Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»
Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»
В рамках реализации инклюзивного подхода в образовании предусматривается совместное обучение и воспитание детей с особыми потребностями в обучении с иными категориями обучающихся, предоставление равного доступа к соответствующим образовательным учебным программам, а также оказание коррекционно-педагогической и социальной поддержки развития посредством обеспечения специальных условий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»»
Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»
Зайцева Ирина Вячеславовна,
психолог начальной школы,
Международная школа «Мирас».
В рамках реализации инклюзивного подхода в образовании предусматривается совместное обучение и воспитание детей с особыми потребностями в обучении с иными категориями обучающихся, предоставление равного доступа к соответствующим образовательным учебным программам, а также оказание коррекционно-педагогической и социальной поддержки развития посредством обеспечения специальных условий.
Это ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих коррекционных методик и средств, позволяющих обеспечить детей с ООП специальными условиями для коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.
Социальные истории — это метод, целью которого является предоставление помощи детям в понимании социальных правил и коррекция проблем в поведении.
Метод социальных историй хорошо работает не только с детьми с такими диагнозами как Аутизм, Синдром Аспергера, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ), но и с детьми без диагноза для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения в определенных ситуациях.
Социальная история — что это такое, и как это выглядит?
Социальная история — это иллюстрированный рассказ про ребенка (можно использовать фотографии самого ребёнка) и те события, которые с ним происходят. Она может быть очень короткой и простой. Социальная история не оценивает ситуацию ни положительно, ни негативно, то есть, в ней не говорится, что «вот, ребенок поступил очень плохо, и теперь он должен поступать хорошо». Социальная история просто описывает, что произошло с ребенком и предоставляет некоторые рекомендации по поведению.
Социальная история может использоваться:
Во-первых, как предупреждающая методика, чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение.
Во-вторых, она может использоваться как обучающая методика, и тогда в ней будет обучение каким-то новым навыкам, например, тем словам, которые ребенок может сказать в группе других детей, или социально одобряемым поступкам, например, поднимать руку, чтобы задать вопрос учителю.
В-третьих, социальные истории могут использоваться как реактивные методики уже после того, как какая-то ситуация произошла, чтобы помочь ребенку с интеграцией информации
Главные правила составления эффективной социальной истории.
Одна история — одна идея
Это означает, что надо чётко выделить тему.
Например, как вести себя на уроке (не кричать с места, поднимать руку), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми.
Формируем положительные установки
В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
Объясняем просто и доступно
Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.
Простой, точный и доброжелательный язык изложения
Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.
Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений:
Вид первый — Описательные предложения общего порядкаРассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.
Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?
Вид второй —Перспективные предложения.Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.
Например: «Мама и папа будут гордиться мной».
Вид третий — Директивное предложение = Что должен делать ребёнокв данной ситуации Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным.
Я попытаюсь оставаться спокойным….
Я буду…
Например: «Я подниму руку и буду спокойно ждать когда учитель меня спросит».
Иллюстрации — залог успеха
Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня — до самого взрослого вариантавизуализации:
Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
Чёрно-белые фотографии
Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
Чёрно-белые рисунки
Схематическое обозначение (символьные иконки)
Кроме того, помните о любимых героях их мультфильмов и сказок! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.
Упрощаем и сокращаем вид страницы
Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой. Например
Истории должны находиться в быстром доступе
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку в любой момент.
Как правильно знакомить ребенка с социальной историей?
Выберете время, когда ребенок спокоен и готов слушать историю
Скажите ребенку что это написали Вы специально для него
Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее на потом.
Составьте таблицу в которуюВы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения)