Тренинг для пед. работников №3.Оптимизация профессионального здоровья педагогов.
Тренинг для пед. работников №3.Оптимизация профессионального здоровья педагогов.
Цель психологическая: определить симптомы и причины эмоционального сгорания учителя и возможность предотвращения или снятия эмоционального сгорания. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального сгорания.
Цель практическая: освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения, осознание собственной позиции в общении.
Цель диагностическая: измерение уровня профессионального сгорания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Регламент работы: 1. информационная часть - 1 час 20 мин.
перерыв – 20 минут
2. практическая часть - 1 час 20 мин.
Цель психологическая:определить симптомы и причины эмоционального сгорания учителя и возможность предотвращения или снятия эмоционального сгорания. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального сгорания.
Цель практическая:освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения, осознание собственной позиции в общении.
Цель диагностическая: измерение уровня профессионального сгорания.
Правила проведения тренинга:
отключение звукового сигнала мобильного телефона
активное участие в предлагаемых заданиях и упражнениях.
выступление по одному (не перебивать)
«здесь и сейчас»
конфиденциальность
соблюдение расписания занятия. (3 мин.)
1. Ритуал приветствия. (3 мин.)
Встать в круг, возьмитесь за руки, друзья! Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
Владей собой среди толпы смятенной…»(делаем упражнение 3 раза.)
Инструкция по проведению приёма
Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходиться по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Проговариваем «Формулу любви к себе».
«Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться. Самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
3. Информативная (лекционная) часть: «Причины и психопрофилактика эмоционального и профессионального сгорания». (15 мин)
(текст лекции)
4. Дискуссия: «Способны ли мы вести здоровый образ жизни?» (30 мин.)
Проблема - нужно ли в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а затем преступать к взаимодействию с детьми. 5. АТ – «Поза кучера на дрожках». (20 мин.)
Мудры – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.
А) «Мудра Земли». Эта мудра, улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.
Инструкция по выполнению:
Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите.
Б) «Лестница небесного храма» она снимает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски.
Инструкция по выполнению
Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы на мизинцы. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь! И несколько минут медитируйте.
Перерыв 20 минут.
6. Практическая часть занятия.
Игровые упражнения для оптимизации общения учителя с учащимися.
Упражнение «Мышечная броня».(15 мин)
Прошу двух человек для демонстрации педагогической ситуации. И так: Вы только что закончили урок, собрали тетради, положили их аккуратной стопкой на столе в своем кабинете. К вам подходит один из учащихся и начинает объяснять, почему он забыл тетрадь дома. Вы снова «надеваете» роль учителя, строго сдвигаете брови и …
Остановитесь! Урок закончился, ситуация принципиально изменилась. На уроке вы занимались обучением, а сейчас начинается общение. Вам необходимо сменить позицию: из позиции «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция – более мягкая и эмоционально насыщенная, нежели первая. Поэтому для её реализации необходимо «освободить» собственные эмоции.
Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. При реализации доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением.
Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди. Предлагаю для этого простое упражнение.
Дыхание
Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя схватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь начинайте беседу со школьником!
Постарайтесь выяснить, по какой причине он забыл тетрадь, не будьте излишне строги и директивны, ваша жестокость вызовет в подростке или старшекласснике либо страх (а значит, стремление вывернуться, солгать), либо протест (грубость, агрессию). Поинтересуйтесь, что происходит в семье учащегося, что ему помешало взять с собой тетрадь в школу. Проявите доверие к словам своего воспитанника, подбодрите его участием. Направьте собственную активность не на властное доминирование, а на установление психологического контакта в ходе диалога.
Тест «Опросник MBI». (20 мин.)
Где измеряется профессиональное сгорание согласно трехмерной модели данного синдрома.
Подписать и сдать.
Инструкция по выполнению:
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий «человек-человек» рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагаются 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя, таким образом, относительно вашей работы. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 - никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
(утверждения на проективной доске)
0
1
2
3
4
5
6
никогда
Очень
редко
редко
иногда
часто
Очень
часто
всегда
Ключ
Субшкала
Номера утверждений
Эмоциональное истощение
1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
Деперсонализация
5, 10, 11, 15, 22.
Редукция личных достижений
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Оценка результатов (5 мин)
- Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон, равнодушие или эмоциональное пресыщение (основа, составляющая часть эмоционального «сгорания»)
- Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Это может быть повышение зависимости от других или повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к учащимся и коллегам.
- Редукция личных достижений – тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей.
7. Упражнение « Второй план» (15 мин)
В общении с коллегой по работе старайтесь сформировать для себя «второй план» беседы: как ваш собеседник воспринимает вас, что он думает о вас, что он говорит и что он не говорит, что он чувствует. Стройте беседу с учителем так, чтобы представленный вами «второй план» был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствии своих слов.
Упражнение развивает способность к осознанию своей собственной позиции в общении. (Диалог) Например: «проблема – Как позитивно объяснить коллеге (классному руководителю), что у успевающего ученика в четверти будет более низкая оценка, чем он ожидал».
8. Рефлексия занятия (10 мин.)
А сейчас прошу вас сказать какое у вас настроение и что в данном занятии вам больше всего понравилось. Проводим опрос по часовой стрелке.
9. Ритуал прощания. (3 мин.)
Всем встать в круг взяться за руки. Приветливо посмотреть друг на друга пожелания добра и попрощаться.
Лекция: «Причины и психопрофилактика эмоционального и профессионального сгорания».
Всё о чем я сейчас буду вам говорить направлено на то, чтоб каждый осознал важность своей профессиональной миссии.
В рамках темы профилактики эмоционального перенапряжения и возможных эмоциональных срывов (т.е. стрессов) вам был предложен экспресс – приём снятия эмоционального напряжения. «Владей собой среди толпы смятенной».
Н.А. Аминов (статья в газете «Школьный психолог», 2001, №18), проведя исследование, пишет, о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы эмоционально сгорают все (!) учителя, и даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами, что характеризуется несдержанностью, грубостью, неуверенностью, тревожностью.
Общеизвестен факт влиянияпедагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности и др. В частности, формирование отрицательного влияния педагогов (по Р.В. Скворцовой) связанно со следующими параметрами: недостаток или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимание их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей; низкая эффективность, повышенная трудность педагогической работы; психоэмоциональные перегрузки, испытываемые в работе, профессиональная усталость, а отсюда эмоциональное отчуждение и агрессия. Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны. Но, увы, тесно они взаимосвязаны и с эмоциональным состоянием детей, которые определяет их когнитивно – поведенческое состояние, т.е. чему научиться сотня ребятишек за день зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Определенные сочетания качеств, свойств личности прямо или косвенно способствуют развитию тревожности у детей. Выявлены следующие факторы такого влияния, приводящие даже к социально-педагогической запущенности (по Р.В. Овчаровой).
Факторы:
– Фактор личностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, который ведет к снижению социальной активности ребёнка и затрудняет формирование его субъективности.
– Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов (и, как следствие, преобладание в их работе словесных форм обучения и воспитания), входящий в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, негативно отражающийся на результатах учебной деятельности.
– Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неадекватной самооценки, который означает, что они неосознанно провоцируют ответные реакции детей.
– Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному, несбалансированному и незащищённому ребёнку, который разрушает личностно – эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребёнка.
– Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа «я» педагога, показывающий, что воспитатели и учителя слабо разбираются в себе и своих собственных проблемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в состоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.
На возникновение и развитие социально-педагогической запущенности детей могут влиять такие личностные особенности педагогов, как повышенная изменчивость настроения, утомляемость, раздражительность, нерешительность и тревожная мнительность. Сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сенситивности, открытости, стремления привлечь внимание детей. Вывод один: чтобы не оказывать пагубного влияния на детей нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя.
Профилактика.
Опорой в жизни являются:
Позитивное отношение к жизни.
(Психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измен её, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним.)
Разумный образ жизни.
(Психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.)
Умение без ущерба для здоровья пережить неудачу.
(Психологическое правило: жизнь ритмична: спады чередуются с подъемами.)
Советы по снятию эмоционального напряжения или стрессового состояния.
Выведение стресса по модельным каналам: мышечная разрядка отрицательных эмоций (много ходить пешком, выполнять мышечно – волевые физические упражнения).
Например: средство от нервно – психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
– В течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцую), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая.
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью.
Что это за 1 час. Это время реакции (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживания и попыток быстро придумать, как исправить положение).
К уже известным экспресс - приёмам (дыхание по йоге, упражнения на расслабления, улыбка) добавим ещё мудры – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.
Вариант для учителей и преподавателей.
Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на
работу.
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и
использую это в интересах дела.
Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
Я чувствую угнетенность и апатию.
Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.
В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к тем, с кем работаю.
Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня или
манипулируют мною, они скорее утомляют, чем радуют меня.
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
Я испытываю все больше жизненных разочарований.
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и
сотрудничества при общении с моими учениками и коллегами.
Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
Я многое успеваю сделать.
Я чувствую себя на пределе возможностей.
Я многого смогу ещё достичь в своей жизни.
Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.