kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинги и занятия игровой направленности по психологической подготовке к ЕНТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

У ребят  наступил важнейший этап в жизни, когда после сдачи ЕНТ, определится их судьба.

Подготовка к ЕНТ – это всегда трудно, потому что ситуация экзамена сама по себе непростая, поэтому очень часто они испытывают волнение напряжение, тревогу, стресс.

Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы, которые помогут справиться с тревогой, стрессом, приобрести уверенность в себе.   Это тренинги,  игры, психотехнические упражнения, медитативные упражнения , практические упражнения на снятие психоэмоцинального напряжения. И этим занимаемся мы, школьные психологи.

Просмотр содержимого документа
«Тренинги и занятия игровой направленности по психологической подготовке к ЕНТ »

« Тренинги и занятия игровой направленности по психологической подготовке учащихся к ЕНТ»



У ребят наступил важнейший этап в жизни, когда после сдачи ЕНТ, определится их судьба.

Подготовка к ЕНТ – это всегда трудно, потому что ситуация экзамена сама по себе непростая, поэтому очень часто они испытывают волнение напряжение, тревогу, стресс.

Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы, которые помогут справиться с тревогой, стрессом, приобрести уверенность в себе. Это тренинги, игры, психотехнические упражнения, медитативные упражнения , практические упражнения на снятие психоэмоцинального напряжения. И этим занимаемся мы, школьные психологи.

Работа школьного психолога по подготовке к ЕНТ ведется с учащимися, учителями, родителями и делится на этапы:

Методический этап (создание банка необходимых материалов: диагностик, анкет, памяток, советов, рекомендаций, сбор коррекционных занятий и тренингов)

Диагностический этап ( методики: «Познавательной деятельности», «Тип темперамента», «Самооценка», «Сова или жаворонок», «Моральная устойчивость», «Мое самочувствие», «Стресс-тест», «Мои эмоции», «Умеете ли вы контролировать себя», «Выход из трудных жизненных ситуаций»)

Психопрофилактический этап (в кабинете оформлен стенд для выпускников под названием: «Не вешай нос выпускник – ЕНТ только миг!» здесь использую лекции, беседы, ознакомление с приемами релаксации, запоминания, внимания)

Консультационный этап ( знакомство выпускников с особенностями и процедурой ЕНТ, «Трудности при подготовке ЕНТ, мини-лекции «Как вести себя во время экзамена», «Как готовиться к ЕНТ», «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Как повысить самооценку», «Как справиться со стрессом», «Как управлять своими эмоциями»

Коррекционно-развивающий этап ( тренинги «Встреча с собой и другими: тревога и ответственность», Занятие с элементами тренинга «Психологическая подготовка к ЕНТ».

Упражнения на снятия усталости. Умения ориентироваться в стрессовой ситуации». Упражнения на развития памяти, внимания, мышления. Практические упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: релаксации, аутогенные тренировки, которые создают собственный психологический настрой, направленный на саморегуляцию внутреннего состояния

Вот некоторые техники, которые я использую с учащимися:

1. Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»

Цель: положительный настрой, повышение самооценки.

Обязательно после каждого упражнения проводить рефлексию. Трудно ли хвалить себя? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?

2. Упражнение «Найди свою звезду»

Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма, уверенности в себе.

3. Упражнение «Паутина»

Цель: уверенность в себе, групповое взаимодействие. Учащиеся в кругу кто говорит, первым берет клубок ниток, называет свое имя и о чем мечтает в ближайшем будущем, передает клубок дальше. После представления каждый отрезает, кусочек своей нитки и завязывает его на руке мысленно загадав то желание, которое озвучил.

4. Некоторые техники, которые я использую Техника «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии предлагает этот способ для снятия страха, стрессового состояния и перенесения из негативного будущего в настоящее.

Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох – и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох – и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

5. Упражнение «Колпак»

Цель: снятие напряжения, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации.

Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак» А теперь вы должны вместо слова «колпак» по голове слегка похлопать себя, а слова не произносить. Заменить слово «мой» показать на себя, треугольный «тре» выбросить 3 пальца вперед, «угольный» каждый выпячивает локоть.

Для того чтобы мозг работал в самом эффективном режиме, необходимо освоить ряд приемов и правил, которые помогут справиться с наименьшими усилиями подготовиться к ЕНТ и успешно его сдать. Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы.

Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, при вызываемых этой ситуацией эмоциях, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение.

6. Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: обучение приему нервно-мышечной релаксации.

Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем снимите напряжение с мышц (мгновенно расслабьтесь). Сосредоточьтесь на приятном чувстве расслабления после снятия напряжения. Повторите 3-5 раз.

Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а затем на 10 секунд расслабьтесь. Повторите 3-5 раз. Попытайтесь почувствовать приятные ощущения от расслабления.

Поднимите ноги сантиметров на 10 над полом, отгибая пальцы ног к себе (как вы это делали с пятками на полу). Теперь будет включена новая группа мышц — мышцы бедра. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Повторите 3-5 раз. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении, и вы испытаете приятные ощущения.

Обсуждение

Что получилось?

Что вызывало трудности?

Кому из вас это упражнение подошло?

Психотехнические упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. В эту программу входят такие направления, как: аутотренинг, медитация, релаксация.

7. Упражнение Аутотренинг ( методика самовнушения и расслабления мышц)

Цель: расслабление мышц, управление дыханием

Устройтесь удобней, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали. Вдох задержите дыхание, во время вдоха тихая медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения. Выдох

Мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются.

Ваше сознание, как мягкое облачко над лучезарным морем. Море красиво, волны катятся, бьются о берег. Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн. Белая чайка на небе спокойно кружит. Пахнет свежестью и морем.

Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Медленно про себя повторяйте: Я могу отвлекаться от тревожных мыслей. Энергия восстанавливается. Мне становиться все лучше и лучше. Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым. Я бодр и творчески настроен. Я отдохнул. Я уверен в своих силах. Я считаю до трех. Три сонливость проходит, два я подтягиваюсь, один – я бодр и полон сил. Открываем глаза.

Что почувствовали?

8. Упражнение «Снежинки»

Цель: снятие усталости и напряжения после занятий.

Класс делиться на две равные части, а группа делиться на две команды, рассчитавшись на первый – второй. Газетные листы надо скомкать в «снежинки». По сигналу команды бросают на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп!» окажется меньше снежков.

9. Упражнение «Гимнастика мозга»

Цель: дает высокую умственную энергию.

В обе руки взять ручки и одновременно нарисовать два круга, два квадрата, написать свое имя, нарисовать дом.

10. Упражнение «Открытки» (метод«Символдрама»).

Цель: осознание позитивных моментов сдачи ЕНТ.

Учащимся предлагается лист бумаги, клей, фломастеры и смайлики с разным выражением лица. Первая группа выполняет из предложенного им материала мини-коллаж «Наше настроение до ЕНТ». Вторая группа – мини-коллаж «Наше настроение после ЕНТ».

Для этого учащиеся выбирают себе по смайлику с соответствующим выражением лица, пишут на нем свое имя и передают смайлики по часовой стрелке до тех пор, пока к ним не вернется их смайлик. Тот, кто получил смайлик, пишет на нем одно прилагательное, которое определяет настроение данного человека в тот или иной момент (до или после сдачи ЕНТ).

Защита работ каждой группой.

Успех при подготовке к ЕНТ зависит также и от родителей. Роль семьи оказывает большое значение в формировании поддержки и развитии познавательных интересов выпускника. Поэтому работа с родителями становится важнейшим компонентом при подготовке к ЕНТ.

И важными аспектами деятельности психолога становятся психолога – педагогическое просвещение родителей.

Для этого:

1. Консультировать родителей по результатам диагностик.

2. Проводить индивидуальные и групповые беседы, консультации по проблемам возрастных особенностей и задачам периода подготовки к ЕНТ.

Например, перед тем как предложить родителям рекомендации, можно провести исследование, предлагая им заполнить диаграмму «Родитель и ребенок - выпускник», где они должны записать синей пастой свои рекомендации, которые они обеспечивают своему сыну (дочери) при подготовке к ЕНТ. Затем психолог знакомит с необходимыми рекомендациями. Изучив их, родители дописывают в данную диаграмму еще недостающие дополнительные рекомендации , но уже красной пастой, для того чтобы зрительно запомнить новые рекомендации.

3. Творческая работа. В кабинете оформлен стенд для родителей под название «Мы в Вас верим!», родители вырезают из цветной бумаги сердечки, цветы, бабочки на которых пишут свои пожелания, поддержку для своих детей.

Работа с педагогами.

 Прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ и начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки ещё не полностью потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьнику, что ЕНТ – это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадёжности. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала необходимо освоить эти упражнения самим педагогам, а затем позаниматься с учащимися. Необходимо включать эти упражнения в структуру урока использовать их для настроя класса перед работой. 
Формулы: 
1.Короткий вдох + длительный выдох + пауза = успокоение. 
2.Длительный вдох + короткая пауза + резкий выдох = активизация деятельности 

В конце наших занятий мы с учащимися поем песенку кота Леопольда «Все на свете сможешь ты!»







3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тренинги и занятия игровой направленности по психологической подготовке к ЕНТ

Автор: Акуленко Татьяна Борисовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134467

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства