Вариативная образовательная программа для детей «ловкие пальчики»
Вариативная образовательная программа для детей «ловкие пальчики»
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
укрепить руки, ручную умелость, плавные, точные и координированные движения рук;
сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений;
Актуальность программы
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истинный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формулой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общения первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.
Новизна программы
Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, модулей Монтессори для развития сенсорного восприятия а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Ожидаемые результаты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Сроки реализации
2017- 2018 учебный год
Место реализации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные:
формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гиб- кости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
Сроки реализации программы: Данная программа рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей группы. Для детей 3-4 лет. Один год обучения (первая младшая группа) – 36 занятий по 15 минут во второй половине дня. Занятия проводятся по подгруппам в кабинете педагога-психолога.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Занятия для детей проводится с трехлетнего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. На игровых занятиях используется массажеры и комплексы пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, а так же природный и подручный материал, модули Монтессори. Дети получают сенсорный опыт и закрепляют знания о свойствах и отношениях предметов. Это развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движения контролируется зрением, оно достигает высокого качества.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является то, что в процессе продуктивной деятельности пальчиковые упражнения сочетаются с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуя освоению детьми элементов самомассажа, оказывая оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшая функции рецепторов проводящих путей. Программа включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, модулей Монтессори для развития сенсорного восприятия а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности. В основу программы заложено формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дети 3 – 4 лет активны, подвижны и любознательны, но быстро устают, отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Материал для игр на занятии подбирается таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используются знакомые малышу ситуации. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и само массаж.
В содержании занятия условно можно условно выделить на два этапа:
Первый этап - пальчиковые игры, гимнастика и самомассаж;
Второй этап – продуктивная деятельность.
На первом этапе дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе сопровождение художественным словом, гимнастику и массаж с учебными предметами. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.
Второй этап - продуктивная деятельность и задания представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги, изготовление поделок из различных материалов - используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре, разные виды лепки, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
беседа;
дидактическая игра;
ролевые, коммуникативные игры;
физические упражнения;
коллективное творчество;
индивидуальная корректировка действий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения и воспитания соответствуют:
СанПиН;
правилам пожарной безопасности;
требованиям к средствам обучения и воспитания с учетом возраста и
индивидуальных особенностей детей;
требованиям к оснащенности помещений предметно-развивающей средой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии головного мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом - они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста нужно развивать его руки: пальцы и кисти. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
“Просвещение”, 2001. 93 с.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво