Цикл занятий по профилактике агрессивного поведения детей с ОВЗ
Цикл занятий по профилактике агрессивного поведения детей с ОВЗ
Целью данных занятий является развитие навыков самоконтроля, навыков конструктивного диалога; понимания состояний другого человека. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: карточки с изображением предметов, верёвка, камень, карточки с изображением человека в действии.
Ход:
1. Приветствие «Настроение».
Дыхательное упражнение «Повздыхаем».
Предлагаю детям изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: «Ох», «Ах», «Эх», «Ой-ой», «Ай-ай».
Разминка: упражнение «Ясно без слов».
Упражнение даёт возможность увидеть и почувствовать, что между мыслями, чувствами и поведением любого человека существует связь, что своим эмоциональным состоянием можно и нужно управлять, а также тренировать навыки невербального выражения себя. Тема «Предметы».
2. Основная часть.
Упражнение «Моргалки».
Дети работают в парах. Задача - пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая.
Упражнение «Зеркало».
Упражнение проводится в парах.
В паре один подросток становится ведущим, другой – его зеркальным отражением. Любое действие, выполняемое ведущим, «зеркало» должно повторить, глядя в глаза.
Упражнение «Все наоборот».
Упражнение проводится в парах. Участники получают карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Психолог оценивает число ошибок.
Вариант: предложить по очереди быть наблюдателем и вести подсчёт ошибок.
Упражнение «Запомни и назови».
Постарайся запомнить следующие пары слов: рыба-вода, сапог-нога, письмо-почта, стол-пирог, снег-зима, буквы - книга.
Упражнение «Камень и веревка».
Игроки и психолог размещаются на ковре или рассаживаются на стульях в круг.
Вопрос: Что у меня в руках?
Предложить каждому подержать камень в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на его твердость.
Психолог: Камень очень твердый. Сейчас мы все попробуем сжать сои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! А теперь вы сожмите свои кулаки. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки! Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь – посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка. И вы также расслабьте свои руки. А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку. Усложняем задание: попробуйте не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало каменным. Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку.
3.Рефлексия.
4. Ритуал прощания.
Занятие «Огонь – лед»
Цель: развитие навыков самоанализа, навыков конструктивного диалога;
понимания состояний другого человека. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Оборудование: картинки «Эмоции», карточки «Закончи предложение», бумажные заготовки для постройки дома, плакат с цитатой.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Упражнение «Здравствуй друг».
Дыхательное упражнение «Повздыхаем».
Предлагаю детям изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: «Ох», «Ах», «Эх», «Ой-ой», «Ай-ай».
Упражнение «Ясно без слов».
Для разогрева детей также проводится эта игра. Она проходит в той же последовательности, что и на предыдущем занятии. Темой являются «Чувства и эмоциональные состояния человека».
2. Основная часть.
Обсуждение цитаты Л.Н.Толстого «Если хочешь быть умным…»
Понятия:
- ты можешь узнать мнение другого, если задашь ему вопрос;
- если узнаешь мнение другого, то можешь сравнить его со своим;
- каждый может оставаться при своем мнении, или все могут прийти к единому мнению.
Упражнение «Строим дом».
Работа в парах. Из предложенных заготовок нужно построить дом. Главная задача - обсудить с другим участником «строительство»: задайте вопрос, выскажите своё мнение, постарайтесь найти общее решение.
Вопросы для обсуждения:
Что помогло построить дом?
Какой этап постройки был трудным?
Что понравилось больше всего?
Упражнение «Если, то …»
Участникам предлагается продолжить предложения:
Если меня сильно разозлить, то я могу…
Если меня кто-нибудь раздражает, то я могу…
Если меня кто-нибудь ударит, то я могу…
Если на меня кто-нибудь будет кричать, то я могу…
Если кто-нибудь будет шутить надо мной, то я могу…
Оцените и проанализируйте, те предложения, в которых выражено ваше агрессивное поведение.
Упражнение «Огонь-лёд».
Упражнение направлено на снятие мышечных зажимов.
Оно включает в себя попеременное напряжение и расслабление своего тела. Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде психолога «Огонь» участники начинают интенсивные движения телом. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой достигла их команда. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
3. Рефлексия.
Упражнение «Карусель» (развитие навыков выражения своего мнения).
Дети становятся в круг, положив руки на плечи либо на пояс соседей. Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто-нибудь не скажет «Стоп!». Этот игрок произносит несколько положительных фраз о прошедшем занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы или отдельных участников, свой собственный успех. Затем группа меняет свое направление: идет налево, пока кто-нибудь опять не скажет «Стоп!» и не выскажет свои положительные суждения о группе.
4. Ритуал прощания.
Занятие «Рисуем цифрами»
Цель: формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия.
Предлагаю детям изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: «Ох», «Ах», «Эх», «Ой-ой», «Ай-ай».
Упражнение «Ясно без слов».
Тема :«Профессии».
2. Основная часть.
Упражнение «Моргалки».
Дети работают в парах. Задача - пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая.
Упражнение «Камушек в ботинке».
- Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Когда мы сердимся, чем–то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
- Давайте договоримся: если у кого-то из вас есть « камушек в ботинке , то нужно о нём рассказать. Мы все сразу поймем, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое – то неудовольствие, обиду на кого-нибудь, чего–то такое, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите. Например, «у меня камушек в ботинке; мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Вместе находим способ, как можно избавиться от «камешка».
Упражнение «Крестики – нолики».
Работа в парах: договоритесь, кто из вас будет рисовать крестики, а кто нолики. Крестик будет обозначать злость, обиду .Его нужно быстро заключить в кружочек, обвести забором. Чем больше крестиков обведем, тем лучше будет настроение.
Упражнение «Бумажный ком».
Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.
Упражнение «Коллаж из цифр».
Участникам предлагается на заготовленной основе сделать коллаж из цифр.
3. Рефлексия.
Упражнение «Оценочная лесенка».
Поставь восклицательный знак на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей.