Управление системой повышения квалификации педагогических работников ОГКОУ «Школа - интернат №91
Управление системой повышения квалификации педагогических работников ОГКОУ «Школа - интернат №91
Статья посвящена принципам процесса повышения квалификации педагогов коррекционного учреждения. Анализ проблемы исследования позволяет определить суть повышения квалификации как явление, которое базируется на получении теоретических знаний, практических умений, навыков и личностных характеристик, обеспечивающих сформированность профессиональных качеств, благодаря которым педагог сможет нестандартно и творчески осуществлять профессиональную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Управление системой повышения квалификации педагогических работников ОГКОУ «Школа - интернат №91»
Управление системой повышения квалификации педагогических работников ОГКОУ «Школа - интернат №91
Григорьева Дарья Викторовна
Магистрант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, педагог – психолог ОГКОУ «Школа-интернат № 91», г. Ульяновск, Россия
Аннотация: Статья посвящена принципам процесса повышения квалификации педагогов коррекционного учреждения. Анализ проблемы исследования позволяет определить суть повышения квалификации как явление, которое базируется на получении теоретических знаний, практических умений, навыков и личностных характеристик, обеспечивающих сформированность профессиональных качеств, благодаря которым педагог сможет нестандартно и творчески осуществлять профессиональную деятельность. Исследуя вопрос повышения квалификации педагогов, определили такие ее особенности, как: осведомленность педагогов об оценке повышения квалификации, овладение педагогами современными теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; практико-ориентированное содержание профессиональной подготовки; формирования в процессе подготовки методической грамотности педагогов; формирование мотивации к профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: повышение квалификации, квалификация, деятельность, педагог, оценка квалификации.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта актуальной проблемой системы повышения квалификации становится совершенствование профессиональных компетенций педагогов специального образования, способных работать в новых условиях. К новым условиям можно отнести: реализацию инклюзии; осуществление коррекционной помощи обучающимся , как и в школе так и на дому; организацию диагностических и консультационных пунктов для родителей детей с проблемами в развитии на базе коррекционного учреждения.
Говоря о системе управления квалификацией педагогических работников, необходимо в первую очередь определиться с понятием «оценка квалификации». Оценка квалификации педагогов строится на анализе показателей и критериев профессиональных компетенций педагогов, поэтому под оценкой квалификации педагога будем рассматривать оценку профессиональных компетенций педагога. Оценка профессиональных компетенций педагогов в образовательной организации должна основываться на принципах деятельностного подхода, критериальной ясности, дифференциации уровня профессиональной компетенции, сочетания экспертной оценки и самооценки, уважения к личности педагога.
Принцип деятельностного подхода предполагает разностороннюю оценку профессиональных компетенций педагога о том, «как?» конкретный педагог проявляет трудовые действия в контексте решаемой профессиональной задачи и «в какой степени?» результаты этих трудовых действий отвечают требованиям образовательной организации и работодателя.
Принцип критериальной ясности предполагает четкое определение содержания и предмета оценивания. Критерии оценки профессиональных компетенций – это признаки, характеризующие степень проявления тех или иных трудовых действий и результативность их выполнения. Разработку критериев оценки профессиональных компетенций следует проводить на основании профессиональных стандартов и с учетом требований, предъявляемых спецификой образовательной организации к педагогам. Критерии оценки должны соответствовать целям организации, содержанию работы и удовлетворять стремление сотрудника к успеху. Критерии оценки профессиональных компетенций – это своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или не удовлетворять установленным (запланированным) требованиям.
Принцип дифференциации уровня профессиональной компетенции педагогов предполагает определение таких показателей и критериев оценки, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по трем уровням: репродуктивному, продуктивному и творческому и дать его оценку, например: «соответствует творческому уровню», «ниже требований репродуктивного уровня».
Принцип сочетания экспертной оценки и самооценки предусматривает осуществление оценки и самооценки проявления трудовых действий на основе разработанных критериев, обнаружение расхождений в результатах оценки, выявление профессиональных дефицитов, определение зоны развития для каждого педагога образовательной организации, а также разработка с их учетом индивидуальной программы профессионального развития.
Принцип уважения к личности педагога предполагает опору на сильные стороны профессиональных действий и недопустимость оскорбления педагога в ситуации обсуждения результатов оценки профессиональных компетенций и выявленных профессиональных дефицитов. Оценка профессиональных компетенций педагогических работников может осуществляться разными методами.
Методы опроса (анкетирование, интервью, беседа) проводятся с целью выработки методических рекомендаций педагогу в его профессиональном развитии. Особенностью методов опроса является то, что источником информации являются знания и личный опыт самонаблюдения педагогов; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации. При формировании банка вопросов необходимо придерживаться определенных правил. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, нешаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы профессиональных компетенций педагогов. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных, полученных на основе других методов сбора информации. Внутренний аудит в образовательной организации проводится с целью определения соответствия профессиональной деятельности педагогов заданным критериям и дает ценную информацию для понимания и анализа уровня профессиональных компетенций педагогических работников.
Самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ уровня профессиональных компетенций отдельного педагогического работника по сравнению с выбранным эталоном. Самооценка используется для определения сильных и слабых сторон профессиональной деятельности педагогического работника с точки зрения нормативных требований к демонстрации профессиональных компетенций.
Список используемой литературы
Малофеев ,А.А., Назарова, Н.М., Соловьева, И.Л. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. – Изд-во «Академия». – 2001.
Никитин, Э.М. Проблемы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: РИПКРО, 1995.
Симонов, В.А. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя./ Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. – М.: Изд-во «Международная педагогическая академия», 1995.
Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. – М.: ИД Касталь, 1993.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. – М.: педагогический центр «Эксперимент», 1993