kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг "Способы регулирования поведения гиперактивных детей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для родителей и педагогов, где представлены способы и приемы работы с гиперактивными детьми.  Игры, мини- лекция помогают лучше понять особенности детей с СДВГ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Способы регулирования поведения гиперактивных детей".»

Тренинг

«Приемы регулирования поведения гиперактивных детей»

 Цель: обучение родителей особенностям работы с гиперактивным ребенком.

Задачи:

1.            Познакомить родителей с понятием «гиперактивный ребенок».

2.            Расширить опыт родителей по использованию техник эффективного взаимодействия с гипеаркивными детьми.

3.            Способствовать экспресс — регуляции эмоционального состояния участников тренинга.

 Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, 4 мяча среднего размера, фломастеры, чистые листы бумаги, магниты, доска, записи спокойных и энергичных мелодий, оборудование для воспроизведения музыкальных композиций (музыкальный центр), раздаточный материал.

1. Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  1. танцуем правой рукой;

  2. танцуем левой рукой;

  3. танцуем обеими руками;

  4. танцуем отдельно головой;

  5. танцуем левой ногой;

  6. танцуем правой ногой;

  7. танцуем обеими ногами;

  8. танцуем туловищем;

  9. танцуем правым плечом;

  10. танцуем левым плечом;

  11. танцуем обеими плечами;

  12. танцуем бровями;

  13. танцуем носом;

  14. танцуем губами;

  15. танцуем лицом;

  16. добавляем к танцу голову и шею;

  17. добавляем плечи;

  18. добавляем к танцу руки;

  19. добавляем правую ногу;

  20. добавляем левую ногу;

  21. танцуем всем телом;

  22. исключаем из танца правую ногу;

  23. исключаем из танца ноги;

  24. исключаем из танца туловище;

  25. исключаем из танца руки;

  26. исключаем из танца плечи;

  27. исключаем из танца голову;

  28. исключаем из лицо;

  29. танцуем губами;

  30. остановились;

  31. повернулись;

  32. улыбнулись!

2. Чтение притчи «Гвозди».

Жил-был один очень активный, непоседливый мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказывал каждый раз, когда мальчик не сдержится, вспылит, разгневается, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживаться и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей, стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать себя, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

3. Мини — лекция: «Что такое гиперактивность».

Цель: дать понятия гиперактивности, познакомить с причинами и проявлениями гиперактивности.

В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования.

«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. Многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Гиперактивность характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться, «как будто бы к ним прикрепили мотор». Избыточная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Проявляется также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Возможно сочетание чрезвычайной двигательной активности и деструктивного поведения.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Без разрешения может вставать с места во время занятия, вклиниваться в разговор или работу находящихся рядом людей. Во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Нарушения концентрации внимания являются причиной плохого выполнения задания. Гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи.

Отвлекаемость. Гиперактивные дети отвлекаются на любые раздражители, которые встречаются им непосредственно в ходе выполнения задания.

После поступления в школу проблемы гиперактивных детей, как правило, значительно усиливаются. Его поведение не соответствует возрастной норме, поэтому в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований.

В коллективе такой ребенок служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.

Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Большинству таких детей свойственны малая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость, агрессивность.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладает гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, а также наблюдаются особенности развития речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней мере нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, не взирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

Причины и механизмы развития СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. Факторами риска, для формирования СДВГ у детей являются:

  1. патология беременности и родов (диагностируется в 85% случаев);

  2. инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

  3. генетическая обусловленность (СДВГ может развиваться у 46% мальчиков и 31% девочек, унаследовавших этот ген).

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Негативное влияние на здоровье детей оказывают микроэлементы из группы тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, никеля и др., которыми загрязнена окружающая человека среда. Выхлопные газы автотранспорта богаты свинцом, который может накапливаться в организме. Помимо проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания, двигательной расторможенности, увеличение уровня свинца в крови является тенденцией к снижению коэффициента интеллекта.

Инфекционные агенты (в результате хронического токсического воздействия), воздействующие во время беременности на мать, могут поражать развивающийся мозг плода, не оказывая при этом какого-либо действия на зрелую центральную нервную систему матери.

Как помочь гиперактивному ребенку.

Помня об индивидуальных особеннос­тях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вече­ром, уменьшить их рабочую нагрузку, де­лать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) учитель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за вы­полнение которых ребенок получает воз­награждение (не обязательно материаль­ное). Гиперактивного ребёнка необходи­мо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в пер­вой паре, дежурство во время обеда и др. все инструкции предъявляемые гиперактивному ребенку должны быть четкими и краткими не более 10 слов.


4. Приемы работы с гиперактивными детьми.

1. Игра «Липучки».

Цель: снять межличностные барьеры, сплотить группу.

Инструкция. Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет «Стоп, по двое руками», вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем.

Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела.

В конце игры ведущий может разбить группу на микрогруппы и оставить в таком составе для дальнейшей командной работы.

2. Игра «Сто мячей».

Цель: способствовать развитию навыка распределения внимания, умению устанавливать контакт с окружающими.

Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.

1 этап. Все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. задача играющих поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча. (При работе с детьми между проведением 1-го и 2-го этапов может пройти не одна неделя. Главное – не форсировать события, иначе игра не удастся, и дети быстро потеряют интерес к ней.)

2 этап. Игра точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один, дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.

На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и т.д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один.

Примечание. В очень сплоченной аудитории (или в группе детей) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.

3. «Кричалки — шепталки — молчалки»

Эта игра регулирует поведение возбуж­денных детей, успокаивает их. Развива­ются наблюдательность, умение действо­вать по правилу, волевая регуляция.

Содержание игры

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ла­донь — «молчалку», дети должны заме­реть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

4. «Многоножки» Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к про­тивоположному краю парты или в любом другом, задан­ном учителем, направлении. В движении принимают уча­стие все пять пальцев.

«Двуножки»

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гон­ки между «двуножками» левой и правой руки, между «дву­ножками» соседей по парте.

5. «Час тишины и час «можно»»

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час ти­шины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого по­тока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно­му ребенку (а тот их «не слышит»).

После проведения всех или нескольких игр целесооб­разно обсудить в классе эффективность и сферы применения каждой игры.

5. Рефлексия. Упражнение «Прямой эфир».

Цель: оценка усвоенной участниками тренинга теоретической информации.

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с гиперактивными детьми. Адресуйте свое обращение педагогам (и / или родителям)».

Время в эфире – 2 минуты. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.

























ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые родители (законные представители)!

Сегодня Вы участвовали в тренинге «Приемы регуляции поведения гиперактивных детей». Для подведения итогов работы и формулировке запросов на следующее занятие, Вам предлагается ответить на вопросы:

Чем полезна именно для Вас данная встреча? _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Какие конкретные приемы Вы будете использовать в своей работе? _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ваши пожелания на следующее занятие: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ФИО ____________________________________________________________


Дата «___» __________________ 20__ г.




















Рекомендации, для взрослых, родителей

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  5. Для подкрепления-устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пиши, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вече­ром.

  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

  • Делить работу на более короткие, но более ча­стые периоды. Использовать физкультминутки.

  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

  • Снизить требования к аккуратности в начале ра­боты, чтобы сформировать чувство успеха.

  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

  • Договариваться с ребенком о тех или иных дей­ствиях заранее.

  • Давать короткие, четкие и конкретные инструк­ции.

  • Использовать гибкую систему поощрений и на­казаний.

  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  • Предоставлять ребенку возможность выбора.

  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Игры с гиперактивными детьми


«Слоны».

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запреща­ется подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходь­бе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны так­же гонки слонов.

Необходимо четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по опре­деленному сигналу.


«Повтори за мной».

Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель, достаточно сложные. Если соперник не сумел точно их воспроизвести, автор должен сам повторить свои действия — в противном случае выбывает он. Если автор правильно воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же послед­ний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.


«Черепаха».

Цель: научиться контролировать свои движения.

Ведущий встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее ведущий говорит: «Представьте себе, что все мы черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы – черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Ведущий следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.


«Маленький зверек».

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».




ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА



Импульсивность

 Беспокойство

 Суетливость

Напряжение в мускулах

 Легкая отвлекаемость

 Бесконтрольное поведение

Низкая самооценка

 Задиристость

 Эмоциональная неустойчивость.

 Излишняя

говорливость.

 Чрезмерная

подвижность.

 Нарушение

концентрации

внимания.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг "Способы регулирования поведения гиперактивных детей".

Автор: Дегтярева Екатерина Леонидовна

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства