Занятие с элементами тренинга: «Переход из 4 класса в 5-й» (Преемственость)
Занятие с элементами тренинга: «Переход из 4 класса в 5-й» (Преемственость)
Заканчивая 4 класс, ученики полны страхов и тревоги – как они смогут учиться в классе 5-м, какие их там ждут испытания, какими будут новые учителя, новые предметы, новые межличностные отношения со старшеклассниками и пр. Чтоб снять эти страхи, дать ребятам уверенность в учебной и внеурочной деятельности в средней школе, необходимо создать такие условия, чтоб ребята сами осознали правильные стратегии поведения с новыми учителями, осознали свои ресурсы и наработанные навыки в начальной школе, попробовали найти уже сейчас способы, облегчающие им адаптацию в 5 классе.
Именно этому и посвящено занятие с элементами по переходу из 4 класса в 5-й. Только активнее формы способны закрепить у ребенка способы продуктивного действия и их осознание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга: «Переход из 4 класса в 5-й» (Преемственость)»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Занятие с элементами тренинга:
«Переход из 4 класса в 5-й»
(Преемственность)
Составила:
Практический психолог
Ялбуган Кристина Георгиевна
Донецк
2020
Пояснительная записка.
Актуальность. Заканчивая 4 класс, ученики полны страхов и тревоги – как они смогут учиться в классе 5-м, какие их там ждут испытания, какими будут новые учителя, новые предметы, новые межличностные отношения со старшеклассниками и пр. Чтоб снять эти страхи, дать ребятам уверенность в учебной и внеурочной деятельности в средней школе, необходимо создать такие условия, чтоб ребята сами осознали правильные стратегии поведения с новыми учителями, осознали свои ресурсы и наработанные навыки в начальной школе, попробовали найти уже сейчас способы, облегчающие им адаптацию в 5 классе.
Именно этому и посвящено занятие с элементами по переходу из 4 класса в 5-й. Только активнее формы способны закрепить у ребенка способы продуктивного действия и их осознание.
Цель программы – повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено.
Задачи программы:
- снятие страхов при переходе в 5 класс;
- осознание своих ресурсов, приобретенных в начальной школе;
- осознание своих навыков в учебной деятельности, необходимых в 5 классе;
- выработка грамотных способов реагирования на различные стрессоры в 5 классе;
- установка на групповое (всем классом) преодоление различных трудностей;
- установка на успешную учебную деятельности в среднем звене.
Организационные условия проведения занятий.
- состав - весь класс;
- продолжительность – 1 занятия (2 часа), или 2 занятия (по часу);
- требования к помещению – место для ролевых импровизаций, работы в кругу.
Материал: листы формата А4 и цветные карандаши.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ
- уверенность в своих силах;
- избавление от страхов;
- поднятие самооценки;
- готовность к саморазвитию в средней школе;
- гармонизация личностной сферы;
- ответственность за свои поступки;
- осознание позитивных форм сотрудничества.
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА:
«ПЕРЕХОД ИЗ 4-го КЛАССА В 5-й»
(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)
Ход занятия.
1.Организационный этап.
Вводная часть
Здравствуйте ребята! (дети здороваются). Сегодня мы поговорим о школе, о том, что вы стали взрослыми и пошли в пятый класс, но сначала давайте поздороваемся, а сделаем это так.
Коммуникативная игра «Здравствуйте по-разному»
Подростки по сигналу психолога двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встретится на их пути. Здороваться надо определенным способом один хлопок – здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. Упражнение выполняется без использования речи.
Упражнение 1. "Имя и цветок"
Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.
Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы "соответствовал" тому или иному ребёнку?
Принятие правил коррекционного занятия.
Правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.
Предлагаются следующие правила:
- не обижать друг друга
- не обсуждать ни с кем занятие
- стремиться быть активным участником того, что происходит
- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу
- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать
2.Основной этап.
Упражнение 2. «Наши страхи»
Ведущий (психолог)
- Ребята, сейчас немного подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли какие страхи и опасения, которые вас мучают при мысли о переходе в 5 класс?
Далее ведущий по очереди просит ответить на данный вопрос ребят, по поднятой руке (или по кругу, если все согласны). Когда страх будет озвучен, ведущий обращается к ребятам:
- Ребята, у кого есть подобный страх, поднимите, пожалуйста, руку ( по кол-ву поднятых рук можно понять степень завладения классной группой того или иного страха).
Как правило, наиболее массовые страхи высказываются по поводам:
- новые учителя (как они нас примут и как сложатся с ними отношения);
- новые и много различных кабинетов, которые придется искать и все время перемещаться (не запутаться б в них и не опоздать на урок);
- новые предметы (смогу ли я по ним хорошо учиться);
- учеба на этаже со старшеклассниками (как сложатся у меня с ними отношения);
- а хватит ли мне знаний и умений в средней школе;
- а не станет ли наш класс в новых условиях мене дружным и пр.
Упражнение 3. «Мозговой штурм»
После озвучивания всех страхов и опасений, по поводу перехода в 5 класс, ребят делят на группы.
Каждая группа ищет способом «мозгового штурма» выход из одного какого-либо самого массового страха (распределяет психолог). На это дается не больше 10 минут.
Затем просят представителя от каждой группы выступить перед всеми и озвучить итого «мозгового штурма» группы. Из этих выступлений весь класс получает несколько рецептов, как преодолеть те или иные трудности. Почему это важно услышать ученикам именно от одноклассников? Потому, что именно с одноклассниками ребята идентифицируют себя в предстоящих трудностях. Если одноклассник нашел правильный ответ и его страх прошел – значит и я смогу.
Ребята, например, рекомендуют при трудности поиска новых кабинетов и запоминаний – в каком кабинете какой идет урок, и кто его будет вести – крупно напечатать на листе бумаги номера кабинетов, предметы и Фамилии, Имена Отчества учителей, ведущих их. Вложить этот листок в дневник, как постоянную подсказку, чтоб в конце каждого урока посмотреть туда и знать – в какой кабинет надо идти на следующий урок.
Если у кого-то из другой группы возникнут дополнения – можно по поднятой руке разрешить его «приписать» к озвученным «шпаргалкам».
Упражнение 4. «Мой личный способ реагирования»
Из всего арсенала способов, озвученных группами выхода из трудных ситуаций в 5 классе, каждый может выбрать и озвучить наиболее ему понравившийся с аргументаций – почему именно этот способ? Это будет способствовать рефлексии ребят по полученным «шпаргалкам» по поведению в 5 классе. Чем больше будет выступающих – тем лучше будет запоминание «шпаргалок» для 5 класса и тем лучше осознание, почему именно эти способ наиболее приемлемые для тебя лично.
Например, кому-то запомнилось, что новых учителей в 5 классе не надо бояться потому, что они не требуют ничего сверхъестественного, а всего лишь исправно выполнять то, чему тебя научили в начальной школе, что ты уже хорошо умеешь делать, т.е. – твоим непосредственным обязанностям ученика:
- работать на уроке;
- выполнять домашнее задание;
- соблюдать дисциплину.
Вот и все. И страх сразу же пропал. Т.к. ничего страшного не произойдет в 5 классе. Надо лишь исправно выполнять свои обязанности. На тренинге ребята приходят к таким выводам сами, т.к. именно способ мозгового штурма в небольших группах является на данном занятии наиболее продуктивным. Закрепление же полученных в группах «подсказок» происходит в конце занятия в форме индивидуального выступления перед всеми по желанию.
Таким образом, происходит и невольное сплачивание коллективной группы, придание ей единых ценностных ориентиров и норм, при переходе из 4 класса в класс 5.
При большой активности ребят, особенно в конце занятии по индивидуальным выступлениям, лучше не комкать концовку тренинга, а перенести на следующий раз.
3.Заключительный этап.
Релаксация. Круг уверенности.
Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.
Когда нам будет не хватать уверенности, мы вновь представим себе падающий луч, дающий силу и энергию.
Пути уверенного поведения
Когда появляется уверенность?
Когда я хорошо знаю, о чем говорю
В знакомой ситуации
Когда знаю, что будет дальше
Когда есть человек, который мне поможет
Что можно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?
Научиться выполнять позу, жесты, взгляд уверенного человека (когда ты это делаешь, совершенно по-другому себя чувствуешь)
Нужно попытаться представить себя в ситуации, когда все получается и вас хвалят
Нужно поверить в себя, в то, что ты сможешь, ты добьешься
Нужно научиться ставить себе правила и их выполнять: «у меня получится», «я – сильный», «я смогу!», «я не хуже других»
Упражнение 5. «Я горжусь собой!»
Я горжусь собой! (руки вверх)
Я имею право на самое лучшее! (развести руки в стороны)
Я могу говорить себе нет! (ногу в сторону, руку в сторону и вверх)
И даже если жизнь иногда сгибает меня! (согнуться)
Я все равно нахожу в себе силы, чтобы подняться! (подняться)
Чтобы дарить радость людям (руки – к людям ) и самому себе (руки к себе)!
Упражнение 6. «Развенчание моих страхов».
Зафиксировать на бумаге в творчестве свои «шпаргалки». Для этого надо раздать ученикам листы формата А4 и цветные карандаши и попросить поделить лист на 2 части: в 1 части – нарисовать мучивший тебя мнимый страх, а во 2 части - наиболее понравившееся тебе «развенчание его». Работу так и назвать «Развенчание моего страха». Это только закрепит уверенность в себе и в своих силах при переходе в 5 класс. Презентация рисунков на развенчание страхов будет закрепляющим актом в трансформации негативных эмоций при переходе в 5 класс, на позитивные. В трансформации с «-» (минуса), на «+» (плюс).
Рефлексия. Наше занятие подошло к концу и перед тем как попрощаться. Каждый назовите, что ему больше всего понравилось. А теперь попрощаемся.
Ритуал прощания с детьми. Необходимо подвести детей к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». Все хором произносят «Вместе мы сила»!