kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговое занятие для педагогов «Как укрепить психологическое здоровье?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговые упражения помогают формировать умения и навыки сохранения и укрепления психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие для педагогов «Как укрепить психологическое здоровье?»»

Тренинговое занятие для педагогов

«Как укрепить психологическое здоровье?»

Цель: Формировать умения и навыки сохранения и укрепления психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической  саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

- Познакомить с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

- Способствовать определению своего отношения к профессии, вычленение проблемностив распределении психической энергии.

- Стимулировать анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

- Создать условия для анализа собственных источников негативных переживаний на работе, выявления ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.

- Активизировать приемы снятия напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, оказать психологическую поддержку.



Оборудование:

  • карточки с заданиями;

  • памятки для педагогов;

  • листы и ручки по количеству участников;

  • ноутбук, экран;

  • листочкибумагиразногоцветаимусорноеведро;

  • подсвечниксосвечей;

  • бланки «Обратная связь» (на каждого участника);

  • листочкисосхематичнымизображениемлестницы.



Ход занятия.

Психолог приветствует участников занятия,сообщает цель планируемой работы.

- Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Профессиональные нагрузки педагога достаточно велики. Имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппарат и т.д. Речь идет о психологических и организационных трудностях: быть все время «в форме, в определенном тонусе», невозможность выбора воспитанников и коллег, отсутствие возможности для эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

В связи с модернизацией системы дошкольного образования повышаются требования к личности педагога. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения. Все это приводит к тому, что проблема сохранения психологического благополучия педагога в образовательных учреждениях становится особенно острой. (Делается вывод об итогах  проведённого обследования коллектива) ….. Как видите, данная тема актуальна. Поэтому мы поговорим о том, как сохранить педагогу свое здоровье и творческое долголетие?

Но сначала я предлагаю вам активизировать положительные эмоции.

1.     Упражнение «10 секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

        Инструкция: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

 Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого - нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?    Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка).

По длине волос.

По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы? Как себя чувствуете?Готовы к работе?

I. Когнитивный компонент.

2. Презентация «Синдром профессионального выгорания педагогов».


II. Эмоциональный компонент.

3. Упражнение«Неожиданный гость»

Цель: выявление индивидуальных различий в способах эмоционального реагирования.

(Участники делают 2 круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу)

Ситуация  «неожиданный звонок в дверь»:

1. Подруга.

2. Свекровь.

3. Милиция.

4. Подруга сына.

5. Соседка.

6. Человек ошибся домом.

Вывод: Мы увидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее, по-разному реагируем на одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у кого-то раньше, у кого-то в  большей степени, у кого-то -  в меньшей.


III. Поведенческий компонент.

Педагог – психолог:

- На органическом (телесном) уровне необходимо снимать физическое напряжение, усталость, головную боль, укреплять иммунитет.  


4. Упражнение«Порой я балую себя»

Цель: познакомить с приемами снятия нервного напряжения, описанными МадэлинБеркли-Ален.

Инструкция: вспомните и составьте список 10 дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   Напишите, как вы балуете себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить ивысказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:

- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

Педагог – психолог:

-Предлагаю еще несколько упражнений для уменьшения (избавления) разного рода напряжения.

5. Упражнения «Учимся расслабляться»

Цель: снятие эмоционального напряжения, устранение мышечных зажимов.

  • «Маска удивления». Исходное положение – сидя. Медленно глубоко вдохните и одновременно поднимите брови так высоко, как только возможно. На пределе вдоха задержите на секунду дыхание и с выдохом опустите брови.

  • «Маска гнева». Медленно вдыхая, нахмурьте брови, как будто хотите соединить их, задержите на секунду дыхание и с выдохом расслабьтесь.


  • «Жмурки». Медленно выдыхая, мягко опустите веки, постепенно напрягая круговые мышцы глаз. Прикрыв глаза, зажмурьте их как можно сильнее, задержите на секунду дыхание и, свободно выдыхая, откройте глаза.

  • «Маска поцелуя». На вдохе постепенно с усилием сожмите губы до предела, на секунду задержите дыхание, а затем на выдохе расслабьте мышцы.

  • «Жвачка». Постепенно сжимайте и резко разжимайте зубы (так чтобы нижняя челюсть «отваливалась»), чередуя вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Это упражнение можно выполнять с жевательной резинкой.


  • «Маска недовольства». Со вдохом энергично, но не сразу сожмите губы, напрягите мышцы подбородка и опустите углы рта. На выдохе расслабьтесь.

  • «Маска смеха». Слегка прищурьте глаза. На вдохе чуть сожмите губы и поднимите уголки рта. Выдыхая, расслабьте мышцы лица.

Педагог – психолог:

- Кроме техник снятия напряжения полезно выполнять несложные упражнения, направленные на устранение негативных эмоций(эмоциональный уровень).
Прежде научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный сединами восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде, чем реагировать на слова или поступки близких, коллег, просто окружающих вас людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек? Что бы он сказал и сделал?»Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления.

6. Упражнения «Мусорное ведро»

Цель: избавление от отрицательных эмоций.

- При работе с детьми вы используете пособие «Уголок настроения». Существует еще одно интересное пособие –«Мусорное ведро», в которое дети выбрасывают все ненужные, отрицательные чувства и эмоции, мысли и переживания, от которых хотят избавиться. Попробуем на минутку стать детьми и выполнить это упражнение вместе (ставлю на середину зала ведро).

- Я приготовила для вас листочки бумаги разного цвета. Возьмите их и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Сверните их в комочки или, если хотите, разорвите на мелкие кусочки, и выбросите в это мусорное ведро все скопившиеся в вас чувства, которые вам неприятны, от которых вы хотите избавиться.

- Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее?

Педагог – психолог:

- На рациональном (смысловом) уровне профилактики синдрома эмоционального выгорания необходимо переосмыслить свое отношение к профессиональной деятельности, выработать позитивное отношение к собственным возможностям, повысить самооценку. Для этого используются положительные утверждения. Они способны повлиять на ис­ход дела, то же характерно и для любых даже подсознательных - негативных ус­тановок. Они проскальзывают в случай­ных замечаниях и высказываниях, отра­жающих беспомощность и безнадеж­ность. С целью преодоления негативных ус­тановокиспользуются техники позитивного мышления.


7. Упражнения «Мудрые мысли»

Цель: стимулирование позитивного мышления и поведения.

Педагоги делятся на 2 подгруппы и получают задание: переформулировать негативные мысли и суждения в позитивные.



Негативные мысли, неконструктивные суждения

Формулы позитивного мышления

Меня раздражают непослушные дети, непонимающие родители и коллеги. Я не могу справиться с этим чувством!

Хорошо, что не все непослушные и непонимающие! Мое раздражение – это проявление моей энергии, и я могу научиться ей управлять. Я смогу овладеть приемами эффективного общения с «трудными» детьми, родителями и коллегами.

Бесконечные стрессы – это ужасно!

Стрессы – это двигатели прогресса!

Начальники требуют от меня слишком много.

Руководители верят в мои силы и возможности.

Моя работа отнимает у меня слишком много сил.

Все дается нам по силам. Многие люди не имеют ни работы, ни столько силы, сколько есть у меня.



8. Упражнения «Позитивные пословицы и афоризмы»

Цель: стимулирование преодоления трудностей.

Психолог называет пословицу или афоризм и просит расшифровать ее смысл с точки зрения модели преодолевающего поведения.



Пословицы и афоризмы

Модели преодолевающего поведения

Под лежачий камень вода не течет

Немедленное активное действие

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Активное социальное взаимодействие

Дорогу осилит идущий

Уверенное поведение

Кто ищет, тот всегда найдет

Активный поиск выхода из ситуации

Стучитесь и вам откроется

Активное обращение к помощи других

Не ошибается тот, кто не работает

Преодоление неконструктивной критики

Будем бороться с трудностями по мере их наступления

Устранение преждевременных переживаний


9. Упражнение «Лестница»

Цель:осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

- Что мешает Вам находиться наверху?

Педагог – психолог:

- На поведенческом уровнепроисходит устранение стереотипов профессиональных действий, организация своей деятельности, саморегуляция своего психоэмоционального состояния.


10. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Цель:осознание участниками себя как субъекта жизненного пути и профессиональной деятельности.

Психолог предлагает участникам нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

 11.Упражнение «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

12. Упражнение «Мои достоинства»

Цель: осознание своего «Я», повышение самооценки.

- На большом листе бумаги составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки.
Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас значимо, а через какое-то время – к самым разным людям. Они вам помогут найти ваши достоинства. Все доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте в список.
Вот несколько примеров простых конструктивных утверждений:
– День ото дня я становлюсь опытнее, сильнее, энергичнее – как в интеллектуальном, так и физическом плане.
– Я становлюсь спокойнее и меньше переживаю из-за жизненных неурядиц.
– Я легче справляюсь со стрессом.

Педагог – психолог:      

- Итак, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, мыслить конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому росту и поиску новых альтернативных путей преодоления профессиональных проблем. Умение позитивно мыслить, владеть своим поведением – ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это – тот ресурс, который не позволит вам стать жертвой выгорания.

13. Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...».

14. Упражнение «Огонек». 

Цель: эмоциональное объединение, укрепление атмосферы единства, позитивное завершение тренинга.


Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра». Упражнение выполняется стоя в кругу. Для этого необходимо небольшой красивый подсвечник со свечей, помещающийся в руку. Зажигаем свечу, и передаем ее по кругу  со словами или пожеланиями добра стоящему рядом педагогу, который принимает свечу, благодарит за добрые слова, затем, передавая следующему, все повторяется, пока свеча добра не пройдет по всему кругу.


Педагог – психолог:     

- Наша встреча подошла к завершению. Мы попытались разобраться в проблеме сохранения и укрепления здоровья путем регуляции своего эмоционального мира. Я думаю, наше занятие было полезным. Согласны ли вы с этим?... Спасибо за активное участие!

 

Педагог – психолог предлагает участникам заполнить листы обратной связи.     

Завершение работы в группе.





                                   

         

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинговое занятие для педагогов «Как укрепить психологическое здоровье?»

Автор: Тинякова Светлана Александровна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 330153


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства