kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения по коррекции гипердинамического синдрома c дефицитом внимания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, перекрестнвые (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Предложенный ниже минимум - это лишь образец заданий к каждому виду упражнений. Подробная программа нейропсихологического развития, рассчитанная на 16 занятий, приводится в книге А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по коррекции гипердинамического синдрома c дефицитом внимания »

Упражнения по коррекции гипердинамического синдрома и дефицита внимания

у детей


Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия: эмоционально-нейтральное развитие и обучение со стороны родителей и педагогов, соблюдение режима, медикаментозная поддержка, своевременная нейропсихологическая коррекция. Предлагаемые упражнения есть набор тех видов заданий, которые являются необходимой частью нейропсихологической коррекции синдрома гиперактивности. Все виды предлагаемых упражнений рекомендуется использовать на занятиях или в свободных играх детей.


Растяжки.

Данный вид упражнений нормализует гипертонус и гипотонус мышц. Нормальный тонус мышц – одна из важнейших задач коррекции. Такие дети с трудом расслабляются, у них очень быстро появляются двигательные, эмоциональные, сенсорные реакции и так же быстро угасают. При гипотонусе у детей снижена психическая и двигательная активность, такой ребенок всегда заторможен. При гипертонусе наблюдается двигательная расторможенность, эмоциональная нестабильность, нарушение сна. Таким детям важно дать почувствовать свое тело. Расслабление должно идти от головы к телу и нижним конечностям.

Упражнения

«Половинка»

Цель: оптимизация тонуса мышц.

Выполняется удобно сидя на полу. Тело напрягают, затем расслабляют. Напряжение и расслабление идет по осям: верх-низ, правая половина – левая половина, левая рука – правая нога, правая рука – левая нога. Можно попросить детей поработать с отдельными частями тела – правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница.

«Дерево»

Из положения сидя на корточках, спрятав голову в колени (семечко), вырастает дерево - выпрямляется туловище, поднимается голова, руки напрягаются. Дерево качается на ветру.

«Куклы-марионетки»

Представьте, что вы куклы-марионетки на нитках. Их вешают в шкаф за разные части тела (за голову, руку, ногу и т.д.) В той части тела есть

напряжение, в то время как все тело расслаблено, все части тела свободно болтаются.

«Снеговик»

Сначала мышцы напряжены. Пригревает солнышко, снеговик тает, превращается в лужицу. Лужица превращается в облако, которое уносит ветер.


Дыхательные упражнения.


Главная задача – ритмирование организма. Ритмы необходимы в каждом органе человека. Ритмичны сердцебиение, дыхание, электрическая активность мозга, перистальтика кишечника. Не менее важной является задача развития самоконтроля и произвольности. Нарушение ритма организма приводит к нарушению психического развития ребенка. Единственные ритмы, которыми мы можем напрямую управлять – это дыхание и движения. Произвольный контроль дыхания развивает самоконтроль над поведением.

Дыхательные упражнения лучше начинать с выдоха, после чего, когда появится желание сделать вдох, глубоко вдохнуть ртом или носом, чтобы было приятное, легкое без напряжения ощущение вдоха. Хорошим приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем (надувание цветных шаров в животе, «вдыхание солнечного света» и золотистой энергии).


Упражнения

  • Упражнение выполняется сидя на полу. Выдох. Расслабить мышцы

живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного или желтого цвета. Пауза. Задержать дыхание. Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

  • Выполните вдохи и выдохи, вокализируя выдох. Для этого произ-

носят звуки «а», «о», «у» и их сочетание «ау», «оа», «уа» и др.

  • Сидя на полу, дышать через левую ноздрю. Затем только через

правую. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению логических задач. дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует расслаблению и релаксации.


Глазодвигательные упражнения

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз, развивают межполушарное взаимодействие и активизируют весь организм (межполушарное взаимодействие способствует развитию компенсаторных возможностей организма). Трехмерное визуальное (зрительное) восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебной деятельности используется двухмерное пространство (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т.д.), что снижает качество обучения.


  • Упражнение выполняется сидя на полу. Голова фиксирована. Гла-

за смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем сторонам (вверх-вниз, вправо-влево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагонали), сведение глаз к центру. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, наконец, переносицы. Движения выполняются в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. Для удержания внимания рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки. В начале освоения упражнения ребенок следит за предметом, который сначала перемещает воспитатель, затем сам ребенок.

Тем областям, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить особое внимание, проделывая движение глазами несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнение со временем можно усложнить – выполнять его с плотно сжатыми челюстями. Или добавить движения языка вместе с движением глаз. Но прежде, чем усложнять упражнение движениями, добавьте дыхание. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движение глазами. Затем удержать глаза в крайней точке на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом.


Движения тела и пальцев


Они обеспечивают развитие межполушарных взаимодействий, снимают мышечные зажимы и тем самым способствуют развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Кроме того выразительные движения помогают детям лучше почувствовать свое тело, свои чувства и переживания, более адекватно выразить их.


Понимание себя дает и понимание других, их телесной экспрессии. Развитие выразительных движений ребенка, как средства самовыражения и общения, влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.


Упражнения

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем – вместе.


«Кулак – ребро – ладонь»

Ребенок касается поверхности стола или пола сначала кулаком, потом ребром руки, затем ладонью. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно. Ребенок может помогать себе командами, которые проговариваются вслух или про себя.


«Лезгинка»

Левая рука сжата в кулак, большой палец поднят вверх, кулак развернут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук. Сменить положение рук 6-8 раз с высокой скоростью.


«Ухо – нос»

Правой рукой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Отпустить нос и ухо, хлопнуть в ладони. Поменять положение рук, взявшись левой рукой за кончик носа, право – за левое ухо. Проделать упражнение несколько раз.


Массаж ушных раковин

Начинать массаж с мочек ушей. Затем разминается вся ушная раковина: край уха снизу вверх, затем внутренняя поверхность и козелок. В конце упражнения растереть уши руками.


Функциональные упражнения.

Направлены на коррекцию дефицитарных функций:

внимания, произвольности, самоконтроля, работу по преодолению гиперактивности, импульсивности, а также агрессии и гнева, если таковые есть.


Упражнения


«Послушай тишину»

Цель: развитие произвольной регуляции собственного поведения и деятельности, аудиального (слухового) восприятия.

Сидя на полу, закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице, за окном, затем в комнате. Затем прислушаться к своему дыханию, биению сердца.


«Море волнуется»

Игра позволяет детям научиться управлять своим телом и движениями по команде ведущего.


«Колпак мой треугольный»

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, снижение импульсивности.

Сидящие кругом дети хором произносят фразу: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». Постепенно слово за словом заменяются жестами (с каждым новым произнесением фразы одно слово заменяют жестом, пока все слова в фразе, кроме «а» и «если» не будут «произнесены» с помощью движений рук и головы).


Коммуникативные упражнения.


Выполняются в три этапа: 1) индивидуальные упражнения направлены на восстановление контакта с собственным телом, умение осознавать свое состояние, свое отношение к событиям, людям, к себе; 2) упражнения в парах способствуют расширению открытости по отношению к партнеру, способность чувствовать, понимать и принимать его; 3) групповые упражнения дают опыт совместной деятельности и навыки взаимодействия в коллективе.


«Маска»

Цель: эмоциональное развитие.

Дети передают по кругу какое-нибудь выражение лица. Сосед справа (слева) должен повторить его в точности и далее передать другое – свое выражение лица (смешное, страшное, комическое, угрожающее и т.д.)

Релаксация


Обучение навыкам расслабления может производиться как в начале занятия с целью настройки на восприятие материала, успокоения, концентрации внимания, так и в конце занятия с целью закрепления опыта, приобретенного на занятии.


Упражнение «Поза покоя»


Дети сидят на стульях в позе кучера. Воспитатель медленно и тихо произносит формулу общего покоя, делая длительные паузы.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!


Литература.

- А.Л. Сиротюк. Синдром дефицита внимания с гипреактивностью, М. 2003г.

- КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ. Под ред А.В. Семенович.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Упражнения по коррекции гипердинамического синдрома c дефицитом внимания

Автор: Апухтина Ирина Борисовна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства