Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ – одно из условий построения здоровье сберегающего пространства МБОУ
Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ – одно из условий построения здоровье сберегающего пространства МБОУ
Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья воспитанников с ОВЗ педагоги нашего МБОУ целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с особыми образовательными потребностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ – одно из условий построения здоровье сберегающего пространства МБОУ»
Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ – одно из условий построения здоровье сберегающего пространства МБОУ
Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья воспитанников с ОВЗ педагоги МБОУ целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с особыми образовательными потребностями.
Для решения поставленных задач и повышения эффективности и качества построения здоровье сберегающего пространства в МБОУ был создан психолого-медико-педагогический консилиум.
Целью ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом их соматического и психического здоровья.
Индивидуализация процесса требует от специалистов и воспитателей строить свою работу в соответствии с теми индивидуально-типологическими особенностями, которые характеризуют каждого конкретного ребенка.
Эта работа осуществляется поэтапно:
1 этап: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (сентябрь)
Проводится комплексная диагностика развития ребенка;
Происходит обмен информацией об уровне и темпе развития ребенка;
Определяется количество детей, имеющих проблемы развития;
Проводится углубленная диагностика уровня развития ребенка.
Результат первого этапа – составление заключения на «особого ребенка» по результатам обследования всех специалистов.
2 этап: ПЛАНОВО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Специалистами заполняется индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку с ОВЗ;
Назначается ведущий специалист по реализации программы;
Определяются сферы помощи ребенку по содержательному аспекту индивидуальной программы;
Согласование направлений, методов и приемов коррекционно- развивающего взаимодействия и заполнение каждым специалистом листа коррекционных занятий с ребенком;
Согласие родителей участвовать в коррекционной работе.
3 этап: КОРРЕКЦИОННЫЙ:
Внедрение и реализация на практике специальных методов и приемов оказания помощи «особому ребенку»;
Коррекционная работа проходит в трех формах:
- проведение индивидуальных коррекционных занятий ведущими специалистами;
- выполнение рекомендаций ведущих специалистов по организации и проведению индивидуальных занятий другими педагогами через использование здоровье сберегающих технологий;
-проведение совместных интегрированных занятий (педагог-психолог, руководитель кружка «Цветные ладошки», руководитель театрального кружка, учитель логопед, классный руководитель, воспитатель, руководитель кружка «Иголка-волшебница);
- в середине года (январь) проводится промежуточная диагностика, которая позволяет выявить динамику развития ребенка и эффективность выбранных методов , внести корректировки в содержание дальнейшей коррекционной работы.
Результат третьего этапа – систематизация программно-методического материала коррекционно-воспитательного процесса;
4 этап: ИТОГОВО - ОЦЕНОЧНЫЙ :
Проведение итоговой диагностики (май);
Обсуждение результатов итоговой диагностики и совместная оценка эффективности проведенной с ребенком работы;
Внесение предложений о необходимости завершения или продолжения коррекционно-развивающей работы с ребенком;
Определение направлений и задач на следующий период.
В работе с родителями используются различные формы:
- индивидуальные консультации по результатам диагностики и по запросам родителей;
- обучающие семинар-практикумы;
- тренинговые занятия;
- мастер-классы по использованию здоровье сберегающих технологий
- выпуск рекламных буклетов, брошюр, памяток.
Результаты работы в МБОУ по данной проблеме:
Внедрение документации сопровождения;
Систематизация программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса;
Выстраивание системы взаимодействия специалистов в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ;
Понимание каждым специалистом своей роли и задач в реализации программы;
Активное включение специальных средств и методов работы с проблемными детьми в практическую деятельность педагогов;
Качественный рост показателей и уровня развития особого ребенка обеспечивается за счет интеграции деятельности всех специалистов МБОУ, родителей ребенка и способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка в образовательном пространстве.
Виды здоровье сберегающих технологий используемые в работе с детьми с ОВЗ в МБОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, коррекционные технологии.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
В работе с детьми с ОВЗ используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.
Используется в процессе непосредственно образовательной деятельности (ООД), в хорошо проветриваемом помещении на коррекционных занятиях.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности и коррекционно-развивающих занятий способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).
Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).
Развитие мелкой моторики.
Задачи:
-повышение работоспособности коры головного мозга;
-развитие активной речи ребенка.
1) Пальчиковая гимнастика.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь с движением рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. (игры и упражнения с перчатками и т. д.)
Игры с природным, бросовым материалом (бассейн из гороха, фасоли…)
Игры с пособиями.
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и в ООД.
СУ-ДЖОК-терапия
Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок – это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.
Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, «тропа здоровья» и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теплового эффекта.
Используется в течение всего дня, после сна, и в ООД.
Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного
Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.
Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо), эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие.
Релаксация - специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Проводится в любом подходящем, проветриваемом помещении. Использование зависит от состояния детей.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, прополис, бусы, бигуди, деревянные массажеры, массажеры с горохом, фасолью.
Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.
Проводится в течение дня, и в физкультурно-оздоровительной работе.
Песочная терапия
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. (Постройки из песка, пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой).
Коррекционные технологии.
Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Осуществляется в процессе НОД.
Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А., Ю.А. Флоренская). Проводится как часть НОД.
Психогимнастика (мимика и пантомимика).
В непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Заключение.
Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно -образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Использование вышеперечисленных здоровье сберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
-повышению работоспособности, выносливости детей;
-развитию психических процессов;
-формированию, развитию двигательных умений и навыков;
-развитию общей и мелкой моторики;
-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
(презентация прилагается)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад» № 21
г. Сальска
СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ
«Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ – одно из условий построения здоровье сберегающего пространства МБОУ»