kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическое пособие по курсу общей психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичка для педагогов психологов. Поможет начинающему психологу в достижении свое работы.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по курсу общей психологии»



КГУ Агротехнический колледж № 9

























с.Новоишимка 2018 год



Оглавление

Оглавление _______________________________________________________ 1

Тема занятия: Психология как наука __________________________________ 5

История психологии ______________________________________________________ 5

Основные этапы развития психологии ______________________________________ 6

Развитие психологии в России _____________________________________________ 7

Основные направления в психологии_______________________________________ 7

Определение психологии как науки ________________________________________ 8

Отрасли психологии ______________________________________________________ 9

Понятие о психике ________________________________________________________ 9

Структура психики человека _____________________________________________ 11

0сновные методы психологических исследований ___________________________ 14

Контрольные вопросы: __________________________________________________ 16

Тема занятия: Ощущение как психический процесс __________________________ 16

Понятие ощущения ______________________________________________________ 16

Физиологическая основа ощущений _______________________________________ 17

Условия возникновения ощущений _______________________________________ 18

Классификация ощущений _______________________________________________ 19

Основные свойства ощущений ____________________________________________ 21

Понятие о порогах чувствительности ______________________________________ 22

Понятие о сенсорной адаптации ___________________________________________ 22

Понятие о сенсорной депривации _________________________________________ 23

Понятие о репрезентативных системах ____________________________________ 24

Контрольные вопросы ___________________________________________________ 24










История психологии

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно

короткую историю. Она возникла много веков назад сначала как составная часть

философии. Слово ―психология‖ образовано из греческих слов ―psyche‖ (душа) и ―logos‖

(учение, наука). Но сам термин ―психология‖ появился впервые только в XVI в., и

относился к науке, которая занималась изучением, так называемых, душевных или

психических явлений. Таким образом, Психология – это наука о психике и психических

явлениях.

Еще в древней Греции (VI в. до н.э.) возникли первые попытки объяснить

психические явления. Первые греческие философы считали, что в каждом человеке есть

нечто (анима (латинск.) – ―дух‖, ―душа‖), позволяющее ему думать, чувствовать, желать,

принимать решения. Согласно представлениям Платона (427-347 гг. до н.э.) дух, или

душа, – это самостоятельная субстанция, она существует наравне с телом и независимо от

него и управляет всеми живыми и неживыми предметами. Демокрит (460–370 гг. до н.э.)

считал, что душа – это материальное вещество, оно состоит из атомов огня. Материализм

Демокрита носил наивный механистический характер.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384–322 гг. до

н.э.). Его трактат ―О душе‖ – первое психологическое сочинение, которое в течение

многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву

считается основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество.

Он выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению

к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа или ―психе‖, – это двигатель,

позволяющий живому существу реализовать себя.

Господствующая в средние века религия запрещала изучение человека. Под

влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на

все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа

является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной

жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Р. Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить поведение животных

и человека на основе механической модели. Именно он ввел понятие рефлекса. Р. Декарт

противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа – только мыслить.

Однако душа способна производить в теле движения. Его подход получил название

дуализм. Лишь в начале ХХ века понятие души сменилось сначала понятием ―разум‖, а

затем понятием ―сознание‖.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта,

предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного

начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и

тело определяются одними и теми же материальными причинами.

В начале ХIХ в. стали складываться новые подходы к психике, возникли

предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок

относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Внимание ученых было

привлечено к изучению мозга и его роли в психической деятельности.

Важное значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к

душевнобольным. Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно

лечить послужили началом сравнительных исследований психики в норме и патологии.

Таким образом, знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой

для создания научной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.

Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений –

психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а

также с внедрением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии

господствующим был метод интроспекции – самонаблюдения). В 1879 г. немецкий

психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию

экспериментальной психологии. Тогда началось систематическое изучение ощущений,

восприятия, скорости реакции, чувств. В школе Вундта было подготовлено первое

поколение профессиональных психологов. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев (1857-

1927) организовал подобную лабораторию в России.

