Современным подросткам необходимо уметь справляться со стрессом, чтобы избежать умственного и эмоционального истощения. Эти методы помогут расслабиться, успокоить нервную систему, восстановить энергию, обрести вдохновение и вернуть вкус к жизни. Кстати, они будут полезны и взрослым!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: устранение последствий травматического и посттравматического стресса, повлекшего нарушения психологического развития и состояния у ребенка
Задачи:
Снятие психоэмоционального напряжения;
Овладение навыками саморегуляции;
Достижение состояния релаксации.
Возраст участников : 14-17 лет.
Приветствие
Сейчас 2 половина дня. Наверняка какие- то события сегодня в первой половине дня у вас произошли. Вы можете отметить, как изменялось ваше настроение в течение дня? Хотелось бы понять какое у вас настроение в данный момент
Рисунок состояния
Материал: бумага, краски вода, салфетки
Используйте 1-2 мин, чтобы осознать ощущения и чувства, которые вы испытываете в этот момент. А теперь используя краски передайте свое состояние в цвете. Забудьте об искусстве, не старайтесь быть художником. Наносите штрихи, линии, формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Рисуйте то, что приходит в голову. Доверяйте своим внутренним ощущениям, старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя
Музыка фоном
ДЕЛИМСЯ впечатлениями о рисунках, никак их не оценивая.
-Каждый цвет несет информацию о эмоциональном состоянии человека. У автора этого рисунка на душе не все так хорошо, как хотелось бы. Что случилось?
К сожалению негативные эмоции раздражения, гнева, злости могут сопровождать нас каждый день.
-Можно ли без них прожить?
- А как же тогда быть?
Взять 1 шарик.
Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева. Крепко завязан шарик, воздух, т.е гнев, обида не могут выйти наружу. Так же происходит с человеком, когда его переполняют негативные чувства.
- Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?
- Ребята, теперь прыгните на свой шарик так, чтобы он взорвался.
- Что вы почувствовали, когда взорвался шарик?
- Ребята, если шарик — это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?
(Подростки дают свои объяснения)
- Давайте возьмем еще один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
Вы помните, шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.
- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?
- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?
(Подростки дают свои объяснения)
- Ребята, когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.
- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?
Так что можно сделать, чтобы чувство гнева стало уменьшилось, не нанесло вред окружающим и самому себе. Есть очень много приемов: кувыркаться, искупаться в реке, вода очень хорошо расслабляет и успокаивает, просто постоять под душем, колотить подушку, корчить рожицы перед зеркалом, рисовать, спортивные занятия, стирка белья, мытье посуды, пальчиковое рисование, скомкать газету и выбросить ее, громко спеть любимую песню, покричать, потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную», посмотреть на горящую свечу.
- Давайте по чуть-чуть выпускать воздух из шарика и выполнять некоторые из перечисленных упражнений, тем самым научимся приемам которые можно использовать ,даже не находясь в релаксационной комнате, и когда рядом нет психолога, но когда гнев, раздражение вас переполняют.
1.Танцевальная терапия
Для того, чтобы сбросить напряжение, есть очень эффективное занятие, просто потанцевать. Не нужно быть сейчас артистами балета, двигаемся так, как хочет ваше тело. Глаза полузакрыты, иногда посматривайте на меня я буду показывать эффективные движения, а если хочется, можно просто двигаться как вам нравится.
Включить муз.
2. Упражнение «Река». Тактильная дорожка
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Во время стресса у нас повышенный выброс кортизола — это гормон стресса и он заставляет наши мышцы находиться в состоянии напряжения.
Если мы будем воздействовать на мышцы и сможем их расслабить, то тогда стресс и тревога пройдут, либо станут существенно ниже. Итак упражнение "Река"
Музыка
Представьте реку с чистой водой. Ступайте в нее босыми ногами, смелее. На дне реки большой слой ила и ваши ступни медленно в него проваливаются. Попробуйте достать до самого дна, вдавливая ноги в ил и напрягая ступни для лучшего эффекта. Пошевелите пальцами ног, чтобы почувствовать, как ил между ними просачивается вверх. А теперь выйдите из реки, стряхните интенсивными движениями оставшийся ил, песок с ног. И расслабьте пальцы. Несколько секунд перерыв и снова становитесь в воду, почувствуете как по ногам разливается приятное тепло.
3. Еще одно очень эффективное упражнение.- это просто покричать, единственное ограничение не сорвать связки, все во всем остальном полная свобода. В сенсорной комнате есть интерактивная свето – звуковая панель "Лестница света". Сейчас мысленно сосредоточьтесь, вспомните ту ситуацию или того человека, который принес вам чувство душевного беспокойства. И просто кричите… Чем больше будет выхода негативных эмоций, тем выше будет загораться ступенька лестницы
4. Регуляция стрессовых состояний и психического перенапряжения
Когда мы расслабляем мышцы, то способствует снятию напряжения. Во всем теле должно вызвать ощущение тяжести и теплоты. Именно теплота и тяжесть во всем теле будет говорить о том, что вы расслаблены, а значит спокойны.
релаксации « Свеча».
Один из приемов Аутотренинг. Когда вы сами себя успокаиваете. Он строится на мышечном расслаблении и самовнушении.
Цель: нормализация психоэмоционального состояния.
Музыка
Располагайтесь как вам удобно на мешках. Взгляд устремлен на язычок свечи. Зажгу ее (зажигается свеча, включается музыка для релаксации). У свечи есть пламя – язычок. Внимательно присмотритесь на "язычок". Каждый из вас увидит в нем что-то необычное. Смотрите, вспоминайте…. Может быть, это море, может быть это пляж, пустыня, лес, поляна. А может быть это ваш образ и вы видите себя. Посмотрите как светло и ярко светит "язычок" свечи. Попробуйте прищурить глаза. Попытайтесь в расплывшемся пламени "язычка" увидеть образ.
Медленно закрывайте глаза Вдох, выдох.
– В моем сознании нет больше места отрицательным эмоциям…
– Я спокоен, и никто не выведет меня из этого равновесия…
– Я спокоен… Я спокоен…
– Мое тело полностью мне подчиняется…
– Мышцы расслабляются… Все тело расслабленно…
– Теплая волна силы наполняет меня…
– Я наполняюсь силой и энергией…
– Я сильный, я все смогу…
– Я верю в себя и в свои силы…
– Я не боюсь никаких трудностей…
– С каждой минутой моя воля становится сильнее и сильнее…
– Я абсолютно спокоен…
Пауза – одна минута.
Вдох, выдох.
– Мои мышцы расслабленны…
– Мой мозг расслаблен…
– Я умный и сильный…
– Все будет так, как я хочу…
– Мое тело мне обязательно поможет…
– Я успокаиваюсь, мне становится хорошо. Я полностью расслаблен…
– Все присутствующие здесь очень добрые и хорошие…
– Все мои мысли положительны…
- Здесь я в полной безопасности... - Меня окружает мощное энергетическое поле золотистого света... - Свет защищает меня от всех негативных внешних воздействий... - Я ощущаю энергию этого света... - Свет свободно течет через мое тело... - Наполняет меня своей энергией... - Это мой мир... - Мир, в котором мне подвластно все...
- Я хозяин этого мира... – Вся окружающая обстановка спокойна, как моя душа…
– В этой обстановке я чувствую себя самым счастливым человеком…
– Я настроен на положительный лад…
– Все будет так, как я хочу…
– Все будет так, как я хочу…
-Я чувствую бодрость, хорошее настроение... Мое дыхание становится более глубоким... Вдох длинный... глубокий... Выдох короткий, энергичный... Длинный... глубокий вдох... Короткий, энергичный выдох... Скованность рук проходит... Скованность ног проходит... Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок... Потянулись... хорошо, с удовольствием потянулись... Глубоко вздохнули... так, чтобы холодок пробежал по спине... Вдохнули... выдохнули... Еще потянулась разок... Активнее! А теперь улыбнись. Улыбайся, улыбайся!
Как себя чувствуете после проведенного сеанса?
Удалось ли расслабиться?
А сейчас я хочу выбрать самого красивого и счастливого ребенка, но для этого мне нужно выбрать претендентов. Хочу полюбоваться на вас и задать вам один важный вопрос: "Вы знали, что вы самые красивые и счастливые? (ответы детей) Так знайте это! Вы самые красивые, самые счастливые, самые любимые!" И ждет вас только счастье и удача. Вы мне верите? Хотите погадаю?
5. Упражнение "Гадание"
Сейчас каждый по очереди выльет воск свой свечи (свечи ароматизированные, в подложке) в воду. Посмотрим свое желание и исполнение.
Выливая воск нужно говорить: "Гори-гори свеча, топись-топись воск, думаю о желание своём и исполнение его". Затушите свечу и резко вылейте в воду.
Музыка
После выливания воска внимательно разглядываем формы застывших фигур, каждый запоминает свою.
Если воск растечется полосками – предстоят тебе дороги, переезды. Ляжет звездочками – жди удачи. Если образуется человеческая фигурка – появится новый друг, а если зверь, будь осторожен: у тебя есть тайный недоброжелатель. Цветок означает счастье. Автомобиль – предстоит дорога. Дерево – вверх наступает благоприятное время для новых начинаний, радость, вниз – печаль. Дом – наступление лучших времен. Сердце – существующая в настоящее время дружба в будущем перерастет в любовь. Круг – к скорому путешествию. Привидение – оповещает Вас: вести из прошлого, возможно вас разыскивают старые друзья, знакомые. Человек – волнующее событие.
Притча «Все в твоих руках».
Цель: умение подростка применять свои аналитические способности.
Инструкция: И в заключении нашей встречи предлагаю вашему вниманию восточную притчу, которая называется «Все в твоих руках».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А если вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках.
Анализ:
Можно ли изменить поведение, если в этом необходимость?
Так вот, ваше состояние и поведение в стрессовой ситуации в ваших руках
Обратная связь.
Цель: узнать мнение подростка о проведенном занятии.
Что понравилось в сегодняшнем занятии?
Какие задания выполняли без затруднений?
Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
Задание придя в группу, возьмите краски и на чистом листе нарисуйте свое состояние еще раз, после нашей встречи. Сравните свои рисунки. А чтобы вам понимать, изменилось ли оно я подарю вам памятки, из которых вы узнаете, какой цвет какое состояние человека передает. И следующее занятие мы с этого момента и начнем.