Тренинговое занятие ко Дню Ненасилия для учащихся 8-11 классов
Тренинговое занятие ко Дню Ненасилия для учащихся 8-11 классов
Тренинговое занятие ко Дню Ненасилия проводится с целью создания условий для формирования у учащихся представлений о способах сопротивления насилию и манипуляции, отработать навыки конструктивного взаимодействия, слаженной парной и групповой работы. Тренинг состоит из нескольких достаточно простых игр и упражнений, несложных в выполнении и интересных для учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие ко Дню Ненасилия для учащихся 8-11 классов »
Тренинговое занятие
для учащихся 8-11 классов ко Дню Ненасилия
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о способах сопротивления насилию и манипуляции; отработать навыки конструктивного взаимодействия, слаженной парной и групповой работы; воспитывать толерантность, эмпатию.
Материалы и оборудование: 2 маркера разных цветов, карточки: 2 со словом «длинный» и 2 со словом «короткий», листы А-4, фломастеры, фрукты (яблоки, мандарины), мел.
Условия проведения: просторный класс с классной доской.
Время проведения тренинга: 30 минут.
Ход занятия.
Игра «Передай маркер».
Цель: на практике увидеть, при каких условиях становится возможной манипуляция человеком.
Время проведения: 4 минуты.
Психолог предлагает учащимся разделиться на две команды и выстроиться в две шеренги друг против друга. Психолог говорит, что команды будут передавать маркеры от участника к участнику и победит та команда, в которой маркер быстрее окажется у последнего участника.
Психолог вручает маркеры первым участникам и дает старт эстафете. Однако он все время возвращает маркер к первому участнику то у одной команды, то у другой, заявляя при этом, что нарушены правила. Психолог в конце концов может дать победить какой-нибудь из команд, или это продолжается до тех пор, пока не возникнет возмущение у играющих.
Обсуждение:
- Что вы чувствуете?
- Что вас возмутило?
- Почему вы участвовали в этой игру, почему начали играть, не узнав правила?
- Как можно было избежать манипуляции?
- Почему в жизни каждому человеку нужно знать свои права?
Игра «Поезда».
Цель: отработка навыков конструктивного взаимодействия без привлечения силы и манипуляции.
Время проведения: 10 минут.
Два учащихся берут на себя роль диспетчеров на железнодорожных станциях «А» и «Б».
Им дается инструкция: Между вашими станциями три пути: два длинных, по ним поезда движутся только в одном направлении, и один короткий, по нему поезда движутся в обоих направлениях. Когда вы пускаете поезд по длинному пути, у вас есть гарантия, что поезд не разобьется, но вы зарабатываете только одно очко. Когда вы пускаете поезд по короткому, есть риск, что он разобьется, и вы потеряете два очка, но есть и шанс заработать два очка, если диспетчер другой станции не пустит поезд по короткому пути одновременно с вами. Ваша задача – получить максимальную прибыль. Когда вы начнете игру, у вас не будет возможности общаться.
Учащиеся выходят на середину класса, встают спиной друг к другу, но так, чтобы хорошо видеть доску, на которой будут записываться очки, заработанные каждым. Им даются две карточки: на одной написано «короткий», на другой – «длинный». По команду они показывают психологу либо одну, либо другую карточку. Заработанные ими очки записываются на доске. Проводится 4 раунда игры, затем подсчитываются очки.
Затем приглашается следующая пара учащихся, и игра повторяется. Игра может продолжаться до тех пор, пока одна из пар не найдет способ заработать наибольшее число очков, используя чередование карточек. Или психолог останавливает игру и подсказывает верное решение.
Обсуждение:
- Удовлетворены ли вы результатом?
- Почему не получилось?
- Почему получилось?
- Какова роль диалога в поиске сотрудничества?
- Какие выводы можно сделать, как можно более эффективно взаимодействовать друг с другом?
Игра «Рисуем вдвоем».
Цель: отработка навыков слаженной парной работы, конструктивного взаимодействия.
Время проведения: 5 минут.
Учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Каждой паре предлагается молча нарисовать картину, держа фломастер вдвоем.
Обсуждение:
- Удовлетворены ли вы своей работой?
- Что мешало, какие были трудности?
- Что помогало?
- Какие выводы можно сделать, как можно более эффективно взаимодействовать?
Упражнение «Все коровы летают».
Цель: обучение навыкам общения с манипуляторами, развенчание стереотипов.
Время проведения: 3 минуты.
Учащиеся сидят в кругу. Психолог говорит начало фразы и бросает мяч одному из учащихся. Учащийся ловит мяч и заканчивает фразу, возвращая мяч психологу. И так, пока мяч побывает у каждого учащегося. Игра должна идти в быстром темпе, важно говорить первое, что приходит на ум.
Обсуждение:
- Почему вы продолжили фразу именно так?
- Является ли то, что говорилось, фактом или нет?
- Как возникают стереотипы?
Упражнение «Узнай свой фрукт».
Цель: осознание значения различий между людьми и того, что они не должны препятствовать равенству.
Время проведения: 4 минуты.
Психолог просит каждого учащегося взять фрукт из пакета, внимательно осмотреть его и отметить цвет, форму, размер, бугорки, шероховатости и какие-либо другие характерные черты, отличающие его от других. Все фрукты собираются в коробку (мешочек), перемешиваются и выкладываются на стол. Затем учащихся просят отыскать свой фрукт.
Обсуждение:
- Как вы узнали свой фрукт?
- Одинаковы ли все фрукты по цвету, форме и размерам?
- Как вы думаете, влияют ли внешние различия на вкусовые качества фруктов?
- Какие выводы можно сделать из этого упражнения?
- Как связано это упражнение и различия в людях?
- Можно ли судить о человеке по его внешнему виду (цвету кожи, вероисповеданию и т.д.)?
Игра «Перетяни на свою сторону».
Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия, умения уступать.
Время проведения: 3 минуты.
На полу обозначается линия. Учащиеся встают в две шеренги – каждая команда на своей линии - друг напротив друга. Затем они соединяют вместе свои ладони, и каждый пытается сделать так, чтобы партнер сошел со своей линии.
Обсуждение:
- Что вы чувствовали? Удовлетворены ли вы результатом?