kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Фундамент позитивной педагогики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
  • выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
  • освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
  • развить групповую сплоченность;
  • снять напряжение и получить психологическую поддержку;
  • стабилизировать эмоциональное состояние.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Фундамент позитивной педагогики»»

МБОУ Жуковская СОШ №2 им.Е.П.Новикова




Тренинговое занятие

Тема:

«Фундамент

позитивной педагогики»






Разработала

педагог-психолог

Е.Г.Никулина



2019 г.

Сценарий тренингового занятия:


Тема: проблемы педагогов, связанные с эмоциональным выгоранием.


Цели:

  • познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;

  • выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;

  • освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

  • развить групповую сплоченность;

  • снять напряжение и получить психологическую поддержку;

  • стабилизировать эмоциональное состояние.


Материалы и оборудование:

  1. Бумага формата А4 (по количеству участников) 

  2. Ручки (по количеству участников) 

  3. Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» (по количеству участников) 

  4. Текст сказки «Сотовый телефончик»

Предварительная работа:

Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом»







План занятия:

п/п

Этап

Продолжительность

Предварительная работа:

Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом»

5-7 минут

Введение

5 минут

Упражнение «Имя»

5 минут

«Фундамент позитивной педагогики»

Упражнение «Сказки»

10 минут

Игра "Я люблю, конечно, всех..."

10 минут

Тренинговое упражнение «… зато ты»

20 минут

Упражнение «Вверх по радуге»

3 минуты

Заключение

2 минуты


Всего: 60 минут

Ход занятия:


  1. Предварительная работа:


Перед началом занятия (за несколько минут) участникам можно предложить ответить на вопросы несложного теста.


ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)


Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.


1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

  1. Введение


Сегодняшнее наше занятие посвящено эмоциональному выгоранию, а точнее его профилактике и снятию эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек").

Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.

Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс... Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.

Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.

Не секрет, что профессия учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках.

Основные симптомы СЭВ:
  • ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

  • нарастающий негативизм по отношению коллегам;

  • злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

  • утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

  • повышенная раздражительность - и на работе, и дома;

  • упорное желание переменить род занятий;

  • то и дело возникающая рассеянность;

  • нарушение сна;

  • обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;

  • повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.


Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:


1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:

  • неудовлетворенность собой,

  • "загнанность в клетку",

  • переживание психотравмирующих ситуаций,

  • тревожность и депрессия.


2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:

  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,

  • эмоционально-нравственная дезориентация,

  • расширение сферы экономии эмоций,

  • редукция профессиональных обязанностей.


3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:

  • эмоциональный дефицит,

  • эмоциональная отстраненность,

  • личностная отстраненность,

  • психосоматические и психовегетативные нарушения.










  1. Упражнение «Имя»


Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.


Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек.


Ход упражнения:

Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.

Например:
Ж - жизнерадостная
А - активная
Н - новая
Н - необычная
А – артистичная


Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.














  1. «Фундамент позитивной педагогики»

Упражнение «Сказки»


Цель: принятие каждого учащегося, умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.


Ход упражнения:

В этом упражнении педагогам читается сказка. Им нужно определить, какая воспитательная идея в ней содержится. Затем подумать, встретились ли в сказке персонажи, напоминающие учащихся их группы.


Сказка про телефончик:

«Учился в одном лицее сотовый телефончик. Вернее, конечно, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. Потому что телефончик каждый день ходил в лицей в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои телефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хвастаться друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» «А я круче, посмотрите, какой у меня корпус». «А я...» А наш телефончик во время этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный, голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело – громко звонил. Но это никого не интересовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлагали не позорить их и отойти в сторону.

Погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по улице, и спрятался в кустах.

То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его». Наверное, хозяин был с другом, потому что послышался другой голос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу найти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».

Телефончик задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимания. Я привык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие перемены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем».

А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Мальчик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» «Я здесь, – ответил телефон. – Я теперь рядом с тобой. И я буду помнить, что мир прекрасен и разнообразен. И пусть он иногда будет колючим и острым, но это дает возможность по-новому увидеть его яркость.»


Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.


Задание:

Педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учащихся своей группы, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.














  1. Игра "Я люблю, конечно, всех..."


Цель: создать положительную атмосферу.


Ход игры:

Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но ... (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)... больше всех". Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время - успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала.



  1. Тренинговое упражнение «… зато ты»


Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.


Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.


Ход упражнения:

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

  1. Упражнение «Вверх по радуге»


Цель: стабилизация эмоционального состояния.


Ход упражнения:

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.



  1. Заключение


Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

  • старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относитесь к конфликтам на работе;

  • как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.


Помните: работа - всего лишь часть жизни.











список используемой Литературы:


  1. Бойко В.В. «Энергия эмоций». – СПб.: Питер, 2004.- 474 с.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психодиагностике».—СПб.: Питер, 2001

  3. Вачков И. «Профессиональные стереотипы: выдумка или реальность?»// «Школьный психолог.» - № 17. – 2003. – С.12-13.

  4. Глауберман Д. «Радость сгорания: как конец света может стать новым началом.» – М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2004. – 368 с.

  5. Малых С.Б., Кутузова Д.А. «Психолог и стресс.»// «Вестник практической психологии образования.» - № 1. – 2004.- С. 28-33.

  6. Орел В.Е. «Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы.»// «Психологический журнал.» – Том 22. - № 1. – 2001. – С.90-101.

  7. Романова Е.С., Горохова М.Ю. «Личность и эмоциональное выгорание.»//»Вестник практической психологии образования.» - № 1. – 2004.- С.18-23.

  8. Ромек В., Ромек Е. «Тренинг наслаждения.» – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 160 с.

  9. Самоукина Н.В. «О проблемах практического психолога.»// «Журнал практического психолога.» - № 6. – 2002. – С.3-14.

  10. Сиднева С. «Плата за мастерство. О профессиональной деформации психолога.»// «Школьный психолог.»- №6. – 2005. – С.11-13.

  11. Скугаревская М.М. «Синдром эмоционального выгорания» // «Медицинские новости.» 2002. №7

  12. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.»// «Журнал практического психолога.» - № 5. – 1998. – С.84-89.

  13. Трунов Д.Г. «Профессиональные деформации практического психолога.»// «Психологическая газета.» - № 1. – 1998. – С.12-13.

  14. Филина С. «О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы.»// «Школьный психолог» - № 36. – 2003. – С.18-19.

  15. Фопель К. «Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие.» – М.: «Генезис», 1999. – 256с.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Фундамент позитивной педагогики»

Автор: Елена Григорьевна Никулина

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства