"Взаимосвязь уровня агрессивности подростков (студентов) и психологического климата учебной группы"
"Взаимосвязь уровня агрессивности подростков (студентов) и психологического климата учебной группы"
В мировой психологии актуальна проблема агрессивного поведения человека. Исследование проблемы взаимосвязи личностной агрессивности подростков и психологического климата учебной группы имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на профилактику и выявление нарушений деструктивного агрессивного поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГЛАВА 1.Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивности студентов и психологического климата учебной группы……………………….…………...……..5
1.1 Организация и методы исследования…………………………………………...……5
1.2 Анализ результатов исследования …….………………….……...............................9
1.3 Рекомендации по снижению уровня личностной агрессивности и улучшению психологического климата студенческого коллектива...………..……….....................18
Список литературы………………………………..…………………………..................22
Приложения………..………………………….………………….………………………23
.
ВВЕДЕНИЕ
В мировой психологии актуальна проблема агрессивного поведения человека. Актуальна тема и тем, что ведущими признаками личностной агрессивности можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли), склонность к тенденции разрушения. Данные компоненты эмоционально волевой сферы личности являются важнейшими взаимосвязанными между собой характеристиками для любого возраста. Несмотря на сравнительно большое количество работ, посвящённых их теоретическому обоснованию, сохраняется потребность в практическом изучении взаимосвязей между двумя психологическими переменными. В свою очередь, это позволит открыть широкие возможности целостного и всестороннего понимания и развития личности подростка. Исследование проблемы взаимосвязи личностной агрессивности подростков (студентов) и психологического климата учебной группы имеет важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на своевременную профилактику и выявление нарушений деструктивного агрессивного поведения, которое несет существенный ущерб самой личности и окружающим ее людям, а также проведения профилактических и коррекционных мероприятий, в случае если проблема диагностирована.
Проблема исследования состоит в определении взаимосвязи уровня личностной агрессивности студентов и психологического климата студенческого коллектива. Это обусловило выбор темы исследования.
Тема исследования: «Взаимосвязь уровня агрессивности подростков и психологического климата группы».
Объектом исследования является агрессивность студентов.
Предметом исследования: взаимосвязь уровня агрессивности и психологического климата в учебных группах.
Цель исследования: выявить взаимосвязь личностной агрессивности и психологического климата двух учебных групп.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует связь между уровнем агрессивности студентов и психологическим климатом учебной группы.
Задачи исследования:
1. 2. Определить уровень агрессивности студентов и психологический климат в группах испытуемых.
3. Выявить связь между агрессивностью студентов и психологическим климатом в группах испытуемых.
4. Разработать педагогические рекомендации, направленные на снижение уровня личностной агрессивности студентов и улучшением психологического климата в группах, студентов 2 курса СКИТУ.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы исследования используются методы эмпирического исследования, такие как моделирование; эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертной оценки и метод математической статистики.
База исследования: СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», факультет СПО.
Выборка исследования:
Структура и объем исследовательской работы. Выпускная работа состоит из введения, одной главы, выводы, заключения и приложения. Она иллюстрирована 7 рис. и 2 таб. Работа изложена на 31 стр., список литературы включает 10 наименований.
ГЛАВА 1. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивности студентов и психологического климата учебной группы
1.1 Организация и методы исследования
Базой исследования являлся СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»
Выборку исследования составили 45 человек, студенты второго курса очной формы обучения специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) групп А-1 и А-2. Возраст, количественный состав и гендерное распределение испытуемых студентов представлены в таблице 1.
Таблица 1- Возраст, количественный состав и гендерное распределение испытуемых студентов
Возраст, (полных лет)
Группа А-1
Группа А-2
девушки
юноши
девушки
юноши
17
-
7
-
6
18
2
10
1
12
19
1
2
-
1
20
-
1
-
1
21
-
-
-
1
Итого:
3
20
1
21
Исследование проводилось на протяжение 2015 - 2016 учебного года.
Этапы исследования:
1. В ходе исследования отобраны валидные и апробированные методики изучения эмоционально – личностной сферы студентов: опросник «Басса-Дарки» - диагностика агрессивных и враждебных реакций, оценка агрессивности в отношениях – тест А. Ассингера, оценка психологического климата в группе с помощью методики определяющей индекс групповой сплоченности Сишора.
2. Используя вышеперечисленные методики в процессе проведения исследования, проведена диагностика, с помощью которой было выявлена взаимосвязь между уровнем агрессивности студентов и уровнем психологического климата в группах.
3 Разработаны и предложены методические рекомендации для педагогического коллектива СКИТУ, по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению студентов с высокими, средними и низкими показателями результатов тестирования. В прцессе изучения проблемы взаимосвязи уровня агрессивности и психологического климата группы, разработан план психологического исследования, в ходе которого использованы следующие методы исследования.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирический анализ психометрического тестирования, который позволил получить сопоставимые и качественные показатели степени выраженности изучаемых феноменов: уровня агрессивности и психологического климата в группах.
Метод математической статистики Спирмена.
Методики исследования:
1. Методика изучения эмоциональной и личностной сферы тест - опросник «Басса – Дарки» была разработана в 1957 г. А. Басс и А. Дарки, в 2005 г. На русском языке стандартизирована А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой. Предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций и позволяет нам провести количественный анализ выраженности видов агрессии и качественный анализ соотношения индекса агрессивности (ИА) и индекса враждебности (ИВ) личных особенностей студента. Тест – опросник по исследованию видов агрессии состоит из 75 утверждений. Исследование проводилось в 2-х группах, испытуемым была представлена инструкция наглядно (визуально) и аудиально (прочитана автором настоящего исследования). Испытуемым был предложен бланк с вопросами направленными на изучение выраженности видов агрессии [Приложение № 1]. Ответы давались письменно, в бланке для ответов необходимо было разместить ответы под номерами в соответствии с номерами вопросов, в бланке для ответов нужно было оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны два варианта ответов «да» или «нет», в зависимости от степени выраженности. Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществлялся с помощью кода ответов.
2. Методика оценки агрессивности в отношениях, тест – опросник А. Ассингера состоит из 20 утверждений с тремя вариантами ответов и позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и насколько легок в общении. Испытуемым был представлен бланк опросник с вопросами и вариантами ответов, на этом же бланке испытуемые оценили каждое утверждение и подчеркнули те варианты ответов, которые они считали правильными на тот момент [Приложение 2]. Методика определения индекса групповой сплоченности Сишора – состоит из 5 утверждений с несколькими вариантами ответов на каждый, индекс групповой сплоченности является важным параметром показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.
Испытуемым был представлен бланк опросник с вопросами и вариантами ответов, на этом же бланке испытуемые оценили каждое утверждение и подчеркнули те варианты ответов, которые они считали правильными на тот момент [Приложение 3]. Для получения результата необходимо суммировать номера ответов и вывести средний балл по каждому утверждению.
Результаты:
- высокий уровень групповой сплоченности - 11,6 и выше баллов;
- средний уровень групповой сплоченности - 7 ÷ 11,5 баллов;
- низкий уровень групповой сплоченности – 6,9 и ниже.
Для получения искренних ответов от испытуемых, тестирование проводилось анонимно.
4. Для доказательства достоверности и значимости различий агрессивности в группах с разным уровнем групповой сплоченности использовался автоматический метод математической обработки полученных результатов - расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена [http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ ].
1.2 Анализ результатов исследования
Анализ результатов тестирования уровня агрессивности и выраженности видов агрессии по тесту «Басса – Дарки», представлены в Приложение 4, индекс агрессивности группы А-1 представлен на рисунке 1.
Количественный анализ полученных данных.
В группе А-1 характерно преобладание среднего уровня индекса враждебности (59,10 %) и среднего уровня индекса агрессивности (50 %).
Рисунок 1. Уровень агрессивности испытуемых группы А-1
Качественный анализ полученных данных.
Для группы А-1 характерно преобладание:
- высокий уровень чувства вины;
- средний уровень: физической агрессии, косвенной агрессии, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии;
- низкий уровень раздражения.
В группе А-1 - 17 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют высокий уровень индекса агрессивности, 26,9 % низкий уровень индекса агрессивности и 56,52 % средний уровень агрессивности.
В группе А-2 характерно преобладание высокого уровня индекса агрессивности (50 %) и среднего уровня индекса враждебности (59,10 %). Индекс агрессивности группы А-2 представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Индекс агрессивности группы А-2
Количественный анализ результатов исследования.
В группе А-2 – 4,54 % от общего числа испытуемых имеют низкий уровень индекса агрессивности, 45,46 % средний уровень индекса агрессивности и 50 % высокий уровень индекса агрессивности.
Для группы А-2 характерно преобладание:
- сочетание высокого и среднего уровня физической агрессии;
- высокий уровень: подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины;
- средний уровень – косвенной агрессии, раздражения, негативизма;
- сочетание среднего и низкого уровня обиды.
