kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие с элементами тренинга: «Переход из 4 класса в 5-й» (Преемственость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заканчивая 4 класс, ученики полны страхов и тревоги – как они смогут учиться в классе 5-м, какие их там ждут испытания, какими будут  новые учителя, новые предметы, новые межличностные отношения со старшеклассниками и пр. Чтоб снять эти страхи, дать ребятам уверенность в учебной и внеурочной деятельности в средней школе, необходимо создать такие условия, чтоб  ребята сами осознали правильные стратегии поведения с новыми учителями, осознали свои ресурсы и наработанные навыки в начальной школе, попробовали найти уже сейчас способы, облегчающие им адаптацию в 5 классе.

Именно этому и посвящено занятие с элементами по переходу из 4 класса в 5-й. Только активнее формы способны закрепить у ребенка способы продуктивного действия и их осознание.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга: «Переход из 4 класса в 5-й» (Преемственость)»



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Занятие с элементами тренинга:

«Переход из 4 класса в 5-й»

(Преемственность)









Составила:

Практический психолог

Ялбуган Кристина Георгиевна








Донецк

2020







Пояснительная записка.

Актуальность. Заканчивая 4 класс, ученики полны страхов и тревоги – как они смогут учиться в классе 5-м, какие их там ждут испытания, какими будут новые учителя, новые предметы, новые межличностные отношения со старшеклассниками и пр. Чтоб снять эти страхи, дать ребятам уверенность в учебной и внеурочной деятельности в средней школе, необходимо создать такие условия, чтоб ребята сами осознали правильные стратегии поведения с новыми учителями, осознали свои ресурсы и наработанные навыки в начальной школе, попробовали найти уже сейчас способы, облегчающие им адаптацию в 5 классе.

Именно этому и посвящено занятие с элементами по переходу из 4 класса в 5-й. Только активнее формы способны закрепить у ребенка способы продуктивного действия и их осознание.

Цель программы – повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено.

Задачи программы:

- снятие страхов при переходе в 5 класс;

- осознание своих ресурсов, приобретенных в начальной школе;

- осознание своих навыков в учебной деятельности, необходимых в 5 классе;

- выработка грамотных способов реагирования на различные стрессоры в 5 классе;

- установка на групповое (всем классом) преодоление различных трудностей;

- установка на успешную учебную деятельности в среднем звене.

Организационные условия проведения занятий.

- состав - весь класс;

- продолжительность – 1 занятия (2 часа), или 2 занятия (по часу);

- требования к помещению – место для ролевых импровизаций, работы в кругу.

Материал: листы формата А4 и цветные карандаши.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ

- уверенность в своих силах;

- избавление от страхов;

- поднятие самооценки;

- готовность к саморазвитию в средней школе;

- гармонизация личностной сферы;

- ответственность за свои поступки;

- осознание позитивных форм сотрудничества.






ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА:

«ПЕРЕХОД ИЗ 4-го КЛАССА В 5-й»

(ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ)

Ход занятия.

1.Организационный этап.

Вводная часть

Здравствуйте ребята! (дети здороваются). Сегодня мы поговорим о школе, о том, что вы стали взрослыми и пошли в пятый класс, но сначала давайте поздороваемся, а сделаем это так.

Коммуникативная игра «Здравствуйте по-разному»

Подростки по сигналу психолога двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встретится на их пути. Здороваться надо определенным способом один хлопок – здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками. Упражнение выполняется без использования речи.

Упражнение 1. "Имя и цветок"

Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.

Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы "соответствовал" тому или иному ребёнку?


Принятие правил коррекционного занятия.

Правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.

Предлагаются следующие правила:

- не обижать друг друга

- не обсуждать ни с кем занятие

- стремиться быть активным участником того, что происходит

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать


2.Основной этап.

Упражнение 2. «Наши страхи»

Ведущий (психолог)

- Ребята, сейчас немного подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли какие страхи и опасения, которые вас мучают при мысли о переходе в 5 класс?

Далее ведущий по очереди просит ответить на данный вопрос ребят, по поднятой руке (или по кругу, если все согласны). Когда страх будет озвучен, ведущий обращается к ребятам:

- Ребята, у кого есть подобный страх, поднимите, пожалуйста, руку ( по кол-ву поднятых рук можно понять степень завладения классной группой того или иного страха).

Как правило, наиболее массовые страхи высказываются по поводам:

- новые учителя (как они нас примут и как сложатся с ними отношения);

- новые и много различных кабинетов, которые придется искать и все время перемещаться (не запутаться б в них и не опоздать на урок);

- новые предметы (смогу ли я по ним хорошо учиться);

- учеба на этаже со старшеклассниками (как сложатся у меня с ними отношения);

- а хватит ли мне знаний и умений в средней школе;

- а не станет ли наш класс в новых условиях мене дружным и пр.


Упражнение 3. «Мозговой штурм»

После озвучивания всех страхов и опасений, по поводу перехода в 5 класс, ребят делят на группы.

Каждая группа ищет способом «мозгового штурма» выход из одного какого-либо самого массового страха (распределяет психолог). На это дается не больше 10 минут.

Затем просят представителя от каждой группы выступить перед всеми и озвучить итого «мозгового штурма» группы. Из этих выступлений весь класс получает несколько рецептов, как преодолеть те или иные трудности. Почему это важно услышать ученикам именно от одноклассников? Потому, что именно с одноклассниками ребята идентифицируют себя в предстоящих трудностях. Если одноклассник нашел правильный ответ и его страх прошел – значит и я смогу.

Ребята, например, рекомендуют при трудности поиска новых кабинетов и запоминаний – в каком кабинете какой идет урок, и кто его будет вести – крупно напечатать на листе бумаги номера кабинетов, предметы и Фамилии, Имена Отчества учителей, ведущих их. Вложить этот листок в дневник, как постоянную подсказку, чтоб в конце каждого урока посмотреть туда и знать – в какой кабинет надо идти на следующий урок.

Если у кого-то из другой группы возникнут дополнения – можно по поднятой руке разрешить его «приписать» к озвученным «шпаргалкам».


Упражнение 4. «Мой личный способ реагирования»

Из всего арсенала способов, озвученных группами выхода из трудных ситуаций в 5 классе, каждый может выбрать и озвучить наиболее ему понравившийся с аргументаций – почему именно этот способ? Это будет способствовать рефлексии ребят по полученным «шпаргалкам» по поведению в 5 классе. Чем больше будет выступающих – тем лучше будет запоминание «шпаргалок» для 5 класса и тем лучше осознание, почему именно эти способ наиболее приемлемые для тебя лично.

Например, кому-то запомнилось, что новых учителей в 5 классе не надо бояться потому, что они не требуют ничего сверхъестественного, а всего лишь исправно выполнять то, чему тебя научили в начальной школе, что ты уже хорошо умеешь делать, т.е. – твоим непосредственным обязанностям ученика:

- работать на уроке;

- выполнять домашнее задание;

- соблюдать дисциплину.

Вот и все. И страх сразу же пропал. Т.к. ничего страшного не произойдет в 5 классе. Надо лишь исправно выполнять свои обязанности. На тренинге ребята приходят к таким выводам сами, т.к. именно способ мозгового штурма в небольших группах является на данном занятии наиболее продуктивным. Закрепление же полученных в группах «подсказок» происходит в конце занятия в форме индивидуального выступления перед всеми по желанию.

Таким образом, происходит и невольное сплачивание коллективной группы, придание ей единых ценностных ориентиров и норм, при переходе из 4 класса в класс 5.

При большой активности ребят, особенно в конце занятии по индивидуальным выступлениям, лучше не комкать концовку тренинга, а перенести на следующий раз.


3.Заключительный этап.

Релаксация. Круг уверенности.

Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.

Когда нам будет не хватать уверенности, мы вновь представим себе падающий луч, дающий силу и энергию.


Пути уверенного поведения

Когда появляется уверенность?

  • Когда я хорошо знаю, о чем говорю

  • В знакомой ситуации

  • Когда знаю, что будет дальше

  • Когда есть человек, который мне поможет

Что можно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?

  • Научиться выполнять позу, жесты, взгляд уверенного человека (когда ты это делаешь, совершенно по-другому себя чувствуешь)

  • Нужно попытаться представить себя в ситуации, когда все получается и вас хвалят

  • Нужно поверить в себя, в то, что ты сможешь, ты добьешься

  • Нужно научиться ставить себе правила и их выполнять: «у меня получится», «я – сильный», «я смогу!», «я не хуже других»


Упражнение 5. «Я горжусь собой!»

Я горжусь собой! (руки вверх)

Я имею право на самое лучшее! (развести руки в стороны)

Я могу говорить себе нет! (ногу в сторону, руку в сторону и вверх)

И даже если жизнь иногда сгибает меня! (согнуться)

Я все равно нахожу в себе силы, чтобы подняться! (подняться)

Чтобы дарить радость людям (руки – к людям ) и самому себе (руки к себе)!


Упражнение 6. «Развенчание моих страхов».

Зафиксировать на бумаге в творчестве свои «шпаргалки». Для этого надо раздать ученикам листы формата А4 и цветные карандаши и попросить поделить лист на 2 части: в 1 части – нарисовать мучивший тебя мнимый страх, а во 2 части - наиболее понравившееся тебе «развенчание его». Работу так и назвать «Развенчание моего страха». Это только закрепит уверенность в себе и в своих силах при переходе в 5 класс. Презентация рисунков на развенчание страхов будет закрепляющим актом в трансформации негативных эмоций при переходе в 5 класс, на позитивные. В трансформации с «-» (минуса), на «+» (плюс).


Рефлексия. Наше занятие подошло к концу и перед тем как попрощаться. Каждый назовите, что ему больше всего понравилось. А теперь попрощаемся.

Ритуал прощания с детьми. Необходимо подвести детей к идее, что каждый из них – частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы». Все хором произносят «Вместе мы сила»!

Цель – достигнута.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Занятие с элементами тренинга: «Переход из 4 класса в 5-й» (Преемственость)

Автор: Кристина Георгиевна Ялбуган

Дата: 23.01.2020

Номер свидетельства: 537161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства