Просмотр содержимого документа
«Тренинг по формированию психологического здоровья среди уч-ся старших классов «Я выбираю жизнь» »
Тренинг по формированию психологического здоровья среди уч-ся старших классов «Я выбираю жизнь»
Цель: - формирование здорового образа жизни .
- помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить
им состояние оптимального здоровья в будущем.
Задача: -Помочь подросткам учиться жизни
- Побудить подростков поделиться своим мнением;
- Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;
- Обобщать и комментировать высказывания подростков;
- Пробовать вести групповую дискуссию;
- Уважать мнение другого;
Форма: групповая работа.
Оборудование:карандаши, листы А3, фломастеры, карточки с заданиями, бейджи.
Оформление:правила работы в группе, высказывания о здоровье, музыкальное оформление.
Участники:учащиеся старшего звена школы.
Ход занятия:
Эпиграф занятия
Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как жить. (Ф. Ницше)
«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»
Цель: Развивать позитивное самовосприятие.
Содействовать сплочению группы.
2. Принятие групповых правил:
«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.
«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.
«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».
«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.
«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы «Ты не прав», а с фразы «Я не понимаю» или «Может, есть другой вариант...»
1. Создай свою визитку. Участникам предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы они хотели, чтобы их называли на занятиях другие), а также все то, что поможет им лучше раскрыть свой образ. 2. Жизненный девиз. Ребята должны представить свой жизненный девиз, свой главный принцип жизни. Важно отметить оптимистичные и пессимистичные девизы. 3. Анализ сказки (Д. Соколов «Сказка о милостивой судьбе») Цвели рядышком два деревца — молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе. – Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные!.. – Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке... И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже — спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них — то, что было когда-то первым деревцем, — расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе. Они достигли своих целей, а вы достигнете своих. Вопросы для обсуждения:
Можно ли изменить судьбу?
Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение.)
Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть.)
Как хотело изменить судьбу второе дерево?
Достигли ли деревья своих целей?
Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?
Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?
Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир?
Для чего живете вы?
4. Упражнение «Золотая рыбка» Ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?» 5. Учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?» 6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»
Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к слову «жизнь».
Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «жизнь». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения. Обсудить и сделать общий вывод.
7.Беседа «О причинах самоубийства» Вопросы для беседы: Почему и ради чего человек лишает себя жизни? (Желая облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться …) Какими могут быть причины ухода из жизни? Какие люди делают попытки покончить с собой? (Творческие, слабые, наркоманы, одинокие, больные.) Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (Проводится голосование.) Педагог должен подвести ребят к выводу, что человек проявляет слабость духа, поскольку не может найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысла жизни, и тем самым поступает эгоистично и т.д. Педагог. Человек думает об уходе из жизни, когда не видит смысла в своем дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть — трудно. Жизнь требует мужества! Мы пришли к выводу, что альтернатива ухода из жизни — мужество бытия, мужество быть. 8.«Мужество быть» На листочках бумаги ребятам предлагается цветными мелками отразить ощущения от фразы «Мужество быть», возникающие в их сознании.
«Я готов к испытаниям» Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в самую страшную грозу идет дождь и питает все живое.(К.Черный) 9. Притча о буре Когда-то один дворянин протянул струну от одной башни своего замка до другой, чтобы ветер превратил ее в арфу. Нежный ветерок играл вокруг замка, но музыка не рождалась. И вот однажды ночью разразилась буря. Замок содрогался, но та струна наполнила воздух чудесными звуками. Нужна была буря, чтобы вызвать музыку! Вопросы для обсуждения:
Какую роль сыграла буря в этой притче?
Какие ассоциации возникают у вас при слове «буря»? (Конфликт, развод, ссора, болезнь, смерть, предательство…)
Приведите подобные примеры из жизни или из художественных произведений, поговорки, пословицы. (Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет худа без добра. Что ни делается — все к лучшему.)
Педагог показывает, как решается проблема безвыходности, трудного положения в народном творчестве, в художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное — то, как человек к ним относится.
10.Игра «Мяч» 1-й вариант. Ребята стоят в кругу, ведущий — в центре — бросает мяч и формулирует ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч ведущему. 2-й вариант. Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы. Примеры ситуаций:
получил двойку;
поскользнулся и упал в людном месте;
хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);
конфликтует с учителем;
дали кличку;
потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.
Педагог должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.
Сказка о каретном мастере Когда старик расчищал землю под пашню, то оставил несколько дубов посередине поля. Именно из таких деревьев делал он колеса для экипажа. Оставленные наедине с ветром, они вырастали прочными, способными выдержать любые нагрузки. Приветствуйте самые трудные испытания, потому что именно с ними приходят самые благоприятные возможности. Подобно старым дубам, вы становитесь сильными тогда, когда вступаете в схватку с неприятностями. Как в этом мире дышится легко, Скажите мне, кто жизнью не доволен, Скажите, кто вздыхает глубоко, Я каждого счастливым сделать волен. Пусть он придет! Я должен рассказать, Я должен рассказать опять и снова, Как сладко жить… (Н.Гумилев) Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. (Ф.Тютчев)