Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом
К основным принципам воспитания и обучения детей дошкольного возраста с РДА относятся следующие: принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом»
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с аутизмом
К основным принципам воспитания и обучения детей дошкольного возраста с РДА относятся следующие: принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Диагностико-консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии – принципе единства диагностики и коррекции.
Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер, изучению особенностей развития речевой деятельности, социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни.
Второе важнейшее направление – коррекционно-развивающее – предполагает комплекс мер, воздействующих наличность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов образовательного учреждения.
Воспитание и обучение детей с аутизмом, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.
Цель коррекционной работы:
преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; развитие познавательных навыков; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации и целенаправленного поведения.
Психологическая коррекция начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей являлось вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения.
Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Используются два режима: щадящий и активирующий.
Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие.
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов: решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3- детей.
Эффективность психокоррекционного процесса дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром.
Основной целью в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра является подготовка их к школе, помощь на начальной ступени обучения, чтобы могли освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как средство психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности, для успешной социализации.
Учителем-дефектологом проводится коррекционная работа в трех направлениях:
1) психолого-педагогическое развитие: ознакомление с окружающим миром (провидится 2 раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации), ознакомление с художественной литературой (проводится один раз в неделю, в год 32образовательные ситуации), развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные ситуации), развитие элементарных математических представлений (проводится два раза в неделю, в год64 образовательные ситуации).
2) развитие двигательной активности: общая и мелкая моторика (проводится каждый день, компоненты включаются в психолого-педагогическую работу).
3) сенсорное развитие. Коррекционо-развивающие и ознакомительные занятия происходят во всех режимных моментах (кроме сна): на занятиях с педагогами, на прогулке, во время игры, в свободной деятельности, во время приема пищи
Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии, свойственной детям, имеющим расстройство аутистического спектра.
Коррекционная работа направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной задачей становится: расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Расписание составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю не превышает установленных норм. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе была выработана следующая система деятельности:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические иинтегрированные занятия.
Данные виды деятельности являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.