается отгадать, кто что сказал и почему. Обязательным становится участие каждого из игроков группы для получения обратной положительной связи. Возможно и участие психолога.
Обсуждение: что вы чувствовали? Что было приятнее: говорить хорошее о человеке или слышать хорошее о самом себе?
Рефлексия: что понравилось / не понравилось делать? Что было легко / тяжело? Как изменилось настроение? Что дало такое общение в круге?
Заключение: благодарность за участие, добрые слова напутствия.