В группе А-2 – 4,54 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют низкий уровень индекса агрессивности, 45,46 % средний уровень индекса агрессивности и 50 % высокий уровень индекса агрессивности.
Анализ результатов тестирования по тесту А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», представлены в Приложении 5.
Уровень агрессивности в отношениях группы А-1 представлен на рисунке 3 и группы А-2 представлен на рисунке 4.
В группах А-1 и А-2 характерно преобладание среднего уровня агрессивности в отношениях.
Рисунок 3. Уровень агрессивности в отношениях группы А-1
В группе А-1 – 17,39 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют низкий уровень агрессивности в отношениях, 21,74 % высокий уровень агрессивности в отношениях и 60,87 % средний уровень агрессивности в отношениях.
Рисунок 4. Уровень агрессивности в отношениях группы А-2
В группе А-2 – 18,18 % испытуемых от общего числа испытуемых имеют низкий уровень агрессивности в отношениях, 36,36 % высокий уровень агрессивности в отношениях и 45,46 % средний уровень агрессивности в отношениях.
Характер агрессивности в отношениях группы А-1 представлен на рисунке 5 и А-2 представлен на рисунке 6.
Рисунок 5. Характер агрессивности в отношениях группы А-1
В группе А-1 характерно преобладание низкого уровня характера агрессивности в отношениях – 43,48 % испытуемых от общего числа испытуемых, 17,39 % испытуемых имеют высокий уровень характера агрессивности в отношениях и 39,13 % испытуемых имеют средний уровень характера агрессивности в отношениях.
Рисунок 6. Характер агрессивности в отношениях группы А-2
В группе А-2 характерно преобладание высокого уровня характера агрессивности в отношениях – 50,00 % испытуемых от общего числа испытуемых, 22,73 % испытуемых имеют низкий уровень характера агрессивности в отношениях и 27,28 % испытуемых имеют средний уровень характера агрессивности в отношениях.
Сравнительный анализ результатов тестирования по тесту К. Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» групп А-1 и А-2, представлены на рисунке 7 и в Приложении 6.
Рисунок 7. Сравнительный анализ результатов тестирования индекса групповой сплоченности групп А-1 и А-2
В группе А-1 характерно преобладание высокого уровня групповой сплоченности по всем показателям, которые характеризуют группу, индекс групповой сплоченности составил 13,3 балла:
- принадлежность к группе : 12 студентов – чувствуют себя частью коллектива, 3 студента – живут и существуют отдельно от группы, 3 студента - затрудняются ответить на вопрос о своей принадлежности к группе, 15 студентов – очень хотят учиться именно в этой группе;
- взаимоотношения между членами группы: 8 студентов считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 13 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 1 студент считает, что хуже чем в большинстве коллективов, 1 студент не знает;
- отношение к учебе в коллективе : 17 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 2 студента считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 2 студента считает, что хуже чем в большинстве коллективов, 2 студента не знает.
В группе А-2 характерно преобладание среднего уровня групповой сплоченности по всем показателям, которые характеризуют группу, индекс групповой сплоченности составил 9,4 балла:
- принадлежность к группе: 2 студента – чувствуют себя частью коллектива, 4 студента – живут и существуют отдельно от группы, 1 студент - затрудняются ответить на вопрос о своей принадлежности к группе, 5 студентов – очень хотят учиться именно в этой группе;
- взаимоотношения между членами группы: 3 студента считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 7 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 3 студента считает, что хуже, чем в большинстве коллективов, 10 студентов не знает;
- отношение к учебе в коллективе: 5 студентов считают, что такие же как и в большинстве коллективов, 2 студента считают, что лучше, чем в большинстве коллективов, 5 студентов считает, что хуже, чем в большинстве коллективов, 10 студентов не знает.
Для доказательства достоверности и значимости различий агрессивности в группах с разным уровнем групповой сплоченности обратимся к автоматическому расчету коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Расчеты произведены на сайте: http://www.psychol-ok.ru/statistics/.
Было выполнено:
Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
Возведение каждой разности dв квадрат (колонка d2 );
Подсчитана сумма квадратов;
Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
Определены критические значения.
№
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг В
d (ранг А- ранг В)
D2
1
13.7
15
10.0
14.5
0.5
0.25
2
16.3
17
10.5
16
1
1
3
13.0
13
8.8
11
2
4
4
12.5
12
10.0
14.5
-2.5
6.25
5
11.0
11
7.8
9
2
4
6
13.3
14
9.4
13
1
1
7
5.05
7
6.68
7
0
0
8
4.63
2
4.71
3
-1
1
9
5.0
6
5.06
5
1
1
10
2.51
1
2.66
1
0
0
11
4.71
4
4.68
2
2
4
12
4.93
5
5.07
6
-1
1
13
6.67
8
7.11
8
0
0
14
4.7
3
4.87
4
-1
1
15
10.24
10
8.47
10
0
0
16
20.74
18
21.69
18
0
0
17
45.80
22
47.75
22
0
0
18
38.86
21
39.40
21
0
0
19
32.75
20
32
20
0
0
20
25.50
19
23.73
19
0
0
21
15.56
16
15.50
17
-1
1
22
8.40
9
9.2
21
-3
9
Суммы
253
253
0
34.5
Результат: rs =0.981
Критическое значение для N=22
N
p
0.05
0.01
22
0.43
0.54
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима. Следовательно, между уровнем агрессивности и уровнем психологического климата и групповой сплоченности студентов – испытуемых существует взаимосвязь.
Особенно значимы различия в характере и уровне агрессивности среди испытуемых групп А-1 и А-2:
- по уровню агрессивности в отношениях в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности, а вот по характеру агрессивности в отношениях: в группе А-1 преобладает замкнутость, способность тщательно подавлять вспышки агрессии; в группе А-2 преобладает разрушительный характер агрессивности;
- в группе А-2 преобладает высокий уровень физической агрессии, а так же преобладает средний и низкий уровень обиды, что характеризует у испытуемых наличие определенной степени пассивности, при этом у испытуемых этой группы преобладает высокий уровень подозрительности, что характеризует испытуемых отсутствием доверия к окружающим;
- в группах А-1 и А-2 преобладает высокий уровень чувства вины и средний уровень агрессивности в отношениях.
Особенно значимы различия групповой сплоченности среди испытуемых групп А-1 и А-2:
- в группе А-1 преобладает большинство - 15 -студентов желают учиться именно в своей группе, а в группе А-2 только 5 студентов желают учиться в своей группе, остальные голоса расплылись по другим утверждениям;
- взаимоотношения с руководством: оценили студенты группы А-1 (12,5) по баллам выше и благоприятнее, чем в группе А-2 (10,0);
- взаимоотношения между членами группы благоприятнее сложились в группе А-1, чем в группе А-2, 10 студентов группы А-2 не могут охарактеризовать групповые взаимоотношения, а 3 студента группы А-2 считают, что взаимоотношения в коллективе сложились хуже, чем в большинстве коллективов;
- отношение к учёбе: в группе А-1 студенты характеризуют большинством голосов - 17 студентов, «примерно такие же, как в большинстве коллективов»; в группе А-2 большинство 10 студентов ответили что «не знают»;
В результате индекс групповой сплоченности в группе А-1 составил 13,3 балла, что характеризует высокий уровень групповой сплоченности, а в группе А-2 составил 9,4 балла, что характеризует средний уровень групповой сплоченности.
1.3 Рекомендации по снижению уровня агрессивности и улучшению психологического климата студенческого коллектива
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по снижению уровня агрессивности испытуемых студентов предполагает несколько взаимосвязанных направлений:
Психологическое сопровождение студентов относящихся в группу риска «Высокого уровня агрессивности» (наблюдение).
Кураторам групп проводить классные часы с участием студентов с целью формирования коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативных ситуаций.
Обучение этике и психологии поведения в образовательных организациях.
Проведение игровых упражнений помогающих подростку научиться чувствовать окружающих и близких с целью понимания, сопереживания и снижения уровня агрессивности.
Выводы:
В результате эмпирического исследования уровня агрессивности и индекса сплоченности учебных групп по которым, характеризуется психологический климат групп выявлено следующее:
В группе А-1 благоприятный психологический климат, так как по результатам преобладает высокий индекс сплоченности группы – 13,3, средний индекс агрессивности группы – 56,52 % и низкий характер группы в отношениях – 43,48 %.
Группа А-2 характеризуется не совсем благоприятным психологическим климатом, так как по результатам преобладает высокий индекс агрессивности группы – 50 %, средний индекс сплоченности группы - 9,4 и высокий характер агрессивности в отношениях – 50 %.
В ходе исследования нами выявлены студенты с высоким уровнем агрессивности в обеих группах и в группе А-2 преобладает большее количество студентов с высоким уровнем агрессивности, им рекомендована консультация психолога учреждения.
В результате исследования выявлен индекс групповой сплоченности в группе А-1, он составил 13,3 балла, что характеризует высокий уровень групповой сплоченности. А в группе А-2 составил 9,4 балла, что характеризует средний уровень групповой сплоченности.
С помощью метода математической статистики доказано, что между уровнем агрессивности личности студентов и уровнем психологического климата и групповой сплоченности студентов – испытуемых существует взаимосвязь. В группе А-1, в которой уровень агрессивности ниже, выше уровень групповой сплоченности и благоприятность психологического климата.
Особенно значимы различия в характере и уровне агрессивности среди испытуемых групп А-1 и А-2:
- по уровню агрессивности в отношениях в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности, а вот по характеру агрессивности в отношениях: в группе А-1 преобладает замкнутость, способность тщательно подавлять вспышки агрессии; в группе А-2 преобладает разрушительный характер агрессивности;
- в группе А-2 преобладает высокий уровень физической агрессии, а так же преобладает средний и низкий уровень обиды, что характеризует у испытуемых наличие определенной степени пассивности, при этом у испытуемых этой группы преобладает высокий уровень подозрительности, что характеризует испытуемых отсутствием доверия к окружающим;
- в группах А-1 и А-2 преобладает высокий уровень чувства вины и средний уровень агрессивности в отношениях.
В ходе исследования нами выявлены студенты с высоким уровнем агрессивности в обеих группах. В группе А-2 преобладает большее количество студентов с высоким уровнем агрессивности, что влияет на окружающих и на психологический климат группы, такие студенты нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении
Гипотеза нашла своё подтверждение. Цель работы достигнута.
Заключение
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «агрессивность». Объектом данного исследования была обозначена агрессивность студентов двух групп 2 курса, предметом выступила взаимосвязь уровня агрессивности и психологического климата в учебных группах, студентов 2 курса СКИТУ.
Анализ проблемы взаимосвязи уровня агрессивности и психологического климата учебной группы в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе позволил сделать следующие заключения: Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии по отношению к другому. Повышенная агрессия возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, эффективных и поведенческих реакций, провоцируемых коммуникативным взаимодействием с окружающими.
Уровень агрессивности может быть конструктивный, замкнутый или разрушающий, относительно высокий, средний и низкий.
Высокий уровень агрессивности способствует развитию конфликтных ситуаций, что соответственно сказывается на сплоченности группы и на психологический климат группы.
Из вышесказанного следует: цель и задачи данной работы выполнены: исследован уровень агрессивности и психологический климат учебной группы в их взаимосвязи установлено, что в группе с низким уровнем агрессивности наблюдается высокий индекс сплоченности группы и наоборот, с высоким уровнем агрессивности заниженный индекс сплоченности группы, что соответственно доказано математической статистикой. Таким образом, подтверждена гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь уровня агрессивности подростков и психологического климата группы.
Список литературы
Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1997.
Стефан, А., Мартин. Гнев как внутренняя трансформация // Quadrant/ - 1986. – Vol.19, по.1. – Р. 31-46.
Карелина, А.А. Психологические тесты. В 2 т. //П86- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 247с.
Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989г.
Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000г.
Реан, А.А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 1999г.
Робер, М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988г.
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. /К.Хорни- М.: Айрис - пресс, 2004.- 607 с.
Шелонцев, В.А. Непараметрические методы статистики. Учебное пособие/ В.А. Шелонцев, Шелонцева Л.Н. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2012.- 60с.
Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум/ А.А. Реан - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006.- 255 с.
Приложения Приложение 1 Бланк вопросов к тесту «Басса-Дарки»
Инструкция: Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
№ п/н
Вопросы
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
Я не всегда получаю то, что мне положено
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
Мне кажется, что я не способен ударить человека
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
Я часто бываю не согласен с людьми
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
Я гораздо более раздражителен, чем кажется
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
Меня немного огорчает моя судьба
Я думаю, что многие люди не любят меня
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
Я не способен на грубые шутки
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
Довольно многие люди завидуют мне
Я требую, чтобы люди уважали меня
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
Я никогда не бываю мрачен от злости
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
Неудачи огорчают меня
Я дерусь не реже и не чаще чем другие
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Я ругаюсь только со злости
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
Я часто думаю, что жил неправильно
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
Я не огорчаюсь из-за мелочей
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
В последнее время я стал занудой
В споре я часто повышаю голос
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить
Приложение 2 Бланк теста А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»