Конец ХIХ – начало ХХ вв. характеризуется бурным ростом экспериментальной и

различных отраслей прикладной психологи. Разрабатываются экспериментальные методы

исследования памяти (Г. Эббингауз, 1850-1909). Первые тесты интеллекта были созданы

французским психологом А.Бине (1905).

Основные этапы развития психологии

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано

более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления

в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с

развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали

сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Наблюдение и

изучение того, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки,

реакции человека. Основной метод – эксперимент.

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности,

процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.

Развитие психологии в России

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов

(1829-1905). Его труды внесли неоценимый вклад в разработку материалистических основ

психологии. В 1863 г. выходит в свет его работа ―Рефлексы головного мозга‖, в которой

он рассматривает рефлекс как основной механизм психических явлений. ―Все

психические явления по сути своей – есть рефлексы‖.

Становление отечественной психологии связано с именами трех русских ученых-

физиологов: И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, заложивших физиологические

основы изучения психики.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных

методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были

направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его

работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической

деятельности.


Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову

(1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института

(1912).

Известными учеными, которые внесли огромный вклад в развитие современной

отечественной школы психологии, были Л.С. Выготский (культурно-историческая

концепция развития), А.Р.Лурия (учение о высших психических функциях),

А.Н.Леонтьев (психология деятельности), Д. Н.Узнадзе (психология установки).

В 1936 г постановлением ЦК ВКП(б) ―О педологических извращениях в системе

Наркомпроса‖ был наложен запрет на дальнейшее развитие отечественной психологии.

Психология и психодиагностика надолго исчезли из университетов и лабораторий (до

конца 50-х годов).

С конца 60-х г.г. 20 века психология и психотерапия стали возрождаться в нашей

стране. Труды отечественных ученых – Б.Г.Ананьева, А.А.Леонтьева, В.М.Мясищева,

Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн и многих других стали широко известны как в нашей

стране, так и за рубежом. В настоящее время огромное значение имеют прикладные

аспекты психогических знаний, которые широко используются в различных областях

человеческой деятельности.

Основные направления в психологии

На сегодняшний день, в психологии существует три основных направления:

психодинамическое, поведенческое и экзистенциально-гуманистическое.

В рамках динамического направлении наибольшую известность приобрел

психоанализ, основоположником которого является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Теория

личности Фрейда базируется на идее доминирования бессознательного в психике

человека. З. Фрейд считал, что именно бессознательные психические процессы,

инстинкты регулируют поведение человека. В дальнейшем, ученики Фрейда, которые не в

полной мере разделяли его точку зрения, сформировали свои собственные направления

(индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К.Г.Юнга и т.д.).

Одна из широко известных школ поведенческого направления – бихевиоризм.

Кредо бихевиоризма: изучение поведения, а не сознания. Это направление возникло в

американской психологии, но в своей сути проистекало из учения И.П. Павлова об

условных рефлексах. Основная идея бихевиоризма заключалась в утверждении

значимости поведения и полном отрицании сознания. Теоретическим лидером данного

направления стал Джон Уотсон, стремившийся превратить психологию в науку,

способную контролировать и предсказывать поведение. С точки зрения Дж. Уотсона,

поведение – это система реакций, а внешнее окружение рассматривалось как ключевой

фактор человеческого поведения. Именно окружающая среда, а не внутренние

психические явления, формирует человека. Со слов Б. Скинера, одного из авторов этой

концепции: ―Создайте идеальный социум, и вы получите идеального человека‖. Основная

формула бихевиоризма описывает поведение человека как совокупность реакций в ответ

на стимулы внешней среды (S R). Представителями данного направления также являлись

Э. Торндайк, Дж. Вольпе, А.Бандура, А. Эллис, А. Бек.

Экзистенциально-гуманистическое направление.

Основные идеи гуманистической психологии заключаются в стремлении зрелой личности к

Само актуализации и свободе выбора. Сторонники гуманистической психологии в

противовес учению Фрейда утверждали, что люди – в высшей степени сознательные и

разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В

отличие от бихевиористов, гуманистические психологи рассматривают людей как

активных творцов собственной жизни, которые способны сами определять свою судьбу.

Самоопределение является существенной частью природы человека. Концепция роста К.

Роджерса предполагает, что люди стремятся реализовать свои внутренние возможности и

личностный потенциал. А. Маслоу считал, что высшими потребностями человека

являются потребности в саморазвитии и самоактуализации. К данному направлению

относится также школа гештальт-психологии. Гештальт-психология (от нем. Gestalt—

образ, форма)— направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой

трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных

структур Главные представители — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Кѐлер, К.

Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К.Левин и его школа,

распространившие принцип системности.

Определение психологии как науки

Психология – это наука о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психической деятельности человека и животных.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность

процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются

действия человека, как развивается психическая деятельность, и формируются психические свойства человека.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Рассмотрим место психологии в системе наук.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное

положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой и

социальными – с третьей стороны. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда

остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других

аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) -

решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как

отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же

выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний,

включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. На базе основных

понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека

изучается следующими отраслями психологии:

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов,

деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую

совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах

(действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы

конкретных видов человеческой деятельности:

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой

деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия

человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования,

создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности

врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы воздействия и

коррекции.

Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при

различных формах мозговой патологии.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения

участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические

требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования

личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации,

хотя сохраняется общий предмет исследования – закономерности и механизмы психики

человека и животных.

Понятие о психике

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

Из определения следует, во-первых, что психика — это свойство только живой

материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать

объективный мир. Психическое отражение не является зеркальным, механически

пассивным копированием мира (как зеркало, фотография, или след на песке). Психическое

отражение – это активное отражение мира. При психическом отражении поступающая

информация подвергается специфической обработке, и на ее основе создается

психический, т. е. субъективный по своей природе и идеалистический (нематериальный)

по своей сути образ, который с определенной мерой точности является копией

материальных объектов реального мира. Психическое отражение – это всегда

субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит

всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психические процессы являются результатом нейрофизиологической деятельности

мозга. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как

события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим

процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это

системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы

мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически

сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную

деятельность.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

 оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем

правильность отражения подтверждается практикой;

 сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

 психическое отражение углубляется и совершенствуется;

 оно обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

 оно преломляется через индивидуальность человека;

 носит опережающий характер.

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой

для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения.

Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на

изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Элементарная способность реагировать на воздействие внешней среды

наблюдается уже у простейших форм живой материи, что отличает живую материю от

неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении

вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем

более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий

среды обитания.

Сочетание внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов

Более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с

раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы

получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды,

но и на биологически нейтральные. Чувствительность характеризует общую способность

к ощущениям.

Само по себе появление у животных чувствительности, или способности к

ощущениям, может рассматриваться; не только как зарождение психики, но и как

появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное

отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов,

связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организмам на воздействия

внешней среды.

Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня

психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие

поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь

изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше

уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных

(Homo sapiens – человек разумный). Хотя видовые биолого-морфологические особенности

человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека

происходило в процессе трудовой деятельности. Материальная, духовная культура

человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития

человечества.

Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, и пр.),

человеческая психика формируются у человека только в процессе жизни, трудовой

деятельности и усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы

своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические

функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы

памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление),

опосредованные применением вспомогательных средств – речевых знаков,– созданных в

процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует

сознание человека.

Сознание — высший уровень психического отражения и

регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому

существу.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три

крупные группы психических явлений (рис.1), а именно:

 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Психические процессы – динамическое отражение действительности в

различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало,

развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как

внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от

внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на:

 познавательные (когнитивные) – к ним относятся ощущения и

восприятия, внимание, представления и память, мышление и воображение;

 эмоциональные – чувства, переживания;

 волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную

регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют

единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и

осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних

воздействий и состояний личности.

Психическое состояние – это относительно устойчивый уровень психической

деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При

одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и

продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под

влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных

воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

 общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне

активной сосредоточенности или рассеянности,

 эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное,

печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об

особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются

свойства индивида.

Психические свойствам человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности

и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и

закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и

практической деятельности.

Свойства человека многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с

группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит,

можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и

эмоциональной деятельности человека. Например: интеллектуальные свойства –

наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость;

эмоциональные – чуткость, нежность, страстность и т. п.


Психические свойства не просто существуют вместе, они синтезируются и

образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

 темперамент (систему природных свойств личности – подвижность,

уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую

динамическую сторону поведения);

 способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств,

определяющую творческие возможности личности);

 характер (систему отношений личности и устойчивых стереотипов поведения).

 жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,

идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

Психические явления Психические процессы Психические состояния Психические свойства

Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Эмоции Воля Настроение Чувства

Стресс Темперамент Способности Характер Направленность

Рис. 1. Структура психики


0сновные методы психологических исследований

В психологии, как и в любой другой науке, существуют свои методы (рис.2). На

протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели

от степени совершенства применяемых методов исследования. Все они могут быть

разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение

(самонаблюдение), беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд

модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – в психологии является одним из самых старых методов и на первый

взгляд наиболее простых. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями –

пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Он основывается на

планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных

жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны

наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание

наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.

Рис.2 Методы медицинской психологии

МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Субъективные Объективные Наблюдение

 самонаблюдение внешнее свободное включенное

Эксперимент лабораторный естественный

Беседа

 интервью

 анкетирование

Тесты

 стандартизованные

 проективные

Моделирование

 техническое

 математическое

 кибернетическое

 логическое

15

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение),

лонгитюдное (длительное, иногда в течение ряда лет); достаточно широко применяется

метод включенного наблюдения (когда психолог сам является непосредственным

участником событий).

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Самонаблюдение

(интерспекция) или наблюдение за своими переживаниями, является одним из

специфических методов, применяемых только в психологии. При самонаблюдении очень

трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет

субъективную окраску. Самонаблюдение бывает непосредственное и отсроченное (в

воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал,

переживал). Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное,

устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых

объективируются свойственные ему психологические явления. Существует ряд

требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Наибольший результат

приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым

человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме

конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Виды бесед: сбор анамнеза,

интервью. Анамнез – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или –

при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью (опрос) – вид беседы,

при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно

заранее приготовленные) вопросы.

Есть несколько вариантов проведения интервью (опроса). Устный, как правило,

применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и

поведением испытуемого.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно

небольшое время. В случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме,

имеет место анкетирование.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент.

Существует два варианта экспериментов – лабораторный и естественный. Лабораторный

эксперимент предполагает создание искусственных условий, а естественный эксперимент

дает возможность экспериментатору наблюдать испытуемых в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная

аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что

проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что

позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности развития

психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, по результатам которого определяются наличии и уровень

Развития определенных психических качеств человека.

Тест

кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, От других методов тесты

отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также

психологической интерпретацией полученных результатов. Принято выделять несколько

вариантов

тестов:

стандартизованные

(тесты-опросники,

тесты-задания)

и проективные тесты. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых

на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о

наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Тест-

задание предполагает получение информации о психологических характеристиках

человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к

этой категории. Проективные тесты – данная категория тестов не использует

самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем

выполняемых испытуемым заданий.

16

Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть

научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические

характеристики.

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к

моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как

мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении

задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные

программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по

аналогии с работой компьютера.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные этапы развития психологии?

2. Дайте определение психологии, как науки.

3. Расскажите об основных отраслях психологии.

4. Сформулируйте определение психики.

5. Какова структура психики?

6. Расскажите об основных методах, используемых в психологии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методическое пособие по курсу общей психологии

Автор: Вегнер Руслана Геннадьевна

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505750

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства