Уровни психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизненными ориентациями.
Уровни психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизненными ориентациями.
Цель исследования - изучение уровней психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизнеными ориентациями.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – уровни психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизнеными ориентациями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Уровни психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизненными ориентациями.»
Уровни психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизненными ориентациями.
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к студентам среднего профессионального образования.
Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников, т.к. введение профильного обучения – процесс закономерный и объективный для сегодняшнего общества. Он продиктован, с одной стороны, проблемами, связанными с необходимостью более полного учёта индивидуальных возможностей и потребностей студентов, с другой – социальными проблемами обеспечения подготовки выпускников к трудовой деятельности, продолжению обучения в ссузах, вузах и других учебных заведениях (Зеер.Э.Ф.,20007, 3 с.).
Содержание и сущность профильного обучения ставит перед студентами задачу ранней профилизации, ускоряя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» студентов к профессиональному выбору уже в школе в возрасте 14-15 лет или ссузе. Подросток, оказавшийся под двойным давлением (необходимость совмещения задач подросткового и юношеского возраста), чаще всего не способен найти адекватный выход. Одной из ступеней личностного развития в старшем школьном возрасте и студенчестве является профессиональное самоопределение. Отсутствие гарантии трудоустройства, многогранность свободного выбора, наличие социального неравенства усложняют процесс профессионального самоопределения и приводят к стихийному, неадекватному выбору профессии у студентов (Зеер.Э.Ф.,2007, 89 с.).
Весьма ценной для рассмотрения профессионального самоопределения — является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь», так же анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы (Пряжников.Е.Ю., 2005, 67с.). Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у студента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Главной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений (Зеер.Э.Ф.,2006, 210с.).
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению наиболее часто понимается как динамическое личностное образование, которое имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, наличие профессионального плана, наличие интереса к смыслу жизни, который свидетельствует об активно идущем процессе личностного самоопределения (Климов.Е.А.,2004,79с.). Смысложизненные ориентации – это ценности и цели, которые задают направление и границы самореализации личности, как субъекта жизненного пути. (Чулкова.М.А). Основными функциями ценностно-смысловой и пространственно-временной деятельности подростков в процессе профессионального выбора является саморазвитие и обеспечение смысловой и временной перспективы профессионального выбора. Имеет следующие составляющие: выраженность профессиональных интересов, профессиографическая информированность, самооценка соответствия своих способностей и интересов требованиям интересующей деятельности, сформированность общественно значимых мотивов выбора специальности, наличие профессионального плана (Леонтьев.Д.А.,487 с.).
Цель исследования - изучение уровней психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизнеными ориентациями.
Объект исследования - профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – уровни психологической готовности к профессиональному самоопределению у студентов с разными смысложизнеными ориентациями.
Гипотеза исследования:
1. У студентов с высоким уровнем психологической готовности к профессиональному самоопределению будет свойственен высокий уровень сформированности смысложизненных ориентаций; студентам с низким уровнем психологической готовности к профессиональному самоопределению свойственен низкий уровень сформированности СЖО.
2. У студентов с высокими показателями по шкалам методики СЖО:
Процесс жизни;
Результативность жизни;
Локус контроля «Я» уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению будет находиться на высоком уровне.
Теперь обратимся непосредственно к практической части исследовательской работы. В исследовании приняли участие 21 студент КГБ ПОУ «Алтайский транспортный техникум». Для исследования уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению нами была использована методика «Оценка готовности старшеклассников к профессиональному выбору» Л.Н. Кабардовой (модифицированная), направленная на оценку степени готовности студентов к профессиональному самоопределению. Сама карта состоит из трех блоков, в каждую из которых включено по восемь утверждений с тремя вариантами ответов. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни студента, тому, насколько профессиональная сфера включена в его жизненные планы, в его отношение к жизни. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности студента в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько студент хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии.
Таблица 1.
Методика ОПГ (модифицированная).
Баллы
1 блок
2 блок
3 блок
Общий балл
Низкий
12 чел
10 чел
8 чел
7 чел
Средний
8 чел
8 чел
6 чел
6 чел
Высокий
1 чел
3 чел
7 чел
8 чел
В процентах
1блок
2блок
3 блок
Общий балл
Низкий
57.14%
47.62%
38.1%
33.33%
Средний
38.1%
38.1%
28.57%
28.57%
Высокий
4.77%
14.29%
33.33%
38.1%
Анализируя полученные результаты средних значений (табл.№1) отдельно по блокам, то можно сделать вывод: по первому блоку: для 57,14% студентов профессия не занимает достаточного места в жизни: не является ценностью и не осознается ее роль, высокие баллы по первому блоку были отмечены только у одного ученика; по второму блоку: 47,62% студентов отмечают низкий уровень, т.е отмечают что мало осведомлены о содержании будущей профессии, но высокие баллы были отмечены не у одного, как в первом блоке, а 14,29% студентов; по третьему блоку у 33,33% низкие баллы, т.е у этих студентов низкий уровень самопознания относительно будущей профессии, т.е не могут соотнести свои качества личности, с профессионально значимыми качествами для данной профессии. Проанализировав все результаты полученные по данной методике, следует что 33,33% студентов имеют низкий уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению, т.е. они не готовы к выбору профессии, средний уровень у 28, 57%, высокой уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению имеют 38,1% студентов, т.е большинство готовы осуществить выбор профессии. Затем было проведено исследование профессиональной направленности. Были использованы:
Анализируя результаты средних значений по методике ОПГ (табл.2), для всех респондентов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности Человек- Человек (57,14%) у испытуемых преобладает над направленностью на сферы Человек - Знаковая система (19,05%) и Человек- Техника(19,05%). Низкий показатель был получен по сфере Человек – художественный образ, только один человек выделил, как приоритетную. При обработке результатов также было выявлено, что отсутствует направленность на сферу деятельности Человек – Природа.
Таблица. 3
Методика ДДО (Климов.Е.А)
Сферы деятельности
Ч-З
Ч-Т
Ч-П
Ч-Х
Ч-Ч
Количество испытуемых.
6 чел
6 чел
3 чел
9 чел
1 чел
Процентное соотношение
28,57%
28,57%
14,29%
42,86%
4,77%
В ходе исследования была еще проведена методика ДДО (табл.3). Анализируя результаты средних значений по методике ДДО можно отметить преобладание творческой направленности в выборе сферы деятельности, т.е направленность на сферу деятельности Человек- Художественный образ (42,86%) у испытуемых преобладает над направленностью на сферы Человек - Знаковая система (28,57%) и Человек - Техника(28,57%). Низкий показатель был получен по сфере Человек -Природа(14,29%) и Человек –Человек, только один человек выделил, как преобладающую.
При сравнении результатов методик были выявлены противоречия в результатах средних значений. Обратимся к таблице № 4.
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов двух методик (ОПГ и ДДО)
Методики
Ч-З
Ч-Т
Ч-П
Ч-Х
Ч-Ч
ДДО
28,57%
28,57%
14,29%
42,86%
4,77%
ОПГ
19,05%
19.05%
0%
4,76%
57,14%
Можно отметить, что по методике ОПГ преобладание направленности на сферу деятельности Человек- Человек (57,14%), а низкий показатель был получен по направленности на сферу Человек – Художественный образ (4,76%).
А по методике ДДО преобладание направленности на сферу деятельности Человек - Художественный образ (42,86%), а направленность на сферу деятельности Человек – Человек (4,76%) минимальная, т.е только один испытуемый выделил эту сферу как приоритетную.
Основываясь на все полученные результаты, что приоритетным направлением для респондентов можно считать Человек – Техника и Человек – Человек. Важно отметить, что направление на сферу деятельности Человек - Природа не развито, об этом можно судить по тому результату это направление не рассматривается студентами как приоритетное направление.
Рассмотрев психологическую готовность теперь необходимо исследовать особенности смысложизненных ориентаций старших подростков.
Для исследования уровня сформированности смысложизненных ориентаций была использован тест «смысложизненных ориентаций» (СЖО. В таблице № 5 представлены результаты изучения уровня сформированности смысложизненных ориентаций (СЖО) студентов.
Таблица 5
Средние значения по шкалам теста СЖО
Уровни
ОЖ
Цели в жизни
Процесс жизни
Результативность
Локус контроля «Я»
Локус контроля жизни
Низкий
28,57%
28,57%
23,81%
19,05%
28,57%
14,29%
Ниже ср.
14,29%
19,05%
14,29%
14,29%
14,29%
38,1%
Средний
0%
4,77%
14,29%
4,77%
4,77%
14,29%
Выше ср.
28,57%
23,81%
14,29%
14,29%
19,05%
19,05%
Высокий
28,57%
23,81%
33,33%
47,62%
33,33%
14,29%
Таким образом, можно сделать заключение, что общий показатель «осмысленность жизни» и показатель по шкале «цели в жизни» в группе находятся в границах выше среднего значения нормы, а показатели по шкалам: процесс жизни, результативность и «локус контроля «Я»» находятся в границах высоких значений нормы. Показатель по шкале «локус контроля жизни» находится в границах ниже среднего значения нормы. Рассмотрим результаты более подробно. Полученные данные по шкале «Цели в жизни» показывают, что для (28,57%) студентов характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (будущее). Другая часть студентов (28,57%) не имеет определенных представлений о своем будущем и о своем месте в мире, их жизнь представляется бессмысленной и бесцельной, жизненные взгляды еще не определились. Показатель шкалы «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. (33,33%) студентов удовлетворены своим настоящим. Они полны энергии, жизнь представляется им вполне осмысленной и целеустремленной и наполнена интересными делами, а (23,81%) студентов неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, обычно им скучно, неинтересно. Следующая шкала «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Результаты по этой шкале свидетельствуют, что 47,62% молодежи удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и оценивают его удовлетворительно или высоко. Неудовлетворенны прожитой частью жизни 19,05% студентов. Высокие показатели по шкале «локус контроля Я» у 33.33% испытуемых. Эта часть студентов считает, что способна построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле и обладает достаточной свободой выбора. А 28,57% не верят в свои силы контролировать события собственной жизни, считают, что жизнь им неподвластна и управляется внешними событиями. Среди полученных данных по шкале «локус контроля жизни» часть студентов 14,29% убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Данная категория студентов полагает, что жизнь в их руках, и они сами способны ею управлять. Фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, характерна так же для 14,29 % испытуемых. Также были получены одинаковые результаты по общему показателю ОЖ испытуемых (28,57%) видят свою жизнь осмысленной и целенаправленной. Низкие результаты по данному показателю получили так же 28,57% студентов. Это свидетельствует о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.
Рис. 1 Сопоставление результатов методики ОПГ (м) и общего показателя по методике СЖО
Из рисунка №1 следует, что студентам с высоким уровнем психологической готовности (38,10%), т.е они уже готовы осуществить выбор профессии, свойственен высокий показатель сформированности СЖО (28, 57%), а подросткам с низким уровнем психологической готовности (33,33%), т.е не готовым осуществить осознанный выбор профессии, свойственен низкий показатель сформированности СЖО (38,10%).
Затем обратимся ко второй части нашего исследования. Приведя выше все результаты в таблицах, необходимо сопоставить и сравнить
результаты методик ОПГ и СЖО.
Рис. 2 Сопоставление средних значений методик ОПГ (м) и СЖО.
Сравнивая данные, приведенные на рисунке №2. Мы можем сделать вывод, что учащиеся с высоким уровнем психологической готовности(38,10%) имеют и высокие показатели по шкалам: 1. «Процесс жизни»(33,33%), т.е студенты удовлетворены своим настоящим; 2. «Результативность» - (47,62%) студентов, удовлетворены результатами прожитого отрезка жизни и оценивают его удовлетворительно или высоко. 3. «Локус контроля Я»(33,33%) студентов, способны построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле и обладает достаточной свободой выбора.
Для проверки заключений рассмотрим также группу респондентов с низким уровнем психологической готовности.
Проанализировав результаты, приведенные на рисунке №2 следует, что студентам, имеющим низкий уровень психологической готовности(33,33%), свойственен низкий показатель по шкалам: 1. «Процесс жизни»(23,81%) студентов, неудовлетворенны своей жизнью в настоящем, обычно им скучно, неинтересно; 2. «Результативность»- (19,05%) студентов, неудовлетворенны прожитой жизнью, 3. «Локус контроля Я»(28,57%) студентов, не верят в свои силы контролировать события собственной жизни, считают, что жизнь им неподвластна и управляется внешними событиями.
Благодаря данному исследованию мы выяснили, что уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков связан с показателем сформированности смысложизненных ориентаций. Также в ходе исследования профессиональной направленности выявлено противоречие, т.е. результаты, полученные при помощи методики ДДО противоречат результатам, полученным при помощи ОПГ. Таким образом, необходимо включение в образовательный процесс мероприятий направленных на профессиональную ориентацию студентов.
Библиографический список:
Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профориентационное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев, 1998.-160 с.
Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н.Захарова. – Москва, 2006.- 229 с.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - 4-е изд., перераб., дол.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006.- 336 с.
Зеер.Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб.пособие/ Э.Ф.Зеер, О.А.Рудей.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008.-256с.-(серия «Библиотека психолога»).
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределение [Текст] / Е. А. Климов. -М., 2004.- 240 с.
Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -496 с.
Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла[Текст] / В. Франкл. - М.: 1990 г.- 139с.