kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках реализации инклюзивного подхода в образовании предусматривается совместное обучение и воспитание детей с особыми потребностями в обучении с иными категориями обучающихся, предоставление равного доступа к соответствующим образовательным учебным программам, а также оказание коррекционно-педагогической и социальной поддержки развития посредством обеспечения специальных условий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»»

Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»



Зайцева Ирина Вячеславовна,

психолог начальной школы,

Международная школа «Мирас».



В рамках реализации инклюзивного подхода в образовании предусматривается совместное обучение и воспитание детей с особыми потребностями в обучении с иными категориями обучающихся, предоставление равного доступа к соответствующим образовательным учебным программам, а также оказание коррекционно-педагогической и социальной поддержки развития посредством обеспечения специальных условий.

Это ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих коррекционных методик и средств, позволяющих обеспечить детей с ООП специальными условиями для коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.

Социальные истории — это метод, целью которого является предоставление помощи детям в понимании социальных правил и коррекция проблем в поведении.

Метод социальных историй хорошо работает не только с детьми с такими диагнозами как Аутизм, Синдром Аспергера, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ), но и с детьми без диагноза для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения в определенных ситуациях.

Социальная история — что это такое, и как это выглядит?

Социальная история — это иллюстрированный рассказ про ребенка (можно использовать фотографии самого ребёнка) и те события, которые с ним происходят. Она может быть очень короткой и простой. Социальная история не оценивает ситуацию ни положительно, ни негативно, то есть, в ней не говорится, что «вот, ребенок поступил очень плохо, и теперь он должен поступать хорошо». Социальная история просто описывает, что произошло с ребенком и предоставляет некоторые рекомендации по поведению.

Социальная история может использоваться:

  • Во-первых, как предупреждающая методика, чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение.

  • Во-вторых, она может использоваться как обучающая методика, и тогда в ней будет обучение каким-то новым навыкам, например, тем словам, которые ребенок может сказать в группе других детей, или социально одобряемым поступкам, например, поднимать руку, чтобы задать вопрос учителю.

  • В-третьих, социальные истории могут использоваться как реактивные методики уже после того, как какая-то ситуация произошла, чтобы помочь ребенку с интеграцией информации

Главные правила составления эффективной социальной истории.

  1. Одна история — одна идея

Это означает, что надо чётко выделить тему.

Например, как вести себя на уроке (не кричать с места, поднимать руку), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми.

  1. Формируем положительные установки

В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

  1. Объясняем просто и доступно

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

  1. Простой, точный и доброжелательный язык изложения

Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.

Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений:

Вид первый — Описательные предложения общего порядка Рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.

Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?

Вид второй Перспективные предложения.Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.

Например: «Мама и папа будут гордиться мной».

Вид третий — Директивное предложение = Что должен делать ребёнокв данной ситуации Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным.

  • Я попытаюсь оставаться спокойным….

  • Я буду…

Например: «Я подниму руку и буду спокойно ждать когда учитель меня спросит».

  1. Иллюстрации — залог успеха

Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня — до самого взрослого варианта визуализации:

  • Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает

  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту

  • Чёрно-белые фотографии

  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью

  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле

  • Чёрно-белые рисунки

  • Схематическое обозначение (символьные иконки)

Кроме того, помните о любимых героях их мультфильмов и сказок! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.

  1. Упрощаем и сокращаем вид страницы

Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой. Например

  1. Истории должны находиться в быстром доступе

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку в любой момент.

Как правильно знакомить ребенка с социальной историей?

  • Выберете время, когда ребенок спокоен и готов слушать историю

  • Скажите ребенку что это написали Вы специально для него

  • Читайте историю медленно, доброжелательно и если он протестует, отложите ее на потом.

  • Составьте таблицу в которуюВы будите записывать результаты работы (частота и интенсивность поведения до и после истории, отмечайте дату прочтения)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Тема «Социальные истории как метод коррекционной работы с детьми с ООП»

Автор: Зайцева Ирина Вячеславовна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства