Цель: Формирование толерантности к особенным людям с ограниченными возможностями. Развитие эмпатии.
Задачи:
Развитие социального и эмоционального интеллекта;
Улучшение самопонимания на основе анализа сюжетов игрового кино и киногероев;
Формирования компетенций в межличностном общении;
Расширение индивидуальных представлений об окружающем мире.
Продолжительность: 1,5 - 2 часа.
Вводная часть:
Ведущий приветствует участников, представляется. Рассказывает о целях занятия и этапах его проведения. Напоминает участникам правила работы группы на занятии.
Правила работы группы:
- Важно проявлять активность.
- Дать возможность каждому желающему высказаться и быть услышанным (при обсуждении говорить по одному).
- Уважительное, безоценочное отношение друг к другу (без оскорблений; можно оценивать посупок, но не человека).
- Правило руки (для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку).
- Правило «Здесь и сейчас» (говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент).
- Правило «Стоп» (не хочешь говорить– не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).
Упражнение «Шаг вперед…».
Сделайте шаг вперед те, кто…
- У кого зеленые глаза
- Любит гулять
- Родился в мае
- Кто учится в 7 классе
- У кого 35 размер ноги
- Кто сегодня в хорошем настроении
- У кого голубые глаза
- Кто умеет дружить
Основная часть.
Цель: просмотр фильма, обсуждение ключевых моментов.
Просмотр художественного фильма «Чудо» (2017США, Гонконг. Реж. Стивен Чбоски).
После просмотра фильма организовать спонтанное обсуждение.
- Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные разными эпизодами фильма.
- Помочь изложить реальное содержание фильма. Обратить внимание зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.
- Помочь участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи.
Основные вопросы для дискуссии:
Понравился ли фильм?
О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?
Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения?
Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?
Какой герой был интересен? Почему?
Как фильм связан с моей собственной жизнью?
Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?
Упражнение. «Рассказ из образа».
Цель: данное упражнение позволяет сформировать и развить эмпатию как свойство личности, наработать навыки психологического анализа образа и личности, выявить собственные блоки (психотерапевтический эффект), определить собственную систему ценностей, научиться вербализовывать собственные чувства, мысли, эмоции и т.п. без страха оценки и осуждения со стороны окружающих. У участников тренинга также формируется более полное представление о возможностях коммуникации и важности умения задавать правильные вопросы для ее развития.
Инструкция: любой из участников (в идеале каждый, хотя, это не обязательно) садится на «горячий стул» и начинает рассказ из образа любого из героев фильма, отвечая на вопросы: что происходило, что он делал, что чувствовал, как он оценивает происходящее, какие эмоции он испытывал в ходе происходящего и т.п. После того, как он заканчивает свой рассказ, остальные участники тренинга задают вопросы, обращенные к человеку в образе, т.е. фактически к герою фильма.