kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Взаимосвязь уровня агрессивности подростков (студентов) и психологического климата учебной группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мировой психологии актуальна проблема агрессивного поведения человека.  Исследование проблемы взаимосвязи личностной агрессивности подростков и психологического климата учебной группы имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на профилактику и выявление нарушений деструктивного агрессивного поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Взаимосвязь уровня агрессивности подростков (студентов) и психологического климата учебной группы"»

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Омский государственный педагогический университет″

(ФГБОУ ВО ″ОмГПУ″)















Взаимосвязь уровня агрессивности подростков

и психологического климата группы

научно-исследовательская работа


Педагогика и психология









Выполнил: магистрант 2 курса ФГБОУ ВО ″ОмГПУ″,

психолог КУ ″СРЦН ″Гармония″

Татаринцева Лариса Борисовна







Научный руководитель: доцент кафедры педагогики и психологии детства

ФГБОУ ВО ″ОмГПУ″

Губанова Альвина Васильевна






Омск, 2018

Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………….…3

ГЛАВА 1. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивности студентов и психологического климата учебной группы……………………….…………...……..5

1.1 Организация и методы исследования…………………………………………...……5

1.2 Анализ результатов исследования …….………………….……...............................9

1.3 Рекомендации по снижению уровня личностной агрессивности и улучшению психологического климата студенческого коллектива...………..……….....................18

Выводы………………………………………………………………………………...…19

Заключение…………………………….……………………………..….….……............21

Список литературы………………………………..…………………………..................22

Приложения………..………………………….………………….………………………23

.

ВВЕДЕНИЕ

В мировой психологии актуальна проблема агрессивного поведения человека. Актуальна тема и тем, что ведущими признаками личностной агрессивности можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли), склонность к тенденции разрушения. Данные компоненты эмоционально волевой сферы личности являются важнейшими взаимосвязанными между собой характеристиками для любого возраста. Несмотря на сравнительно большое количество работ, посвящённых их теоретическому обоснованию, сохраняется потребность в практическом изучении взаимосвязей между двумя психологическими переменными. В свою очередь, это позволит открыть широкие возможности целостного и всестороннего понимания и развития личности подростка. Исследование проблемы взаимосвязи личностной агрессивности подростков (студентов) и психологического климата учебной группы имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на своевременную профилактику и выявление нарушений деструктивного агрессивного поведения, которое несет существенный ущерб самой личности и окружающим ее людям, а также проведения профилактических и коррекционных мероприятий, в случае если проблема диагностирована.

Проблема исследования состоит в определении взаимосвязи уровня личностной агрессивности студентов и психологического климата студенческого коллектива. Это обусловило выбор темы исследования.

Тема исследования: «Взаимосвязь уровня агрессивности подростков и психологического климата группы».

Объектом исследования является агрессивность студентов.

Предметом исследования: взаимосвязь уровня агрессивности и психологического климата в учебных группах.

Цель исследования: выявить взаимосвязь личностной агрессивности и психологического климата двух учебных групп.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует связь между уровнем агрессивности студентов и психологическим климатом учебной группы.

Задачи исследования:

1. 2. Определить уровень агрессивности студентов и психологический климат в группах испытуемых.

3. Выявить связь между агрессивностью студентов и психологическим климатом в группах испытуемых.

4. Разработать педагогические рекомендации, направленные на снижение уровня личностной агрессивности студентов и улучшением психологического климата в группах, студентов 2 курса СКИТУ.

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы исследования используются методы эмпирического исследования, такие как моделирование; эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертной оценки и метод математической статистики.

База исследования: СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», факультет СПО.

Выборка исследования:

Структура и объем исследовательской работы. Выпускная работа состоит из введения, одной главы, выводы, заключения и приложения. Она иллюстрирована 7 рис. и 2 таб. Работа изложена на 31 стр., список литературы включает 10 наименований.


ГЛАВА 1. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивности студентов и психологического климата учебной группы

1.1 Организация и методы исследования

Базой исследования являлся СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»

Выборку исследования составили 45 человек, студенты второго курса очной формы обучения специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) групп А-1 и А-2. Возраст, количественный состав и гендерное распределение испытуемых студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1- Возраст, количественный состав и гендерное распределение испытуемых студентов

Возраст, (полных лет)

Группа А-1

Группа А-2

девушки

юноши

девушки

юноши

17

-

7

-

6

18

2

10

1

12

19

1

2

-

1

20

-

1

-

1

21

-

-

-

1

Итого:

3

20

1

21


Исследование проводилось на протяжение 2015 - 2016 учебного года.

Этапы исследования:

1. В ходе исследования отобраны валидные и апробированные методики изучения эмоционально – личностной сферы студентов: опросник «Басса-Дарки» - диагностика агрессивных и враждебных реакций, оценка агрессивности в отношениях – тест А. Ассингера, оценка психологического климата в группе с помощью методики определяющей индекс групповой сплоченности Сишора.

2. Используя вышеперечисленные методики в процессе проведения исследования, проведена диагностика, с помощью которой было выявлена взаимосвязь между уровнем агрессивности студентов и уровнем психологического климата в группах.

3 Разработаны и предложены методические рекомендации для педагогического коллектива СКИТУ, по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению студентов с высокими, средними и низкими показателями результатов тестирования. В прцессе изучения проблемы взаимосвязи уровня агрессивности и психологического климата группы, разработан план психологического исследования, в ходе которого использованы следующие методы исследования.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

  2. Эмпирический анализ психометрического тестирования, который позволил получить сопоставимые и качественные показатели степени выраженности изучаемых феноменов: уровня агрессивности и психологического климата в группах.

  3. Метод математической статистики Спирмена.

Методики исследования:

1. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы тест - опросник «Басса – Дарки» была разработана в 1957 г. А. Басс и А. Дарки, в 2005 г. На русском языке стандартизирована А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой. Предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций и позволяет нам провести количественный анализ выраженности видов агрессии и качественный анализ соотношения индекса агрессивности (ИА) и индекса враждебности (ИВ) личных особенностей студента. Тест – опросник по исследованию видов агрессии состоит из 75 утверждений. Исследование проводилось в 2-х группах, испытуемым была представлена инструкция наглядно (визуально) и аудиально (прочитана автором настоящего исследования). Испытуемым был предложен бланк с вопросами направленными на изучение выраженности видов агрессии [Приложение № 1]. Ответы давались письменно, в бланке для ответов необходимо было разместить ответы под номерами в соответствии с номерами вопросов, в бланке для ответов нужно было оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны два варианта ответов «да» или «нет», в зависимости от степени выраженности. Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществлялся с помощью кода ответов.

2. Методика оценки агрессивности в отношениях, тест – опросник А. Ассингера состоит из 20 утверждений с тремя вариантами ответов и позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и насколько легок в общении. Испытуемым был представлен бланк опросник с вопросами и вариантами ответов, на этом же бланке испытуемые оценили каждое утверждение и подчеркнули те варианты ответов, которые они считали правильными на тот момент [Приложение 2]. Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора – состоит из 5 утверждений с несколькими вариантами ответов на каждый, индекс групповой сплоченности является важным параметром показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Испытуемым был представлен бланк опросник с вопросами и вариантами ответов, на этом же бланке испытуемые оценили каждое утверждение и подчеркнули те варианты ответов, которые они считали правильными на тот момент [Приложение 3]. Для получения результата необходимо суммировать номера ответов и вывести средний балл по каждому утверждению.

Результаты:

- высокий уровень групповой сплоченности - 11,6 и выше баллов;

- средний уровень групповой сплоченности - 7 ÷ 11,5 баллов;

- низкий уровень групповой сплоченности – 6,9 и ниже.

Для получения искренних ответов от испытуемых, тестирование проводилось анонимно.

4. Для доказательства достоверности и значимости различий агрессивности в группах с разным уровнем групповой сплоченности использовался автоматический метод математической обработки полученных результатов - расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена [http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ ].


1.2 Анализ результатов исследования

Анализ результатов тестирования уровня агрессивности и выраженности видов агрессии по тесту «Басса – Дарки», представлены в Приложение 4, индекс агрессивности группы А-1 представлен на рисунке 1.


Количественный анализ полученных данных.

В группе А-1 характерно преобладание среднего уровня индекса враждебности (59,10 %) и среднего уровня индекса агрессивности (50 %).

Рисунок 1. Уровень агрессивности испытуемых группы А-1


Качественный анализ полученных данных.

  1. Для группы А-1 характерно преобладание:

- высокий уровень чувства вины;

- средний уровень: физической агрессии, косвенной агрессии, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии;

- низкий уровень раздражения.

В группе А-1 - 17 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют высокий уровень индекса агрессивности, 26,9 % низкий уровень индекса агрессивности и 56,52 % средний уровень агрессивности.

В группе А-2 характерно преобладание высокого уровня индекса агрессивности (50 %) и среднего уровня индекса враждебности (59,10 %). Индекс агрессивности группы А-2 представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Индекс агрессивности группы А-2


Количественный анализ результатов исследования.

В группе А-2 – 4,54 % от общего числа испытуемых имеют низкий уровень индекса агрессивности, 45,46 % средний уровень индекса агрессивности и 50 % высокий уровень индекса агрессивности.

Для группы А-2 характерно преобладание:

- сочетание высокого и среднего уровня физической агрессии;

- высокий уровень: подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины;

- средний уровень – косвенной агрессии, раздражения, негативизма;

- сочетание среднего и низкого уровня обиды.

В группе А-2 – 4,54 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют низкий уровень индекса агрессивности, 45,46 % средний уровень индекса агрессивности и 50 % высокий уровень индекса агрессивности.

Анализ результатов тестирования по тесту А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», представлены в Приложении 5.

Уровень агрессивности в отношениях группы А-1 представлен на рисунке 3 и группы А-2 представлен на рисунке 4.

В группах А-1 и А-2 характерно преобладание среднего уровня агрессивности в отношениях.

Рисунок 3. Уровень агрессивности в отношениях группы А-1

В группе А-1 – 17,39 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют низкий уровень агрессивности в отношениях, 21,74 % высокий уровень агрессивности в отношениях и 60,87 % средний уровень агрессивности в отношениях.

Рисунок 4. Уровень агрессивности в отношениях группы А-2

В группе А-2 – 18,18 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют низкий уровень агрессивности в отношениях, 36,36 % высокий уровень агрессивности в отношениях и 45,46 % средний уровень агрессивности в отношениях.

Характер агрессивности в отношениях группы А-1 представлен на рисунке 5 и А-2 представлен на рисунке 6.

Рисунок 5. Характер агрессивности в отношениях группы А-1

В группе А-1 характерно преобладание низкого уровня характера агрессивности в отношениях – 43,48 % испытуемых от общего числа испытуемых, 17,39 % испытуемых имеют высокий уровень характера агрессивности в отношениях и 39,13 % испытуемых имеют средний уровень характера агрессивности в отношениях.

Рисунок 6. Характер агрессивности в отношениях группы А-2

В группе А-2 характерно преобладание высокого уровня характера агрессивности в отношениях – 50,00 % испытуемых от общего числа испытуемых, 22,73 % испытуемых имеют низкий уровень характера агрессивности в отношениях и 27,28 % испытуемых имеют средний уровень характера агрессивности в отношениях.

Сравнительный анализ результатов тестирования по тесту К. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» групп А-1 и А-2, представлены на рисунке 7 и в Приложении 6.


Рисунок 7. Сравнительный анализ результатов тестирования индекса групповой сплоченности групп А-1 и А-2


В группе А-1 характерно преобладание высокого уровня групповой сплоченности по всем показателям, которые характеризуют группу, индекс групповой сплоченности составил 13,3 балла:

- принадлежность к группе : 12 студентов – чувствуют себя частью коллектива, 3 студента – живут и существуют отдельно от группы, 3 студента - затрудняются ответить на вопрос о своей принадлежности к группе, 15 студентов – очень хотят учиться именно в этой группе;

- взаимоотношения между членами группы: 8 студентов считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 13 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 1 студент считает, что хуже чем в большинстве коллективов, 1 студент не знает;

- отношение к учебе в коллективе : 17 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 2 студента считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 2 студента считает, что хуже чем в большинстве коллективов, 2 студента не знает.

В группе А-2 характерно преобладание среднего уровня групповой сплоченности по всем показателям, которые характеризуют группу, индекс групповой сплоченности составил 9,4 балла:

- принадлежность к группе: 2 студента – чувствуют себя частью коллектива, 4 студента – живут и существуют отдельно от группы, 1 студент - затрудняются ответить на вопрос о своей принадлежности к группе, 5 студентов – очень хотят учиться именно в этой группе;

- взаимоотношения между членами группы: 3 студента считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 7 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 3 студента считает, что хуже, чем в большинстве коллективов, 10 студентов не знает;

- отношение к учебе в коллективе: 5 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 2 студента считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 5 студентов считает, что хуже, чем в большинстве коллективов, 10 студентов не знает.

Для доказательства достоверности и значимости различий агрессивности в группах с разным уровнем групповой сплоченности обратимся к автоматическому расчету коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Расчеты произведены на сайте: http://www.psychol-ok.ru/statistics/.

Было выполнено:

  1. Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

  2. Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

  3. Возведение каждой разности dв квадрат (колонка d2 );

  4. Подсчитана сумма квадратов;

  5. Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

  6. Определены критические значения.

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг В

d (ранг А- ранг В)

D2

1

13.7

15

10.0

14.5

0.5

0.25

2

16.3

17

10.5

16

1

1

3

13.0

13

8.8

11

2

4

4

12.5

12

10.0

14.5

-2.5

6.25

5

11.0

11

7.8

9

2

4

6

13.3

14

9.4

13

1

1

7

5.05

7

6.68

7

0

0

8

4.63

2

4.71

3

-1

1

9

5.0

6

5.06

5

1

1

10

2.51

1

2.66

1

0

0

11

4.71

4

4.68

2

2

4

12

4.93

5

5.07

6

-1

1

13

6.67

8

7.11

8

0

0

14

4.7

3

4.87

4

-1

1

15

10.24

10

8.47

10

0

0

16

20.74

18

21.69

18

0

0

17

45.80

22

47.75

22

0

0

18

38.86

21

39.40

21

0

0

19

32.75

20

32

20

0

0

20

25.50

19

23.73

19

0

0

21

15.56

16

15.50

17

-1

1

22

8.40

9

9.2

21

-3

9

Суммы


253


253

0

34.5

Результат: rs =0.981

Критическое значение для N=22

N

p

0.05

0.01

22

0.43

0.54


Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима. Следовательно, между уровнем агрессивности и уровнем психологического климата и групповой сплоченности студентов – испытуемых существует взаимосвязь.

Особенно значимы различия в характере и уровне агрессивности среди испытуемых групп А-1 и А-2:

- по уровню агрессивности в отношениях в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности, а вот по характеру агрессивности в отношениях: в группе А-1 преобладает замкнутость, способность тщательно подавлять вспышки агрессии; в группе А-2 преобладает разрушительный характер агрессивности;

- в группе А-2 преобладает высокий уровень физической агрессии, а так же преобладает средний и низкий уровень обиды, что характеризует у испытуемых наличие определенной степени пассивности, при этом у испытуемых этой группы преобладает высокий уровень подозрительности, что характеризует испытуемых отсутствием доверия к окружающим;

- в группах А-1 и А-2 преобладает высокий уровень чувства вины и средний уровень агрессивности в отношениях.

Особенно значимы различия групповой сплоченности среди испытуемых групп А-1 и А-2:

- в группе А-1 преобладает большинство - 15 -студентов желают учиться именно в своей группе, а в группе А-2 только 5 студентов желают учиться в своей группе, остальные голоса расплылись по другим утверждениям;

- взаимоотношения с руководством: оценили студенты группы А-1 (12,5) по баллам выше и благоприятнее, чем в группе А-2 (10,0);

- взаимоотношения между членами группы благоприятнее сложились в группе А-1, чем в группе А-2, 10 студентов группы А-2 не могут охарактеризовать групповые взаимоотношения, а 3 студента группы А-2 считают, что взаимоотношения в коллективе сложились хуже, чем в большинстве коллективов;

- отношение к учёбе: в группе А-1 студенты характеризуют большинством голосов - 17 студентов, «примерно такие же, как в большинстве коллективов»; в группе А-2 большинство 10 студентов ответили что «не знают»;

В результате индекс групповой сплоченности в группе А-1 составил 13,3 балла, что характеризует высокий уровень групповой сплоченности, а в группе А-2 составил 9,4 балла, что характеризует средний уровень групповой сплоченности.


1.3 Рекомендации по снижению уровня агрессивности и улучшению психологического климата студенческого коллектива

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по снижению уровня агрессивности испытуемых студентов предполагает несколько взаимосвязанных направлений:

  1. Психологическое просвещение педагогического коллектива.

  2. Психологическое сопровождение студентов относящихся в группу риска «Высокого уровня агрессивности» (наблюдение).

  3. Кураторам групп проводить классные часы с участием студентов с целью формирования коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативных ситуаций.

  4. Обучение этике и психологии поведения в образовательных организациях.

  5. Проведение игровых упражнений помогающих подростку научиться чувствовать окружающих и близких с целью понимания, сопереживания и снижения уровня агрессивности.

Выводы:

В результате эмпирического исследования уровня агрессивности и индекса сплоченности учебных групп по которым, характеризуется психологический климат групп выявлено следующее:

  1. В группе А-1 благоприятный психологический климат, так как по результатам преобладает высокий индекс сплоченности группы – 13,3, средний индекс агрессивности группы – 56,52 % и низкий характер группы в отношениях – 43,48 %.

Группа А-2 характеризуется не совсем благоприятным психологическим климатом, так как по результатам преобладает высокий индекс агрессивности группы – 50 %, средний индекс сплоченности группы - 9,4 и высокий характер агрессивности в отношениях – 50 %.

  1. В ходе исследования нами выявлены студенты с высоким уровнем агрессивности в обеих группах и в группе А-2 преобладает большее количество студентов с высоким уровнем агрессивности, им рекомендована консультация психолога учреждения.

  2. В результате исследования выявлен индекс групповой сплоченности в группе А-1, он составил 13,3 балла, что характеризует высокий уровень групповой сплоченности. А в группе А-2 составил 9,4 балла, что характеризует средний уровень групповой сплоченности.

  3. С помощью метода математической статистики доказано, что между уровнем агрессивности личности студентов и уровнем психологического климата и групповой сплоченности студентов – испытуемых существует взаимосвязь. В группе А-1, в которой уровень агрессивности ниже, выше уровень групповой сплоченности и благоприятность психологического климата.

  4. Особенно значимы различия в характере и уровне агрессивности среди испытуемых групп А-1 и А-2:

- по уровню агрессивности в отношениях в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности, а вот по характеру агрессивности в отношениях: в группе А-1 преобладает замкнутость, способность тщательно подавлять вспышки агрессии; в группе А-2 преобладает разрушительный характер агрессивности;

- в группе А-2 преобладает высокий уровень физической агрессии, а так же преобладает средний и низкий уровень обиды, что характеризует у испытуемых наличие определенной степени пассивности, при этом у испытуемых этой группы преобладает высокий уровень подозрительности, что характеризует испытуемых отсутствием доверия к окружающим;

- в группах А-1 и А-2 преобладает высокий уровень чувства вины и средний уровень агрессивности в отношениях.

  1. В ходе исследования нами выявлены студенты с высоким уровнем агрессивности в обеих группах. В группе А-2 преобладает большее количество студентов с высоким уровнем агрессивности, что влияет на окружающих и на психологический климат группы, такие студенты нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении

  2. Гипотеза нашла своё подтверждение. Цель работы достигнута.

Заключение

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «агрессивность». Объектом данного исследования была обозначена агрессивность студентов двух групп 2 курса, предметом выступила взаимосвязь уровня агрессивности и психологического климата в учебных группах, студентов 2 курса СКИТУ.

Анализ проблемы взаимосвязи уровня агрессивности и психологического климата учебной группы в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе позволил сделать следующие заключения: Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии по отношению к другому. Повышенная агрессия возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, эффективных и поведенческих реакций, провоцируемых коммуникативным взаимодействием с окружающими.

Уровень агрессивности может быть конструктивный, замкнутый или разрушающий, относительно высокий, средний и низкий.

Высокий уровень агрессивности способствует развитию конфликтных ситуаций, что соответственно сказывается на сплоченности группы и на психологический климат группы.

Из вышесказанного следует: цель и задачи данной работы выполнены: исследован уровень агрессивности и психологический климат учебной группы в их взаимосвязи установлено, что в группе с низким уровнем агрессивности наблюдается высокий индекс сплоченности группы и наоборот, с высоким уровнем агрессивности заниженный индекс сплоченности группы, что соответственно доказано математической статистикой. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь уровня агрессивности подростков и психологического климата группы.


Список литературы
  1. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1997. 

  2. Стефан, А., Мартин. Гнев как внутренняя трансформация // Quadrant/ - 1986. – Vol.19, по.1. – Р. 31-46.

  3. Карелина, А.А. Психологические тесты. В 2 т. //П86- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 247с.

  4. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989г.

  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000г.

  6. Реан, А.А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 1999г.

  7. Робер, М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988г.

  8. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. /К.Хорни- М.: Айрис - пресс, 2004.- 607 с.

  9. Шелонцев, В.А. Непараметрические методы статистики. Учебное пособие/ В.А. Шелонцев, Шелонцева Л.Н. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2012.- 60с.

  10. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум/ А.А. Реан - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006.- 255 с.



Приложения Приложение 1 Бланк вопросов к тесту «Басса-Дарки»

Инструкция: Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

№ п/н Вопросы
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
Я не всегда получаю то, что мне положено
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
Мне кажется, что я не способен ударить человека
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
Я часто бываю не согласен с людьми
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
Я гораздо более раздражителен, чем кажется
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
Меня немного огорчает моя судьба
Я думаю, что многие люди не любят меня
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
Я не способен на грубые шутки
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
Довольно многие люди завидуют мне
Я требую, чтобы люди уважали меня
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
Я никогда не бываю мрачен от злости
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
Неудачи огорчают меня
Я дерусь не реже и не чаще чем другие
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Я ругаюсь только со злости
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
Я часто думаю, что жил неправильно
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
Я не огорчаюсь из-за мелочей
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
В последнее время я стал занудой
В споре я часто повышаю голос
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить



Приложение 2 Бланк теста А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»

ФИО студента (ки) _______________________________________________________________________

Группа ______________ дата заполнения анкеты _____________________

Подчеркните ответ который считаете правильным:

  1. Склонны ли Вы искать пути примирения после очередного конфликта?

    1. Всегда

    2. Иногда

    3. Никогда

  2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

    1. Внутренне кипите

    2. Сохраняете полное спокойствие

    3. Теряете самообладание

  3. Каким считают Вас ваши коллеги?

    1. Самоуверенным и завистливым

    2. Дружелюбным

    3. Спокойным и независтливым

  4. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

    1. Примете её с некоторыми опасениями

    2. Согласитесь без колебаний

    3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия

  5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола например вашу тетрадь или ручку?

    1. Выдадите ему «по первое число»

    2. Заставите вернуть

    3. Спросите, не нужно ли ему ещё что-нибудь.

  6. Какими словами Вы встретите любимого человека, если он (она) вернулся с работы позже обычного?

    1. «Что это тебя так задержало?»

    2. Где ты торчишь допоздна?»

    3. «Я уже начал(а) волноваться?»

  7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

    1. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?

    2. Вам всё равно, сколько машин Вас обошло?

    3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас

  8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

    1. Сбалансированными

    2. Легкомысленными

    3. Крайне жесткими

  9. Что Вы предпримите, если не всё удаётся?

    1. Попытаетесь свалить вину на другого

    2. Смиритесь

    3. Станете впредь осторожнее

  10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

    1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения»

    2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»

    3. «И чего мы столько с ними возимся?»

  11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

    1. «И зачем я только на это нервы тратил?»

    2. «Видно, его физиономия шефу приятнее?»

    3. «Может быть, мне это удастся в другой раз»

  12. Как Вы смотрите страшный фильм?

    1. Боитесь

    2. Скучаете

    3. Получаете искреннее удовольствие

  13. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное мероприятие?

    1. Будете продолжать нервничать во время мероприятия

    2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров

    3. Огорчитесь

  14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

    1. Обязательно стараетесь выиграть

    2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь юным

    3. Очень сердитесь, если не везет

  15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

    1. Стерпите, избегая скандала

    2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание

    3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана

  16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

    1. Поговорите с учителем

    2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника»

    3. Посоветуете ребенку дать сдачи

  17. Какой, по-вашему, Вы человек?

    1. Средний

    2. Самоуверенный

    3. Пробивной

  18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

    1. «Простите, это моя вина»

    2. «Ничего, пустяки»

    3. «А повнимательней Вы быть не можете?!

  19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

    1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»

    2. «Надо бы ввести телесные наказания»

    3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»

  20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

    1. Тигра или леопарда

    2. Домашнюю кошку

    3. Медведя



Приложение 3 Бланк теста К. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности»

Группа ______________ дата заполнения анкеты _____________________

Обозначьте ответ который считаете правильным:


П/Н

Основной вопрос

Уточняющие вопросы

Ответ

Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива.


Участвую в большинстве видов деятельности.


Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.


Не чувствую, что являюсь членом группы


Живу и существую отдельно от нее.


Не знаю затрудняюсь ответить.


Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень бы хотел перейти.


Скорее перешел бы, чем остался.


Не вижу никакой разницы.


Скорее всего остался бы в своей группе.


Очень хотел бы остаться в своей группе.


Не знаю трудно сказать.


Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов.


Примерно такие же, как в большинстве коллективов


Хуже, чем в большинстве коллективов.


Не знаю.


Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

Лучше, чем в большинстве коллективов.


Примерно такие же, как в большинстве коллективов


Хуже, чем в большинстве коллективов.


Не знаю.


Каково отношение к учебе в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов.


Примерно такие же, как в большинстве коллективов


Хуже, чем в большинстве коллективов.


Не знаю.




Приложение 4


Таблица 2 Качественный и количественный анализ уровня агрессии

№ п/н

Вид реакции

А-1 (23 чел.)

А-2 (22 чел.)

Кол-во студентов

Уровень агрессивности

(%)

Кол-во студентов

Уровень агрессивности

(%)

Физическая агрессия

4 ÷ 6

11

Средний

47,82

11

Высокий

50

11

Средний

50

Косвенная агрессия

4 ÷ 5

13

Средний

56,52

12

Средний

54,54

Раздражение 4 ÷ 6

17

Низкий

73,92

10

Средний

45,46

Негативизм 2 ÷ 3

15

Средний

65,22

11

Средний

50

Обида 4 ÷ 5

15

Средний

65,22

9

Средний

40,91

9

Низкий

40,91

Подозрительность 4 ÷ 6

11

Средний

47,82

11

Высокий

50

Вербальная агрессия

4 ÷ 6

12

Средний

52,18

16

Высокий

72,72

Чувство вины 4 ÷ 5

11

Высокий

47,82

15

Высокий

68,18

Индекс Враждебности (ИВ) 4 ÷ 10

16

Средний

69,56

13

Средний

59,10

Индекс Агрессивности (ИА) 17 ÷ 25

13

Средний

56,52

11

Высокий

50




Приложение 5 Результаты теста А. Ассингера оценка агрессивности в отношениях

Уровень агрессивности в отношениях

А-1 (23 чел.)

А-2 (22 чел.)

Кол-во студ.

%

Средний балл

Общ. ср. балл

Кол-во студ.

%

Средний балл

Общ. ср. балл

Высокий

45 и более баллов

5

21,74

45,80

39,14

8

36,36

47,75

39,72

Средний

36 ÷ 44

14

60,87

38,86

10

45,46

39,40

Низкий

35 и менее

4

17,39

32,75

4

18,18

32

Характер агрессивности в отношениях

Характер агрессивности в отношениях

А-1 (23 чел.)

А-2 (22 чел.)

Кол-во студ.

%

Средний балл

Общ. ср. балл

Кол-во студ.

%

Средний балл

Общ. ср. балл

ВЫСОКИЙ

Разрушительный характер агрессивности

(7 вопросов и более по 3 балла)

4

17,39

25,50

16,49

11

50

23,73

16,14

СРЕДНИЙ

Конструктивный характер агрессивности

9

39,13

15,56

6

27,28

15,50

НИЗКИЙ

Замкнутость

(способность тщательно подавлять вспышки агрессии)

(7 вопросов и более по 1 баллу)

10

43,48

8,40

5

22,73

9,2



Приложение 6 Результаты теста К. Сишора определение индекса групповой сплоченности

Основной вопрос

Уточняющие вопросы

А-1 (23 чел.)

А-2 (22 чел.)

Чел.

Ст.

Бал.

Чел.

Ст.

Бал.

Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

12

60

13,7

2

10

10,0

Участвую в большинстве видов деятельности.

1

4

6

24

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

4

12

3

9

Не чувствую, что являюсь членом группы

0

-

6

12

Живу и существую отдельно от нее.

3

3

4

4

Не знаю затрудняюсь ответить.

3

3

1

1

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень бы хотел перейти.

1

1

16,5

3

3

10,5

Скорее перешел бы, чем остался.

2

2

3

6

Не вижу никакой разницы.

3

9

3

9

Скорее всего остался бы в своей группе.

3

12

4

16

Очень хотел бы остаться в своей группе.

15

75

5

25

Не знаю трудно сказать.

0

-

4

4

Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов.

8

24

13,0

2

6

8,8

Примерно такие же, как в большинстве коллективов

13

26

7

16

Хуже, чем в большинстве коллективов.

1

1

3

3

Не знаю.

1

1

10

10

Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

Лучше, чем в большинстве коллективов.

7

21

12,5

4

12

10,0

Примерно такие же, как в большинстве коллективов

13

26

10

20

Хуже, чем в большинстве коллективов.

1

1

4

4

Не знаю.

2

2

4

4

Каково отношение к учебе в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов.

2

6

11,0

2

6

7,8

Примерно такие же, как в большинстве коллективов

17

34

5

10

Хуже, чем в большинстве коллективов.

2

2

5

5

Не знаю.

2

2

10

10

6.

Индекс групповой сплоченности К. Сишора

13,3 (высокий)

9,4 (средний)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Губанова Альвина Васильевна, Татаринцева Лариса Борисовна

Дата: 28.05.2018

Номер свидетельства: 471335


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства