Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга в период адаптации. «Этот необычный и волнующий 5-й класс»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Занятие с элементами тренинга в период адаптации. «Этот необычный и волнующий 5-й класс»
Составила:
Практический психолог
Ялбуган Кристина Георгиевна
Донецк
2020
Занятие с элементами тренинга в период адаптации. «Этот необычный и волнующий 5-й класс»
Цель: оказание психолого – педагогической поддержки обучающимся 5 класса в период адаптации к условиям обучения в среднем звене.
Задачи: - создание непринужденной доброжелательной атмосферы в классе
- формировать положительную мотивацию у детей через создание ситуации успеха
-учить детей выслушивать ответы товарищей
- развивать коммуникативные качества у детей, умение работать в группе
Оборудование: цветные карандаши, листы А4, мяч.
Структура коррекционного занятия:
1.Организационный этап.
Вводная часть.
Упражнение «Имя и цветок»
Ознакомление с правилами коррекционного занятия.
2. Основной этап.
1. Упражнение «Те, кто»
2. Упражнение «Что поможет мне учиться»
3. Упражнение «Как зовут наших учителей»
4.Игра «Догадайся и ответь»
3. Релаксация
1. Круг уверенности
2.Пути уверенного поведения
3.Упражнение «Я горжусь собой!»
4. Заключительный этап
1. Портрет нашего класса
5. Рефлексия занятия
Ход урока.
1.Организационный этап.
Вводная часть
Здравствуйте ребята! (дети здороваются). Сегодня мы поговорим о школе, о том, что вы стали взрослыми и пошли в пятый класс, но сначала давайте поздороваемся, а сделаем это так.
Коммуникативная игра «Здравствуйте по-разному»
Подростки по сигналу психолога двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встретится на их пути. Здороваться надо определенным способом один хлопок – здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. Упражнение выполняется без использования речи.
Упражнение "Имя и цветок"
Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.
Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы "соответствовал" тому или иному ребёнку?
Принятие правил коррекционного занятия.
Правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.
Предлагаются следующие правила:
- не обижать друг друга
- не обсуждать ни с кем занятие
- стремиться быть активным участником того, что происходит
- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу
- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать
2.Основной этап.
Упражнение «Те, кто»
Делают шаг вперед те, кто любит сладкое, поднимают руку те, у кого есть кошка, приседают те, кому нравиться играть в футбол, делает шаг вперед, кто любит свою школу, поднимут левую руку все те, у кого есть брат, приседают те, кому нравиться играть. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником пятого класса. При этом ведущий подчёркивает, как много общего у участников, и все они схожи в том, что являются учениками 5 класса.
Упражнение «Что поможет мне учиться»
Скажите, что сегодня вы все вместе попробуйте ответить на вопрос, «Что поможет мне учиться» т.е. какие человеческие качества помогут мне учиться в среднем звене. Предлагаем детям для голосования (большой палец, поднятый вверх, означает согласен, опущенный вниз – не согласен со следующим утверждением:
Лень или лениться на уроке
Быть внимательным
Быть всегда организованным
Умение громко говорить на уроке
Соблюдать школьные правила
Любить предмет, который вы изучаете
Быть трудолюбивым
Обсудите, что из перечисленного дети считают особенно важным. Пусть желающие расскажут о том, что еще помогает им в учебе.
Упражнение «Как зовут наших учителей»
Но прежде чем мы его выполним сначала вспомним, какие предметы у вас есть, а затем отгадайте загадки
Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать … (математика).
Укрепит мускулатуру всем детишкам … (физкультура).
Чтоб найти таланты у вас вокальные,
Вам нужны уроки … (музыкальные).
Грамотным будет любой ученик,
Если он знает … (русский язык).
Мастерить, работать с увлечением –
Для этого нужно … (трудовое обучение).
Картины, краски, высокие чувства –
Этому учит … (изобразительное искусство).
Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках … (литературы).
Знать и любить природу научит … (природоведение).
Далекое прошлое, древние территории –
Это изучает наука … (история).
С помощью этого упражнения предлагается вспомнить имена и отчества учителей по разным предметам. Необходимо назвать предмет и имя учителя, а ребята на скорость называют отчество
Педагог называет предмет, а ребята называют имя и отчество
Педагог называет фамилию, а ребята предмет и так далее.
Игра «Догадайся и ответь»
Я буду задавать вопрос, и кидать кому-то мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос
Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
Как в школе называют детей? (ученики)
Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
Перерыв между уроками называется? (перемена)
Прозвенел звонок, начинается? (урок)
Стол, за которым пишут ученики это …? (парта)
3.Заключительный этап.
Портрет нашего класса
А теперь помогите и классному руководителю разузнать о загадочном 5 классе. Какой у него рост, вес, физическая форма, чем увлекается наш 5 класс, какая у него дисциплина? Любят ли учиться пятиклассники? Каков характер класса? И Конечно же портрет?
Первый вопрос самый легкий – это рост 5 класса. По статистике, а статистика – наука точная, средний рост пятиклассника обычно 145-150 см. Что мы запишем в графу? Какой рост нашего класса? Высокий, средний, низкий?
Ученик записывает.
Теперь вес. Он может быть нормальным, недостаточным, излишним.
Ученик записывает.
Физическое развитие – занимается ли класс спортом? Каким?
Ну, что ж, так и запишем, что физическая форма – отличная.
Ученик записывает.
А вот что касается увлечений, опять вопрос. Какие у вас увлечения?
Ученик записывает.
Как у 5 класса обстоит дело с дисциплиной – хорошо или плохо?
Ученик записывает.
А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Как вы думаете почему? Эту тайну нам откроет конец I четверти, а пока графа останется незаполненной. Надеемся, что ответом будет число… «4» и «5».
Осталось самое простое: записать качества характера класса. Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый?
Ученик записывает.
Психолог: Чтобы окончательно сложился портрет класса, осталось только нарисовать его лицо. Ребята, сейчас вы попробуйте нарисовать свой портрет, используя все свои изобразительные средства, а затем мы создаем фотографию нашего класса, поместив свой портрет на общий лист.
Релаксация. Круг уверенности.
Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.
Когда нам будет не хватать уверенности, мы вновь представим себе падающий луч, дающий силу и энергию.
Пути уверенного поведения
Когда появляется уверенность?
Когда я хорошо знаю, о чем говорю
В знакомой ситуации
Когда знаю, что будет дальше
Когда есть человек, который мне поможет
Что можно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?
Научиться выполнять позу, жесты, взгляд уверенного человека (когда ты это делаешь, совершенно по-другому себя чувствуешь)
Нужно попытаться представить себя в ситуации, когда все получается и вас хвалят
Нужно поверить в себя, в то, что ты сможешь, ты добьешься
Нужно научиться ставить себе правила и их выполнять: «у меня получится», «я – сильный», «я смогу!», «я не хуже других»
Упражнение «Я горжусь собой!»
Я горжусь собой! (руки вверх)
Я имею право на самое лучшее! (развести руки в стороны)
Я могу говорить себе нет! (ногу в сторону, руку в сторону и вверх)
И даже если жизнь иногда сгибает меня! (согнуться)
Я все равно нахожу в себе силы, чтобы подняться! (подняться)
Чтобы дарить радость людям (руки – к людям ) и самому себе (руки к себе)!
Рефлексия. Наше занятие подошло к концу и перед тем как попрощаться. Каждый назовите, что ему больше всего понравилось. А теперь попрощаемся.
Ритуал прощания с детьми. Необходимо подвести детей к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». Все хором произносят «Мы все разные, но все пятиклассники»!