Взаимодействие семьи и школы в социально-образовательной среде
Взаимодействие семьи и школы в социально-образовательной среде
В статье раскрываются основные формы взаимодействия семьи и школы:Коллективная и индивидуальная.Автор статьи поделиться опытом в реализации этих форм на практике в своей школе. Также в статье отводится место для разьяснения стилей семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы в социально-образовательной среде »
Взаимодействие семьи и школы в социально-образовательной среде
На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.
Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности
При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.
К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:
- общие и классные родительские собрания
- родительский лекторий
- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
- дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;
- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;
- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок
- привлечение родителей к руководству школьными кружками;
- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.
Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:
- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком;
- посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.
Большинство из этих форм мы используем в своей работе.
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. Отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:
авторитарный (диктатура),
попустительский (невмешательство)
демократический (сотрудничество).
Многие добавляют в этот список
гиперопеку.
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Авторитарный - авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение сродителями нарушается;
Попустительский — сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым;
Демократический — демократические родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей;
Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Задача педагога определить стиль воспитания ребенка в семье и учитывать это в работе с данной семьей.
Несмотря на то, что мы иногда можем ошибаться в выборе методов и форм взаимодействия с семьей, в прошлом учебном году мы добились хороших результатов.
(слайд)
В процессе работы с семьей (вне зависимости ее типа) педагогу необходимо руководствоваться следующим:
-каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать и находить добрые, хорошие черты;
-нельзя в качестве поучительного примера разглашать информацию о негативных примерах семейного воспитания;
-учитесь давать пример детям в умении видеть светлые перспективы будущей жизни;
-злоупотребление доверием как подростка, так и его родителей может в какой-то момент свести к нулю все ваши усилия;
Будем помнить, что:
Главные способы воспитания, самые действенные и много дающие:
это поощрение,
положительный пример, показ.
Воспитывающим следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя:
боязнь наказания,
жажда награды (поощрения),
желание добра.
Отсюда основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противоположных достоинств.